АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Анализ жизненной ситуации.

Анализ жизненной ситуации. Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди знают о том, что корни психологических проблем взрослого человека обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско- родительских отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль, стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к собственной жизни.

Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно. Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом вы молодец» (как положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о которых он говорит.

Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть «каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуации. Например: «Опишите подробнее ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли у вас подобные переживания и ситуации раньше и как вы с ними справлялись».

Обязательно следует спросить, когда впервые появилась данная проблема. Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда следует спросить, почему клиент обращается за помощью именно сейчас. Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о существенных изменениях, произошедших в жизни человека.

Еще один типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования: «Какой идеальный результат от нашей совместной работы вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»

Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом понимается желание оставить все по- старому, но так, чтобы не испытывать связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и ценностях.

Другим важным вопросом является такой: «Что вы станете делать после того, как беспокоящая вас проблема полностью уйдет из вашей жизни?» Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добиться формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни. Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация, невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с вредными для него поведенческими стереотипами. Например, клиентка, страдающая ожирением, вопреки своей «проблеме» может реализовать свое желание носить красивое платье.

Обычно в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь от какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т. п.), а потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у вас чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме самоизменения.

Часто клиент, который приходит на консультацию, сознательно стремится достичь положительных результатов, но бессознательно тем или иным образом порицает себя за наличие проблемы, используя только отрицательные стимулы. Психолог-консультант помогает клиенту научиться разнообразным способам положительного самомотивирования, когда цель достигается легче и практически без усилий. Анамнез жизни включает в себя изучение жизненной ситуации и личной истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы: возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, состав его актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактах взрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми, проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то из супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью, рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от роли родителя и супруга.

случаях необходимо выяснить, кому принадлежит инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие проблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам факт ее существования («ты все себе придумываешь», «это все пустое»).

Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательно выгодна матери в ее отношениях с мужем («пока ребенок болеет, его надо водить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить»).

Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного подхода, разработанного Э. Берном и его последователями. Особое внимание следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которой проявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа по преодолению родительских директив позволяет довольно быстро «вывести» клиента к новому осмыслению текущей ситуации.

Анализ речи и невербального поведения. В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос клиента и особенности его речи, параллельно важно анализировать невербальное поведение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их в неожиданный контекст.

Анализ симптома. Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто возникающие телесные симптомы, то необходимо осведомиться о том, что предшествовало их возникновению. Причем вопрос психолога не должен содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны считать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко и неосознанных психологических проблем.

Можно задать вопрос типа «Опишите события вашей жизни, примерно в течение года до начала заболевания, не оценивая их по значимости».

Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимо осознать, что человеческое тело на своем языке всегда заявляет о наличии неразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту необходимо познакомиться с основными концепциями и понятиями психосоматического подхода.

Анализ сопротивления. В современных теориях психологической помощи довольно дискуссионным является вопрос о сопротивлении клиента и его преодолении. Сопротивление — это проявление психологической защиты от осознания подлинной причины своей проблемы. Однако нет такого негативного жизненного опыта, который не мог бы быть переработан в направлении позитивного самоизменения в дальнейшем.

Психологу важно сохранять постоянную установку на позитивную интерпретацию истории жизни, иначе он может сам подменить по-

мощь клиенту неконструктивным состраданием. Последнее совершенно неуместно и неэтично для профессиональной позиции, поскольку, присоединяясь к чувствам и переживаниям клиента, проникнутым безнадежностью, психолог тем самым укрепляет бессознательное нежелание клиента взять ответственность за свою жизнь на себя и действовать в направлении саморазвития, что и является сопротивлением.

Наиболее продуктивными в рамках проблемно-ориентированной психологической помощи оказываются клиенты, уже до предела «уставшие» и от своей проблемы, и от своего сопротивления ее решению, оставившие надежду, что «все пройдет как-нибудь само». Образно говоря, они уже «добежали до стенки» и находятся в объективно тяжелой ситуации. Таким образом, чем более тяжелой является проблема или симптом, тем более быстрым может оказаться результат работы психолога.

В проблемно-ориентированной психологической помощи сопротивление клиента может даже специально провоцироваться предельно острыми интерпретациями психолога. Психолог как бы ускоряет движение клиента к тупику, и далее клиент может самоопределиться, что он выбирает — свое сопротивление или же движение в сторону решения проблемы.

2. В ходе сбора информации у психолога рано или поздно вызревает общая гипотеза, включающая в себя два аспекта: с одной стороны, представление о причине возникших у клиента трудностей, часто скрытой от его сознания, и, с другой стороны, идея о способе выхода из сложившейся ситуации.

Общая гипотеза может вызревать постепенно, в ходе последовательного анализа ситуации, а может возникать и внезапно, в виде интуитивного озарения, или инсайта.

Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его общей познавательной установкой, выражающей степень доверия к собственному разуму и разуму клиента. Если эта степень доверия недостаточна, то психолог может сконцентрироваться на работе с чувствами, ощущениями, образами. Заметим, что это не относится к конечной эффективности работы психолога-консультанта, которая при сознательном выборе той или иной практики или идеологии может быть достаточно высока.

Трудная жизненная ситуация: методологический анализ

Василенко Т.Д. (Курск, Российская Федерация)

Василенко Татьяна Дмитриевна

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор психологических наук, доцент, декан факультетов клинической психологии, социальной работы, экономики и менеджмента, зав. кафедрой общей и клинической психологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ.

Аннотация. В статье представлен методологический анализ трудных жизненных ситуаций, связанных с телесным опытом. Статья содержит уровни методологического анализа жизненных ситуаций (жизненная ситуация как условие жизни человека, ситуация как этап жизненного пути личности, формирование отношения личности к ситуации). Жизненные ситуации, связанные с внутренним телесным опытом, классифицированы по различным основаниям: влиянию на здоровье — свидетельствующие о нарушении здоровья (соматические заболевания); длительности — ограниченные по времени (состояние беременности), неопределенные по длительности (хроническое соматическое заболевание длительного течения) и заболевания неизлечимые, с которыми человек проживает всю жизнь; степени тяжести течения; степени ограничения социального взаимодействия (совместимые с продолжением профессиональной деятельности и предполагающие инвалидность); социальному стереотипу, связанному с заболеванием (например, угрожающие жизни заболевания). Также представлены результаты исследования взаимосвязей телесности и субъективной картины жизненного пути личности в состоянии здоровья, болезни и беременности. Выявлены факторы дезадаптивного реагирования на телесный опыт — снижение жизнестойкости, блокирование или чрезмерная выраженность рефлексивности, снижение самодетерминированности, а также кризисные процессы идентичности. Выявлены общие для любого телесного опыта закономерности его переживания и осмысления, влияния на эти процессы контекста жизненного пути, а также специфичные для хронических соматических заболеваний и беременности закономерности и факторы, снижающие возможности преодоления и адаптационные ресурсы личности.

