Испанский маньеризм
Характеристика Эль Греко как наиболее яркого выразителя маньеристического направления получила широкое распространение в мировом искусствознании. Мы не будем касаться этой дискуссионной проблемы, поскольку она сразу же сталкивает с тенденциозной, беспредельно расширенной трактовкой маньеризма различными исследователями, ложность посылок которой требует специального рассмотрения. Отметим только, что с точки зрения новых экстравагантных изобразительных приемов Эль Греко оставил маньеристов далеко позади. Однако оценка его творчества была бы значительно облегчена, если бы она укладывалась в рамки догматической эстетики маньеризма. Творчество Эль Греко, которое отражало его личную художественную концепцию мира и человека, представляется явлением гораздо более сложным, далеко выходящим за жесткие рамки каких-либо стилевых категорий.
Была своего рода историческая закономерность в том, что шедшее из Италии влияние маньеризма быстро преобразовывалось в искусстве других стран, нередко выражая присущее этому искусству национальное своеобразие. Так произошло и с испанскими мастерами, которых обычно также называют маньеристами. Особого внимания в этом отношении заслуживает творчество живописца Луиса Моралеса и скульптора Алонсо Берругете. Оба использовали многие маньеристические приемы.
Луис Моралес (около 1509—1586) работал в своем родном городе Бадахосе вдали от двора, его придворная карьера не увенчалась успехом. Это был художник одной темы — темы страдания, исполненного чувства христианской жертвенности и покорности. В его картинах жесткость, внешняя окаменелость образов сочетаются с большим внутренним напряжением, в то время как передача душевной эмоции подкупает своей глубокой искренностью. В преувеличенной религиозной одухотворенности картин Моралеса проглядывает нечто средневековое.
В отличие от сдержанного искусства Моралеса искусство Алонсо Берругете (1490—1561) — само воплощение страстного душевного порыва. Пропорции его фигур вытянуты, формы нередко искажены, позы динамичны, жесты резки и порывисты, лица отражают внутреннее возбуждение. Стремление к неправильному, характерному, ярко выразительному сочетаются в произведениях Берругете с обостренным ощущением декоративной красоты, особенно в цветовом решении деревянных скульптур, предназначенных для алтарных композиций. Переливчатые теплые красновато-золотистые и холодные голубовато-сизые тона, золотое узорочье одежд — все создает впечатление изощренного красочного зрелища. Мастера такого масштаба и настолько близкого национальным вкусам Испания той поры еще не знала, и не случайно уже современники признали Берругете самым выдающимся испанским скульптором.
Эль Греко был хорошо знаком с работами Берругете в Толедо: его великолепными рельефами, украшающими деревянные скамьи в хоре собора, и там же с композицией из раскрашенного алебастра “Преображение”, его мраморной гробницей кардинала Таверы в госпитале Сан Хуан де Афуэра и одним из самых вдохновенных созданий мастера — скульптурной группой, изображающей встречу Марии и Елизаветы в алтаре церкви св. Урсулы. Влияние Берругете сказалось в скульптурных работах Эль Греко.
В судьбе Эль Греко и Берругете, который умер за шестнадцать лет до приезда живописца в Испанию, было и нечто общее. Оба они прошли серьезную итальянскую школу, испытав влияние Микеланджело (Берругете был его учеником), оба пережили расцвет творчества в Испании. Было и нечто созвучное в их исканиях.
Та же задача утверждения субъективного эмоционального начала, которая у Моралеса и Берругете проявлялась в локально испанских формах, с неизмеримо большей яркостью и силой в масштабе общемировом была решена Эль Греко. В условиях кризиса эпохи Возрождения возврат к формам повышенной спиритуализации стал знамением времени. Он был закономерен для испанцев Моралеса и Верругете, представителей страны, и искусстве которой еще жили традиции средневековья. Еще закономернее это было для Эль Греко, греческого художника, работавшего на испанской земле.
Однако здесь сторонники теории византизма оказались правыми лишь отчасти. Несомненно, некоторые черты искусства Эль Греко свидетельствуют о его возвращении к далеким истокам вдохновения. Интересна мысль X. Камона Аснара о том, что все восточное, что было скрыто в Эль Греко, в нем пробудил Толедо. Камон Аснар отмечает определенную взаимосвязь: европейские влияния, которые на почве Толедо приобретали полуарабский оттенок, у Эль Греко трактовались в духе византийских традиций.
И все же нельзя считать, что в Испании Эль Греко наиболее ярко проявил себя как “наследник византийских традиций”. То, что питало его соображение, прошло через призму глубоко личного восприятия. Стремление к спиритуализации, которое нарастало с каждым годом в его творчестве, выражалось в особой, ни на кого не похожей и очень сложной системе художественных образов. Именно поэтому он и был тем удивительным мастером, вокруг которого, вероятно, никогда не утихнут споры.