Ключевые слова: жизненный путь личности, значимость жизненных событий, жизненная ситуация, временная организация личности, жизнестойкость, идентичность, рефлексивность, каузальность, телесный опыт хронического соматического заболевания, внутренняя картина болезни.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Жизненная ситуация выступает как условие жизни личности. Человек, вступая во взаимодействие с жизненной ситуацией, с одной стороны, строит это взаимодействие в контексте всего жизненного пути, а с другой — реализует всю систему сложившихся у него отношений. Вместе с тем, ситуация может запускать динамику смысловых процессов, требуя от личности необходимых изменений, перехода к новому этапу экзистенции, поиска новой идентичности, переосмысления жизненного пути и построения новой его картины. Это могут быть особые ситуации, многие авторы называют их критическими (Василюк Ф.Е.; Коржова Е.Ю.). Так, по мнению Е.Ю. Коржовой, «… только когда жизненная ситуация воспринимается человеком как проблемная, можно говорить о субъект-объектном взаимодействии человека и жизненной ситуации в процессе жизнедеятельности. При этом жизненная ситуация становится для человека событием» [9, с. 53]. Человек противопоставляет себя ситуации и выступает как субъект, а жизненная ситуация становится объектом его размышлений. Ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину мира.

Имеет место индивидуальное, уникальное взаимодействие разных людей с одними и теми же жизненными ситуациями: «… жизненные ситуации могут восприниматься людьми по-разному в зависимости от их жизненного опыта (прежде всего, от того, как он воспринимается и осмысливается самим человеком) и от объективно существующих обстоятельств, жизненных условий» [Там же. С. 53].

Таким образом, ситуация понимается как внешние условия протекания жизнедеятельности человека и как результат активного взаимодействия личности и среды.

Мы считаем, что ситуация должна быть рассмотрена с позиции взаимодействия субъекта, находящегося на определенном этапе своей жизни, со всеми условиями осуществления его жизнедеятельности, как внешними, так и внутренними. Ситуация — это всегда ситуация конкретной жизни индивидуального субъекта, то есть жизненная ситуация. По качественным особенностям, а также своеобразию, уникальности жизни субъекта ситуации могут быть классифицированы на типичные, нормативные и нетипичные, особые (сложные).

Мы считаем целесообразным осуществлять анализ ситуации с позиции качества отношений с ней субъекта жизненного пути. В этом контексте представляют интерес особые жизненные ситуации, которые прерывают процесс непрерывности жизни субъекта. Такие ситуации Ф.Е. Василюк называет критическими и определяет их как ситуации невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) [5]. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д. (Семичев С.Б., 1972; Caplan G., 1963; Moors R.H., 1977; Hoff L., 1978 и др., [Цит. по: 5]). Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей…» [Там же] и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом» [Там же]. Такими характеристиками обладает телесный опыт, связанный, например, с заболеванием.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла (Рубинштейн С.Л., Василюк Ф.Е.). Категория индивидуальной жизни представляет собой «развертывающееся целое, как жизненный путь личности» [Там же]. «Собственно говоря, кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути» [Там же]. Как и в случаях фрустрации и конфликта, Ф.Е. Василюк выделяет два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат, переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [Там же].

Таким образом, методологический анализ жизненной ситуации включает в себя три уровня: жизненная ситуация как условие жизни человека; ситуация как этап жизненного пути личности; формирование отношения личности к ситуации.

С момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом [Там же]. Переживание в предельно абстрактном понимании — это борьба против невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни [Там же].

Используя понятие критической ситуации, характеризующейся невозможностью реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни, Д.А. Леонтьев подчеркивает: «Критические жизненные ситуации представляют некоторый предел, за который уже нельзя двигаться, не разрешив противоречия. Смысловые перестройки в этих ситуациях абсолютно необходимы, они выступают условием сохранения психологической ценности личности в долгосрочной перспективе позитивной дезинтеграции сложившихся ригидных регуляторных структур и их реинтеграции на новой основе» [11, с. 269). «В критической жизненной ситуации имеет место столкновение субъекта (личность которого представляет собой устойчивую иерархию его отношений с миром) с самим миром, в результате чего выявляется противоречие между реальными жизненными отношениями и их смысловой репрезентацией в структуре личности» [Там же. C. 268]. Процессы смыслостроительства служат разрешению выявившегося критического противоречия [Там же. C. 269]. В критических ситуациях развертываются процессы смыслостроительства, формирование новых отношений личности. Смыслостроительство осуществляется в особого рода внутренней деятельности — деятельности переживания, которая представляет собой внутреннюю работу, направленную на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия, и обеспечивающую в конечном счете повышение осмысленности жизни [5, с. 30].

М.Ш. Магомед-Эминов вводит понятие экстремальности жизни; при этом экстремальность трактуется с точки зрения трансформации бытия личности в неповседневном, предельном модусе существования, соотносительном повседневному модусу бытия личности. Феномен экстремальности понимается как проблематичность человеческого существования, определяется с точки зрения феномена темпоральной предельности, который конституируется в двойной онтологической возможности существования: «бытия-к-концу» — возможности невозможности и «бытия-к-началу» — возможности подлинной возможности [16; 17].

Феномен экстремальности имеет не только негативный, но и позитивный аспекты и может быть полноценно рассмотрен в трансформационной триаде «страдание — стойкость — рост» [Там же]. Магомед-Эминовым экстремальная ситуация рассматривается как ситуация, в которой личность открывается в полной позитивной конкретности — перекреста бытия — небытия, жизни и смерти, т.е. полноты выражения человека в бытии в смысловом отношении к способу бытия [Там же].

Содержание внутренней работы личности в сложной жизненной ситуации представлено процессами понимания, осмысления ситуации в контексте жизненного пути, в результате чего формируется новое отношение в единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов, выражающее позицию человека по отношению к жизни.

Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, вначале мы заняты собой и своими чувствами, завидуем другим людям, которые, как нам кажется, не сталкиваются ни с какими трудностями. Затем начинается осмысление существенного в этой ситуации, того, что имеет значение для человека. Позже наступает противопоставление смысла и первоначального чувства, вызванного ситуацией. Это очень важная и сложная для человека стадия переработки сложной ситуации, так как личность не всегда бывает активна; пассивной личностью овладевает первичное впечатление, возникает чувство обиды и ощущение перенапряжения. Если личность активна, то есть когда человек ведет «внутренний диалог», возникает новое понимание ситуации и занятие позиции. А. Лэнгле называет этот процесс нахождением установки по отношению к пережитому. В результате пережитое включается в жизнь человека, преодолевается ранее возникавшее противопоставление себя и ситуации, происходит интеграция пережитого в свой «жизненный проект», что создает условия для побуждения к действию.

Определение позиции человека по отношению к жизни непосредственно связано с ценностным основанием. А. Лэнгле вводит понятие фундаментальной позиции по отношению к жизни, которая выступает как источник жизненной силы человека, она переживается как фундаментальная ценность, содержанием которой является персональная позиция «Да» по отношению к собственной жизни; фундаментальная ценность связана с внутренним отношением человека к собственному бытию в его совокупности и целостности» (Лэнгле А., 2000). «Я есть — и, в сущности, хорошо, что я есть», — так выглядит краткая формулировка фундаментального отношения к жизни, которое связано с переживанием фундаментальной ценности. Это то «Да-жизни», которое является основой любого переживания. Мы полагаем, что фундаментальная ценность и есть та сила, тот мотив, который подталкивает человека к поиску себя в сложных жизненных ситуациях. Лэнгле считает, что в случае отсутствия переживания фундаментальной ценности появляются тяжелые нарушения: глубокая депрессия, чувство, что жизнь — бремя. Жизненная позиция такого человека — отрицание наличного бытия, которое проявляется в отсутствии согласия с миром, с собой, с собственной жизнью.

Формирование новой позиции личности по отношению к жизни в трудной жизненной ситуации, по нашему мнению, будет отражено в изменениях субъективной картины жизненного пути.

Представляет интерес анализ телесного опыта в виде заболевания как сложной жизненной ситуации. Происходит познание телесного опыта (нозогнозия), которое запускает внутреннюю работу личности в контексте жизненного пути, завершающуюся формированием отношения к заболеванию интеграцией телесного опыта как жизненного опыта в субъективную картину жизненного пути личности.

Жизненные ситуации, связанные с внутренним телесным опытом классифицируются по: влиянию на здоровье — свидетельствующие о нарушении здоровья (соматические заболевания) и соответствующие состоянию здоровья; длительности — ограниченные по времени (состояние беременности), неопределенные по длительности (хроническое соматическое заболевание длительного течения) и заболевания неизлечимые, с которыми человек проживает всю жизнь; степени тяжести течения; степени ограничения социального взаимодействия (совместимые с продолжением профессиональной деятельности и предполагающие инвалидность); социальному стереотипу, связанному с заболеванием (например, угрожающие жизни заболевания).

Интеграция телесного опыта в субъективную картину жизненного пути новыми смысловыми образованиями может сопровождаться как сохранением, так и трансформацией ее структуры. Модель, отражающая закономерности и факторы влияния телесного опыта на субъективную картину жизненного пути представлена на рисунке 1.

В структуре субъективной картины жизненного пути мы выделяем временные и смысловые аспекты, которые качественно различаются при адаптивном и дезадаптивном включении в нее нового телесного опыта. В случае дезадаптивного варианта мы можем говорить о трансформации субъективной картины жизненного пути, выражающейся в следующем: преобладании временной ориентации на прошлое, сужении временной перспективы, негативном характере временной установки и оценки настоящего, снижении осмысленности жизни и событийной насыщенности, а также преобладании негативных событий.

Нами было проведено 7 эмпирических исследований телесного опыта в различных ситуациях (обследовано 1003 человека): хронического соматического заболевания на примере заболеваний гастроэнтерологического и кардиологического профилей; онкологического заболевания гинекологического профиля и при гинекологическом заболевании; женского бесплодия; первой беременности; деформации репродуктивной функции на примере опыта невынашивания беременности.

Методическое обеспечение исследования включает в себя: структурированное интервью, архивные методы, психодиагностические и проективные методики, используемые для исследования: процессов телесности (тест «Саморефлексия телесного потенциала» В.А. Ложкина, Ю.Р. Рождественского; цветовой тест М. Люшера в адаптации Л.Н. Собчик; цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда; методика «Фигуры» Г.Г. Филипповой); временных и смысловых аспектов субъективной картины жизненного пути личности (опросник Ф. Зимбардо по временной перспективе в адаптации А. Сырцовой; Шкала временных установок Ж. Нюттена и У. Ленса; методика «Линия жизни» в авторской интерпретации; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева); рефлексивных процессов (тест «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова); личностных аспектов идентичности (методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда; метод диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик); локуса каузальности и процессов самодетерминации (тест «Базовые потребности» Э. Деси и Р. Райана; тест «Жизненные стремления» Э. Деси и Р. Райана); жизнестойкости (тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева).

Рисунок 1. Влияние телесного опыта на субъективную картину жизненного пути личности (на примере хронического соматического заболевания)

Нами было обнаружено, что в ситуации хронического соматического заболевания изменяется ряд смысловых и временных аспектов субъективной картины жизненного пути личности: больные в меньшей степени ориентированы на будущее, временная перспектива не сбалансирована, с преобладанием негативных оценок прошлого, настоящего и будущего; отмечается снижение параметров осмысленности жизни (рис. 2—3).

Ситуационный анализ

Понятие ситуационного анализа и его основные этапы

Ситуационный анализ дает возможность получить информацию о текущем положении объекта управления, основываясь на установлении основных факторов, которые влияют на динамику управленческой ситуации и характер оказываемого влияния.