Живопись Эль Греко
Испанское искусство 17 века
Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.
Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 века с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это – итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.
Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо – город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в сипах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.
Эль Греко – величайший мастер колорита. Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине – остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко.
Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.
Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.
Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.
Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610–1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.
Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.
Маньеризм как стиль в живописи
Понятие «маньеризм» (в переводе – «стиль», «манера») имеет отношение к стилю живописи, скульптуры и архитектуры, сформировалось направление в итальянских городах Риме и Флоренции в начале 16 века, в поздний период высокого Возрождения.
Два этапа развития:
- Ранний (1520 – 1535) или «антиклассический», «антиренессансный» стилю;
- Высокий (1535 – 1580) более запутанный, интеллектуальный, глубокий.
Особенности стиля
Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.
Для изображений характерно:
- Эмоциональность в передаче образов;
- Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
- Динамичность и напряженность поз;
- Необычная передача перспективы и освещения;
- Яркие краски.
Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.
В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.
Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.
Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.
Художники
Наиболее известные художники:
Микеланджело
Фрески Сикстинской капеллы.
Корреджо
Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).
Пармиджанино
Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».
Аньоло Бронзино
«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».
Джорджо Вазари
«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».
Эль Греко 
«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».
Якопо Бассано
«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».
Тинторетто
«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».
Джузеппе Арчимбольдо
«Садовник», «Повар», «Юрист».
Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях
Исторические предпосылки
Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.
Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.
Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.
Значение
По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.
Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.
Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.
Маньеризм — изящный, претенциозный и неоднозначный стиль XVI – XVII века
Маньеризм (manierismo) — художественный стиль, пришедший на смену угасающему Возрождению и предшествовавший эпохе Барокко. Его отличают вычурность живописной манеры и броскость, с одной стороны, рафинированность и утончённость — с другой. При этом, для полотен зачастую характерны изломанность, напряжённость, болезненность линий и форм.
Само название происходит от итальянского слова maniera — «манера». Стиль получил неоднозначные оценки: от резко негативных до признания значительной роли в развитии искусства.
Стиль зародился в Италии в первой половине XVI века и был актуален практически столетие. В этой манере писали многие живописцы и первой трети XVII века.
Маньеризм был промежуточным, пограничным стилем. Он возник параллельно с поздним ренессансом — и развивался на фоне его угасания. А уход со сцены самого маньеризма совпал с торжественным шествием по Европе набирающей силу барочной эстетики (ряд искусствоведов даже считают этот стиль ранним этапом барокко).
Маньеризм — красота, порождённая надломом
Как и караваджизм, маньеризм стал отражением того сложного, драматичного, тревожного барочного мировоззрения, которое пришло на смену идеалам Ренессанса. Европу в XVI веке настиг глубокий общественный кризис, отразившийся в крушении былых идеалов и повлёкший за собой кризис мировоззрения. Пропала уверенность в завтрашнем дне. Мир перестал казаться гармоничным и рациональным, как в эпоху Возрождения. Он представлялся уже непредсказуемым, опасным, грозящим испытаниями и трагедиями. Ряд исследователей считают, что маньеризм зародился после разграбления Рима в 1527 году, то есть стал непосредственным ответом на национальную драму.
Но, если караваджисты передавали трагизм эпохи с помощью реализма и резких контрастов, то маньеристы пошли совершенно противоположным путём — они стали искать выход в изяществе и утончённости, противопоставлявшихся болезненной действительности.
И всё-таки в этой утончённости было отчётливо заметно отражение кризисного мировоззрения:
- живописцы-маньеристы отказались от принципов ренессансной гармонии и уравновешенности. Вошли в моду перегруженные композиции, удлинённые и даже деформированные фигуры. Это отражало подсознательное чувство деформации социальной жизни и мировоззрения;
- изысканная плавность линий зачастую перерастала в изломанность, взвинченность, змеевидность;
- напряжённость поз передавала ощущение внутренней тревоги и беспокойства. Многие художники-маньеристы использовали такой приём, как контрапост;
- палитра становится подчёркнуто-броской, порой даже едкой или приторно-сладкой. Маньеристы часто использовали сочетание розового и голубого цветов, но не всегда прозрачно-пастельных оттенков, как в рококо (который, кстати, многое перенял у маньеризма), а порой очень ярких;
- для сюжетов стал характерен повышенный спиритуализм, для передачи чувств — экзальтированность, доходящая до аффектации. Это отразило поиски опоры в трансцендентном. (Это направление маньеризма перерастёт в сакральное барокко);
- многие картины были насыщены или сублимированным эротизмом, или подчёркнутым аскетизмом. Творцов бросало из крайности в крайность;
- широко использовались необычные эффекты, игра с перспективой и освещением — на место ясных ренессансных образцов пришли поиски новых выразительных методов.