Результаты ситуационного анализа используются при создании вариантов развития объекта управления, которые позволяют получить комплексное представление о положении объекта управления, а также путях его развития, и которое предшествует формированию стратегии. Ситуационный анализ предоставляет глубокое видение сложившейся управленческой ситуации, а также основных тенденций ее динамики, “правилам игры”. Выделяя и проводя оценку ситуационных переменных, получаем данные для точного определения ожидаемой динамики развития управленческой ситуации с тем, чтобы выработать решения, которые учитывают динамику ее развития, соотношение сил и реальные возможности (рис. 1).

Рисунок 1 – Последовательность этапов ситуационного анализа

Подготовка к проведению ситуационного анализа подразумевает, прежде всего, четкость постановки задач и обеспечение нужной информацией аналитиков и экспертов, которые принимают участие в его осуществлении. Анализ информации о ситуации нужен для обеспечения использования методик анализа ситуации, который предполагает нахождение основных факторов, которые оказывают влияние на ее развитие для разработки вариантов ее наиболее возможного развития. Затем осуществляется экспертная оценка имеющейся управленческой ситуации, анализ полученных экспертизы данных и оценка итоговых результатов проведенного экспертного наблюдения. Заканчивается реализация ситуационного анализа подготовкой справочно-аналитических материалов для руководителей компании, в которых отражаются результаты, которые были получены в ходе ситуационного анализа.

Методики проведения ситуационного анализа, в отличие от методик SWOT-анализа, преимущественно используют специальные подходы для выявления факторов, которые влияют на развитие управленческой ситуации, а также степени их влияния. Согласно модели, которая представлена на рисунке 1, предлагается последовательное осуществление следующих этапов.

Этап 1. Подготовка к ситуационному анализу

Подготовку необходимо начинать с четкого определения ситуации о принятии решения. Нужно, чтобы эксперты и специалисты, которые приглашенные для участия в проведении ситуационного анализа, одинаково и однозначно понимали цели и задачи осуществляемого анализа.

Перед проведением ситуационного анализа может проводиться подготовка нужного информационного обеспечения, которое позволяет лучше представить ситуацию принятия управленческого решения, основные факторы, влияющие на ее развитие. Оно может быть предоставлено в формате аналитического отчета и применяться при оценке ситуации и разработке альтернативных версий управленческих воздействий.

Для осуществления ситуационного анализа может быть создана рабочая группа, которая способна обеспечить его организационное сопровождение. Также может быть создана аналитическая группа в целях его методического обеспечения, оформления результатов ситуационного анализа и подготовки аналитических отчетов. Одной из основных задач аналитической группы является четкая постановка и определение задач для специалистов и экспертов, которые приглашены для участия в его проведении.

При осуществлении сложных экспертиз в аналитической группе могут быть определены эксперты первого уровня, выполняющие оценку ситуации по основным векторам проводимого анализа в целом, и эксперты второго уровня, выполняющие более детальную оценку по ряду аспектов, которым необходима профессиональная оценка.

Этап 2. Анализ информации

Начинается с осуществления поиска возможных аналогов. Информацией об аналогах может являться информация об эталонных ситуациях, возникавших ранее, так как результаты осуществления принятых в них решений уже известны.

Если ситуация является одной из эталонных, то уже известно, как в ней необходимо действовать. Поэтому подготовка и принятие решения в данной ситуации большого труда не вызывает. Если появившаяся ситуация смежна с одной из эталонных ситуаций, то нужно оценить, какие различия имеются, и существенны ли они.

При большом объеме информации об исследуемой ситуации проводится экспертиза для отсева недостоверной или недостаточно содержательной информации. Необходимо исключить повторяющуюся информацию и составить классификацию поступившей.

Этап может заканчиваться подготовкой справочно-аналитического обзора об анализируемой ситуации и включать в себя следующую информацию:

  • решения, которые принимались ранее в анализируемой ситуации и идентичные ей;
  • механизмы их осуществления;
  • осуществление контроля за ходом выполнения решений;
  • сопровождение процесса их реализации;
  • результаты оценки степени эффективности принятых решений и т.п.

Вся полученная информация используется на дальнейших этапах ситуационного анализа.

Этап 3. Анализ ситуации

Если исследуемая ситуация не относится к числу эталонных, то определяются основные факторы, влияющие на ее развитие. В частности, для этого может быть использован метод “мозгового штурма”. После того как установлены факторы, определяется степень их воздействия на развитие ситуации при помощи разрабатываемых специально систем оценки.

После того как определены базисные факторы развития ситуации и их весомость, могут быть определены правила оценки возможных вариантов развития ситуации. К примеру, если ожидаемый уровень прибыли находится в запланированном диапазоне, то нет необходимости в дополнительных управляющих воздействиях. В ином случае необходимо принять меры в целях более эффективной экономической деятельности организации.

Одной из основных задач этого этапа является проведение анализа профильных ключевых проблем ситуации, включая оценку существующих рисков и опасностей, и также перспектив в развитии ситуации.

Результатом этапа является более ясное представление о проблемах, которые необходимо решать предприятию из-за сложившейся управленческой ситуации.

Задача данного этапа считается выполненной, если по ее окончании руководитель имеет достаточно полную информацию о ситуации для возможности принятия решения о важных стратегических планах и путях выполнения стоящих перед компанией целей. Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к вероятностным изменениям внутренней и внешней среды, а также оценка показателей, которые характеризуют динамику развития ситуации.

Этап 4. Разработка сценариев возможного развития ситуации

Используется метод “мозгового штурма”. Сначала формируется список самых вероятных сценариев развития в анализируемой ситуации. На основании основных факторов, которые влияют на ее развитие, составляются сценарии. Каждому из вариантов изменения значений факторов соответствует определенный вариант изменения ситуации, то есть сценарий ее развития.

Первостепенно должны быть рассмотрены изменения значений тех факторов, которые признаны экспертами наиболее значимыми и вероятными. Ожидаемые изменения в значениях основных факторов являются основой для разработки плана по развитию ситуации, для чего, в частности, могут быть использованы методы экспертных кривых.

Согласно данному методу эксперты выделяют последовательно критические точки времени, в которые могут присутствовать тенденции изменения развития ситуации, вариация значений факторов и т.п. После того как выявляются критические точки вариации показателей, экспертами определяются ожидаемые значения данных факторов и тенденций к изменению данных значений в определенных точках.

Тем самым разрабатываются альтернативные сценарии развития ситуации. Получаемые результаты подвергаются дополнительному анализу. После анализа динамики развития ситуации экспертами могут быть внесены коррективы в составленные варианты ее развития.

Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития.

Этап 5. Оценка ситуации

Составляется оценка наиболее вероятных сценариев развития ситуации экспертами с точки зрения возможности по достижению целей, которые стоят перед компанией.

В зависимости от предусмотренной процедуры оценка может проводиться экспертами индивидуально либо в процессе коллективом экспертной комиссии.

Одновременно с оценкой наиболее вероятных сценариев развития ситуации на этом этапе предполагается формирование предложений возможных вариантов управленческих решений. Также здесь рекомендуется применение метода “мозгового штурма”, хотя могут быть использованы и иные методы организации и осуществления экспертиз.

Целесообразно проводить сравнительную оценку возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты в исследуемой ситуации.

Основной целью экспертиз на данном этапе является разработка обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, которые стоят перед объектом управления.

Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы

Для формирования сценариев возможного развития ситуации нужно проведение соответствующей обработки данных, включая математическую. В частности, при проведении коллективной экспертизы обязательной является обработка результатов коллективного мнения экспертов:

  • при структуризации информации;
  • систематизации и отсеве информации;
  • формировании оценочной системы;
  • разработке экспертных прогнозов развития;
  • разработке возможных сценариев развития ситуации;
  • разработке альтернативных вариантов тактических и стратегических решений;
  • сравнительной оценке возможных вариантов управленческих решений.

Обработка данных необходима при выявлении факторов и определении зависимостей, которые характеризуют ситуацию и тенденции ее изменений.

После того как предварительные данные результатов экспертиз получены, приступают к их анализу. Экспертная информация рассматривается с позиций согласованности мнений экспертов, участвовавших в экспертизе. Степень согласованности оценок экспертов позволяет судить о надежности результата экспертизы, а также содержательно интерпретировать основные точки зрения экспертов при расхождениях между ними.

Обработку данных при анализе и оценке результатов экспертизы могут использовать совместно с оценкой согласованности экспертов, в целях оценки уровня противоречивости экспертных оценок, а также апостериорной и априорной оценки уровня точности экспертных оценок.

Учитывая обработанные данные, а также результаты оценки экспертизы формируются материалы отчетов для руководства.

Этап 7. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа

Данный этап — заключительный. Подводится итог выполненной работы. Его основная задача заключается в подготовке аналитических материалов, которые содержат ряд рекомендаций:

  • по принятию управленческих решений в исследуемой ситуации;
  • способам и методам их выполнения;
  • контролю за выполнением решений;
  • сопровождению процесса реализации принимаемых решений;
  • анализу результатов, которые включают оценку уровня эффективности принятых решений и эффективности их выполнения.

Задачи ситуационного анализа

Как правило, ситуационный анализ является весьма эффективным при его проведении с использованием технологий и специально разработанных методов. Данный анализ позволяет вырабатывать и принимать наиболее обоснованные управленческие решения, исходя из более глубокого анализа ситуации и динамики ее развития, а также позволяет предвидеть возможное появление кризисных ситуаций и принимать необходимые меры по их предотвращению.

Наиболее актуальным ситуационный анализ является в процессе решения комплексных проблем, которые представляют особую важность для организации при стратегическом планировании. Организация и осуществление ситуационного анализа, его информационное и методическое сопровождение могут быть закреплены за специально созданными аналитическими и рабочими группами, согласно поставленных перед ними задачами и делегированными полномочиями.

К числу этих задач, в частности, относятся:

  • определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;
  • создание мониторинга по анализируемым направлениям деятельности;
  • определение выработанных альтернативных вариантов;
  • формирование и актуализация банка ситуаций (как эталонных, так и проанализированных ранее);
  • определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;
  • подбор и адаптация модуля статистического анализа данных;
  • подбор, адаптация и разработка методов анализа и систематизации информации;
  • разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;
  • формирование и актуализация банка экспертов;
  • подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;
  • подбор и адаптация методов разработки сценариев;
  • подготовка инструментария, включая математический аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;
  • подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;
  • определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;
  • подбор и адаптация методов анализа чувствительности ситуации;
  • подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов мозговой атаки по оценке ситуации.

Эффективное применение ситуационного анализа для решения проблем управления, которые представляют особую важность для предприятия, не представляется возможным без соответствующего компьютерного обеспечения и специализированных автоматизированных систем, которые предназначены для обработки информации и сопровождения основных фаз ситуационного анализа.

К таким системам относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, которые используют:

  • метод аналогий,
  • обработка экспертной информации при определении коллективных экспертных оценок
  • автоматизированные системы оценки ситуаций,
  • автоматизированные системы диагностики ситуаций,
  • многомерное шкалирование,
  • кластер-анализ,
  • факторный анализ,
  • обработка статистической информации,
  • и т.д.

Если при разработке управленческих решений в компании ситуационный анализ проводится на регулярной основе, то необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься сопровождением и обеспечением ситуационного анализа. Например, может оказаться необходимым формирование центра ситуационного анализа либо ситуационной комнаты.

Техника анализа жизненных ситуаций

В ходе работы над собой каждый из нас сталкивается с тем, что находит в себе множество разных невероятно интересных привычек, установок, программ, способов реагировать на различные ситуации. И, к сожалению, зачастую подобные автоматизмы или реакции оказываются негативными, разрушительными. Естественно, возникает вопрос, а что же с этим со всем делать. Ведь, по словам Сергея Бобыря, «человек должен слушать себя и не насиловать себя, но каждый день в чём-то становиться лучше – постоянно самосовершенствоваться, отвечая на вопрос “кто я?”, всё точнее реализовывать истинные потребности души а не навязанное извне» (см. полный текст). Эта статья вам в помощь чтобы перестать жить от своих автоматизмов и начать жить от себя.

Накричал, например, начальник на работе. Ни за что, подлец, обидел порядочного человека. Ну, неприятно же, обидно. И так почти каждый день. Если обиженный начинает подумывать о духовном развитии и прочих не совсем видимых и измеряемых вещах, то однажды ему в голову приходит мысль, что те эмоции, которые он испытывает, деструктивны, и в результате ежедневного посещения рабочего места и общения с начальником, день резюмировать можно одним словом – «плохо». Постоянное «плохо», «надоело», и очень хочется понять, почему оно так и где выход из этого замкнутого круга.