В отличие от зрелого барокко, маньеризму не хватало глубины и целостности. Многие искусствоведы, особенно советской школы, называли стиль упадочным, подразумевая отказ от возрожденческих идеалов. Но это был не просто отказ от ренессансных традиций, а период поиска новых смыслов. Ответом на эти поиски и стало создание барочной эстетики.
Известные художники-маньеристы
Признаки маньеризма прослеживаются уже у Микеланджело и Рафаэля, Тициана и Тинторетто. Но в чистом виде он отразился в полотнах:
- Пармиджанино (Parmigianino);
- Якопо Понтормо (Jacopo Pontormo);
- Джулио Романо (Giulio Romano);
- Джорджо Вазари (Giorgio Vasari);
- Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino);
- и одной из первых знаменитых художниц — Артемизии Джентилески (Artemisia Gentileschi).
Во Франции в этой манере работали живописцы школы Фонтебло. Маньеристам покровительствовал двор императора Рудольфа II в Праге. Значительный вклад в развитие стиля внесли и нидерландские мастера.
А в Испании элементы маньеризма вплелись в художественный язык гениального и самобытного Эль Греко (El Greco). Но уникальность его творчества далеко выходит за пределы чистого маньеризма, как, впрочем, и любого другого стиля.
Несмотря на неоднозначные оценки, полотна маньеристов высоко ценятся музеями и коллекционерами. Купить картины разных эпох можно на одном из интернет-аукционов, которые проводятся на сайте VeryImportantLot. Такие вещи сочетают в себе эстетическую ценность и отличные инвестиционные перспективы.
Маньеризм
Характеристика и описание стиля, известные представители маньеризма.
Аллегория с Венерой и Амуром. Бронзино.
Что такое маньеризм?
В изобразительном искусстве термин «маньеризм» (слово происходит от итальянского «maniera», что переводится как «стиль» или «стильность») относится к стилю живописи, скульптуры и (в меньшей степени) архитектуры, возникшему в Риме и Флоренции в период 1510–1520 годов, на поздних этапах высокого Возрождения. Маньеризм выступает в качестве моста между идеализированным стилем эпохи Ренессанса и драматической театральностью барокко.
Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.
Характеристики стиля
Ранний маньеризм (1520–1535) известен своей «анти-классичностью». В 1535–1580 он вырастает в высокий маньеризм — запутанный и интеллектуальный стиль. В целом, картины в этом стиле имели тенденцию быть более искусственными и менее натуралистичными, чем произведения эпохи Возрождения. Как правило, они ассоциируются с эмоциональностью, напряженными позами, необычным масштабом, освещением или перспективой, а также кричащим использованием цвета.
Молодое поколение художников чувствовало, что не может усовершенствовать развитый стиль старых мастеров, таких как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и др. В их глазах великие мастера достигли всего, чего можно было достигнуть, имея существующие техники и подходы. По этой причине, как и модернисты спустя сотни лет, они выступают против традиционного художественного канона, искажая классический живописный язык.
Торжество Истины и Справедливости. Аахен Ханс.
Концепции устройства мира, предложенные Коперником, находят свое отражение в изобразительном искусстве. Художник, как и многие его современники, утрачивает веру в упорядоченную гармонию окружающего мира. Известных канонов искусства уже не достаточно для того, чтобы проиллюстрировать мир. Маньеризм демонстрирует неопределенность общества, возникшую в результате научных открытий и пытается найти новый живописный язык для иллюстрации радикально изменившегося окружения.
Вознесение Богородицы. Корреджо.
Художники
Среди лучших маньеристов следует выделить знаменитого гения Микеланджело (обратившегося к стилю не с самого начала своей карьеры), Корреджо, известного своими сентиментальными картинами, влиятельного художника Пармиджанино, Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино, Якопо Бассано, Тинторетто, Федерико Бароччи, Джузеппе Арчимбольдо, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи и других.
Персей и Андромеда. Вазари.
Скульптура
Скульптуру маньеризма можно назвать более выразительной, чем работы мастеров Возрождения, что доказывают работы Джамболоньи, Бенвенуто Челлини, Жермена Пилона и прочих.
Похищение Сабинянок. Джамболонья.
В Италии маньеризм идет на спад начиная с 1590-го года, что совпадает с приходом нового поколения итальянских художников во главе с Караваджо, которые переосмысляют значение натурализма. За пределами Италии, однако, стиль сохраняется как форма рыцарского искусства. Чуть дольше существует школа Фонтенбло (1528–1610), базирующаяся на идеях маньеризма.
Переход к барокко
Сочетание реального и нереального, духовного, чувственного и материального было совершенно чуждо для мастеров Возрождения. В стиле барокко (примерно 1600–1700 годы) интеллектуальные миры, создаваемые маньеристами уже в 16-м веке, достигают своего апогея.
Эль Греко: жизнь и творчество художника
Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.
Содержание
Биография Эль Греко
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Техника живописи художника
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.
К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.