Таких примеров можно приводить тысячи, но общий принцип, лежащий в основе многих наших проблем – это привычка мыслить (и, как следствие, действовать) определенным образом (словам «негативно» и «позитивно» нас никто не учит), привычка испытывать определенные эмоции и т. д. и т.п.

Отдельная тема для разговора – как выявить такие схемы и автоматизмы. Наиболее упрощенный и общий вариант – это самонаблюдение. Если потратить хотя бы один день на то, чтобы внимательно его прожить, то даже за этот короткий срок можно увидеть, как много однотипных мыслей, действий и реакций мы производим. И уже с этим можно работать.

Например: «Сегодня я проявил больше осознанности и понял, что очень злюсь, когда попадаю в пробку или в очередь, а потом вспомнил, что всегда так реагирую на пробки и очереди; а неулыбчивые хамоватые кассирши просто выводят меня из себя».

Если таким образом выявить что-либо не удается, применять предлагаемый метод можно в любой ситуации, которая вызывает дискомфорт применительно к конкретному событию (например, друг опоздал на встречу и вы из-за этого поссорились).

Ну а теперь, переходим к тому, что же с этим делать. Методика очень проста – берем листок бумаги и пишем, или мысленно задаем себе вопросы и отвечаем на них. Как показывает многочисленный опыт, отвечая на ряд обычных вопросов, мы можем увидеть корни проблемы и найти оптимальные способы ее решения.

Первый этап. Слушаем себя.

Шаг 1. «Актуализация».
Воспроизвести мысленно ситуацию с которой работаем, представить себя в ней (воспроизвести ситуацию, в которой начинает проявляться какая-то схема, привычка реагировать). Увидеть себя в ситуации, почувствовать себя в ней.

Шаг 2. Описать свои ощущения и переживания.
Вопросы, которые следует задать себе на данном этапе:

  • Что я чувствую?
  • Какие эмоции испытываю?
  • Какие мысли возникают у меня по этому поводу?
  • Что чувствует мое тело, есть ли в нем и где находятся какие-то зажимы, боль, дискомфорт?

Шаг 3. Отслеживаем свое поведение.
Вопросы:

  • Как я реагирую в ситуации?
  • Что мне хочется сделать, сказать?

Шаг 4. Отслеживаем способ проживания ситуации.
Вопросы:

  • Как я переживаю ситуацию?
  • Что я чувствую по мере ее развития?
  • Как долго я испытываю и подпитываю те эмоции и ощущения, которые испытываю и как часто к ним возвращаюсь?

Шаг 5. Акцентируем внимание на привычках, схемах, автоматических реакциях и т. д.
Вопросы:

  • Как я действую в ситуации?
  • Есть ли у меня какие-то неосознанные реакции и привычки, которые «выстреливают» в ответ еще до того, как я успею подумать?

Шаг 6. Принятие и выявление мотивов.
Вопросы:

  • Насколько я способен увидеть истинную ситуацию, которая направлена на воспитание личности?
  • Почему это произошло со мной?
  • Почему я так реагирую?
  • Может быть то неприятное, что я чувствую есть следствие того, что я это как-то провоцирую?
  • Что является причиной того, что так происходит?
  • Почему меня это не устраивает?
  • Что в данном случае является для меня воспитательной процедурой, чему меня это учит?
  • Какая цель стоит за ситуацией (моим способом действовать)?

Шаг 7. Итоговая оценка.
Вопрос:

  • Насколько я могу (исходя из понимания ситуации) правильно действовать?

Второй этап. Оценка качества взаимоотношений.

Шаг 1. И снова актуализация.

Шаг 2. Смотрим глазами самого близкого и любимого человека.
Вопрос:

  • Как посмотрел бы на это человек, которого я люблю или мнение которого для меня очень значимо?

Шаг 3. Смотрим глазами близких людей и оцениваем предполагаемые реакции других людей (знакомых и незнакомых).
Вопросы:

  • Как я переживаю отношения близких к ситуации?
  • Как поступают другие люди в этой ситуации?

Шаг 4. Оцениваем то, насколько значимо для нас мнение общества и окружающих и степень его влияния на нас и наши действия.
Вопросы:

  • Насколько сильно меня волнует оценка других данной ситуации, моего поведения?
  • Как и насколько глубоко я переживаю зависимость от оценки других этой ситуации?

Шаг 5. Находим то, что мешает адекватному восприятию.
Вопросы:

  • Способен ли я пережить ситуацию адекватно или во мне действуют страхи и комплексы?
  • Чего я боюсь?
  • Из-за чего комплексую?

Шаг 6. Искренность по отношению к себе.
Вопрос:

  • Оправдываю ли я себя в ситуации или открыто признаю свои ошибки, принимаю их и готов исправить?

Шаг 7. Оценка зависимости от страхов, комплексов, мнения других людей применительно к осуществлению конкретных шагов по изменению ситуации.
Вопрос:

  • Могу ли я правильно выбрать поведение, независимо от страхов и комплексов, мнений других людей и действовать согласно своему внутреннему стремлению?

Третий этап. Наблюдаем за собой.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Четыре «почему».
Вопросы:

  • Почему эта ситуация происходит?
  • Почему эта ситуация происходит со мной?
  • Почему эта ситуация происходит сейчас?
  • Почему эта ситуация происходит здесь?

Шаг 3. Оценка причин своего поведения.
Вопросы:

  • Почему я именно так веду себя в этой ситуации?
  • Вижу ли я внешние причины ситуации?
  • Различаю ли я невидимые внутренние причины (неочевидные) как подводящие к ситуации?
  • Каков мотив моего чувства, действия и мысли в этой ситуации?
  • Чего я добиваюсь?
  • Может быть, мне чего-то не хватает или наоборот чего-то слишком много?

Шаг 4. Последствия ситуации.
Вопросы:

  • Каких действий, мыслей, изменений требует от меня ситуация?

Шаг 5. И снова мотивация.
Вопросы:

  • Каков мотив, которым я себя оправдываю, жалею?
  • Каков истинный мотив – «голос совести», который хочет изменить мое поведение?
  • Какой урок я выношу, исходя из ситуации?

Четвертый этап. Совершенствование личных позитивных качеств и гармонизация.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Выявление активных качеств, черт характера.
Вопрос:

  • Как я проявляю себя как личность в данной ситуации (активность, безразличие, интерес и т.д.)?

Шаг 3. Самооценка.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя в ситуации?
  • Каким я кажусь себе в ситуации?

Шаг 4. Принимаем себя.
Вопросы:

  • Каков я на самом деле, без прикрас, самолюбования, возвышения себя?

Шаг 5. Анализ качеств, черт характера применительно к ситуации
Вопросы:

  • Какие положительные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Какие негативные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Каких качеств не хватает, чтобы разрешилась ситуация благополучно?
  • Какие негативные качества проявляются из подсознания неожиданно для себя?

Шаг 6. Отслеживаем мотивацию.
Вопросы:

  • Почему я таков, каков я есть в данной ситуации?
  • Зачем я это делаю?

Шаг 7. Ставим цель.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя, когда представляю, что достиг более высокого уровня, избавился от того, что беспокоит?
  • Каким я хочу быть в этой ситуации? (Как я себя поведу в данных обстоятельствах, будучи более гармоничным?)
  • Желаю ли я работать над собой?
  • Что нужно, чтобы стать лучше?
  • Какие я хотел бы совершить поступки, реализовать мысли?

Пятый этап. Взгляд сверху.

Рассматриваем ситуацию и её решение с точки зрения:

  • блага всех в нее включенных людей
  • своей семьи, друзей, близких
  • с точки зрения общества
  • с точки зрения команды, школы
  • с точки зрения страны, мира
  • с точки зрения бога.

Как анализировать ситуации? Правильно ориентируемся в жизни.

5 вредных привычек, которые тянут вниз и как с ними бороться.

Как анализировать ситуацию в жизни и воспринимать её такой какая она есть.

Как анализировать ситуации?» Если вы задаете себе эти вопросы, то статья поможет вам разобраться. Почему в моей жизни происходит это, а не что-то другое?

Иногда хочется остановиться и посмотреть на свою жизнь со стороны. Когда это происходит, то мы можем быть удивлены, что многое не замечали и не знали о себе. Погрузившись в дела, мы перестаем чувствовать свои истинные желания. Почти у всех молодых людей жизнь проходит «в бегах» – учеба, работа, дела… Если вы нашли время для себя – это замечательно.

Как анализировать ситуации?Анализ ситуаций

Простая, но действенная помощь. Это своего рода ключи к пониманию себя и своей жизни:

Внешнее аналогично внутреннему.

Внешнее всегда до мелочей отражает наше внутреннее. Когда вы смотрите на мир, людей, происходящие процессы – вы смотрите не на реальность, а на то, что находится внутри вас. Вы не видите по-другому, не можете взглянуть на вещи иначе, потому что смотрите через свои процессы. Испытываете страдания, потому что такова ваша реакция на что-то, радость – точно так же.

В вас присутствует то, что вам не нравится в других

Этот факт хочется оспаривать и отрицать, но мы вам предлагаем другое – поработайте над собой, избавьтесь в себе от того, что вам не нравится в других людях. Никто не хочет соглашаться с тем, что он лжец или предатель. Однако, если человек это в ком-то рьяно осуждает, то скорее всего сам способен на обман и предательство.

Понаблюдайте за тем, что происходит вокруг и внутри вас.

Тренируйтесь чаще. Это поможет вам изменить восприятие. А это, в свою очередь, развитие. Приведем пример. Девочка всегда обходила одно место в саду, потому что в нем был похоронен ее любимый кот. Каждый раз девочка всячески избегла это место, потому что оно ассоциировалось у нее с болью. Девочке просто стоило понять, что это место само по себе не несет боли, а она его так воспринимает из-за своих печальных воспоминаний.

Избегаете чего-то? За этим скрыты страх и боль.

Социафоб избегает общества, молодой человек, у которого был печальный опыт отношений с девушками, избегает общество девушек, женщина из-за своей фобии собак всячески сторонится их. Понаблюдайте, чего избегаете вы. Взглянуть страху в глаза – это шаг к развитию и осознанности. Не избегайте, а пойдите навстречу своему страху.

Думайте только о том, чего вы хотите, верьте в исполнение желаемого.

Многие люди начинают думать перед сном о трагедиях, которые могут произойти в их жизни, болезнях, неудачах… представляют жизнь, которой жить бы они не хотели. Начните верить в то, что ваше желание исполнится, и вы достойны получить то, что желаете. Думайте о приятном и светлом. Негативные мысли не принесут вам ничего хорошего.

Присутствуйте при своих словах и действиях.

Многие люди не отдают себе отчет в том, что делают и говорят. Научитесь включать разум, осознанность. Не говорите прошлыми обидами или воспоминаниями, смотрите на реальную ситуацию. Конечно сложно поверить в слова лжеца, опыт нам говорит, что перед нами лжец. Но подождите и успокойтесь… оцените ситуацию как бы со стороны. Может быть сейчас вам не врут? Да и в любой лжи есть доля правды, ее только нужно увидеть.

Совершая что-либо анализируйте происходящее.

Почему вы это говорите, делаете? Мы что-то делаем и говорим на автомате, от этого следует избавляться. Вам кажутся вполне знакомыми ваши слова и действия, но может быть этот цикл стоит прекратить? Ведь подобная цикличность мешает развиваться. Анализируйте сказанное и сделанное собой. Вы обнаружите в себе то, чего раньше не замечали.

Ситуации притягиваются нашими мыслями и блоками.

Ситуация. Молодая девушка мечтает о любви, но боится вступать в отношения и открываться молодым людям. Она страдает, плачет… Как же она найдет свою любовь, если у нее стоит блок на отношения, страх? Получается противоречивая ситуация, которая будет повторяться, пока юная девушка не снимет свой блок, либо не перестанет мечтать о любви.

На этом ключи не закончились, но они послужат толчком в вашем развитии. Начните с этого. Очень важно понимать свои поступки и мысли, анализировать, учиться осознанности. Когда вы перестанете спать, то мир перед вашими глазами заиграет совершенно другими красками.

Анализ сложной жизненной ситуации и прогнозирование развития событий. Образец консультации астролога.

Очень часто люди оказываются в сложной жизненной ситуации и испытывают мощнейший внутренний кризис и стресс. В этот момент помочь им увидеть “свет в конце тоннеля” может консультация астролога и индивидуальный астрологический прогноз. Индивидуальный астрологический прогноз и консультация астролога являются действительно мощными инструментами для помощи человеку в кризисный период, которые базируются на учете очень многих астрологических факторов и элементов гороскопа рождения человека (в отличие от популярных прогнозов, которые основываются лишь на знаке зодиака в котором находится Солнце человека).

Данный текст является образцом моего астрологического прогноза и не содержит реальных имен и дат. Такой текст астрологического прогноза рассчитан на людей, имеющих начальные и базовые знания в астрологии и наверняка интересующихся логикой моих астрологических рассуждений, на основании которых я делаю свои выводы. Для клиентов, абсолютно незнакомых с астрологией, я в тексте своего астрологического прогноза избегаю упоминания сложных астрологических терминов, но при этом стараюсь донести до них основной смысл и особенности описываемого мною в астрологическом прогнозе жизненного периода клиента.

Ирина, прежде чем описывать астрологический прогноз на ближайший год для Вас я немного разберу одну из самых важных составляющих Вашего гороскопа рождения, а именно Луну, ее положение в знаке и доме и аспекты к ней. Дело в том, что из описания того, что происходило в Вашей жизни летом 2012 и сентябре 2013, а также анализа транзитов медленных планет на этот период, я пришел к выводу, что самой главной проблемой Вашего гороскопа, которая сейчас особенно сильно проявляется в Вашей жизни в виде эмоционального стресса является очень сильное влияние на Вашу личность Луны. Луна в Вашем гороскопе очень сильна из-за того, что расположена в знаке Рака и на границе 1-го и 2-го домов. Такое положение Луны дает Вам очень сильную эмоциональность водного типа (эмоции глубоки, очень переменчивы и сильнейшим образом действуют на психику и весь организм человека). Ничего плохого в этом конечно нет (и это даже дает многие достоинства и положительные качества человеку), но только в том случае, если человек находится в полнейшем контакте и гармонии со своей психикой и эмоциями. Если же такой гармонии в отношениях со своей эмоциональной сферой (которой он попросту живет) у человека нет, то у него начинаются серьезные проблемы в эмоциональной сфере, любовной сфере и в сфере здоровья. Поэтому для Вас самой первейшей задачей в ближайшее время является достижение полной гармонии со своими эмоциями. Это сделает Вашу психику более устойчивой к эмоциональным стрессам и соответственно снизит их количество и уменьшит силу. Более устойчивая к стрессам психика даст Вам большую устойчивость в борьбе с психосоматическими заболеваниями (вегетососудистая дистония, язва желудка, различные психические фобии и т.п.). Сейчас у Вас в отношениях со здоровьем получается как бы замкнутый круг. У Вас из-за сильных и переменчивых эмоций в один из моментов провоцируется какое-либо психосоматическое заболевание, Вы начинаете переживать по поводу этого заболевания, у Вас начинается эмоциональный стресс, от эмоционального стресса заболевание усиливается. Получается замкнутый круг, который Вам необходимо научиться, каким-то образом, разрывать. Мне видится два пути для этого. 1) Вы начинаете учиться стабилизировать и контролировать свою эмоциональную сферу с целью недопущения чрезмерной активации отрицательных эмоций тогда, когда это абсолютно не нужно. Для этого Вам нужно проконсультироваться у психолога и научиться какой-нибудь психической практики для того, чтобы научиться стабилизировать свою эмоциональную сферу. Вам обязательно нужно укреплять свою нервную систему и научиться снимать излишнее эмоциональное напряжение. Это снимет не все проблемы, но очень многие. Рекомендую Вам заняться аутотренингом. Сразу получаться мало что будет, но со временем, если будете регулярно этим заниматься, это может серьезно помочь в снятии излишнего эмоционального напряжения. 2) Вы перестаете переживать по поводу своих болезней, которые имеют корни в психических процессах, т.к. это лишь усугубляет такие процессы. Если Вы это все реализуете, то стрессы и проблемы 2012-2013 годов если у будут в дальнейшем повторяться, то в намного более слабом виде.

Теперь я опишу самые главные транзиты, которые начались у Вас еще в 2012 году и завершаются в 2013 году. Без понимания сути этих транзитов и жизненных процессов, которые эти напряженные транзиты активировали, Вам будет трудно (даже невозможно) понять что же происходило в это время внутри и вне Вас и зачем это было запущено судьбой (а процессы 2012-2013 заложены в Вашей судьбе в виде определенной программы взросления и роста личности, которая и заложена в гороскопе рождения человека). Это напряженные транзиты Урана и Плутона по Вашей натальной Луне. Именно в периоды этих транзитов (особенно во время точных аспектов) и начиналась у Вас депрессия и наступало стрессовое состояние. Должен сказать, что напряженные транзиты могут проигрываться просто как напряженное внутреннее состояние (и приводить к поступкам и внешним событиям по воле самого человека) или как реакция человека на внешние события (происходит событие – человек входит в стрессовое состояние). У Вас произошел второй вариант – в периоды точных транзитов Урана и Плутона начиналась психосоматическая болезнь, которая приводила Вашу психику к стрессовому состоянию (в силу того, что Вы сильно переживаете по поводу своих болезней). Все лето 2012 транзитные Уран и Плутон были в напряженном аспекте с Вашей натальной Луной – отсюда и стресс. В сентябре 2013 транзитный Плутон в последний раз вошел в напряженный аспект с натальной Луной – опять эмоциональный стресс. Но, могу Вас порадовать тем, что эти транзиты уже заканчиваются. Напряженный транзит Урана по Луне будет еще в период с ноября 2013 по январь 2014, а потом все успокоится. Я рекомендую Вам рассматривать это эмоционально тяжелое для Вас время как процесс резких и глобальных изменений в Вашей эмоциональной сфере с целью более полного понимания этой сферы и обучения контролю над ней (через общение с психологом, астрологом и сознательную работу над собой). Именно в этом был смысл и болезни и Ваших переживаний из-за нее – ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВАШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ЛУЧШУЮ ДЛЯ ВАС СТОРОНУ. Сейчас Вам, скорее всего, сложно будет в это поверить и это понять, но через 1-2 года Вы поймете, что после этого двойного транзита Урана и Плутона по Вашей Луне Вы стали совершенно другим человеком в эмоциональной и психической сфере.

Дело в том, что напряженные транзиты Плутона ставят человека перед необходимостью закончить старые главы жизни, которые он уже перерос. Они говорят, что нужно кардинально изменить жизнь в затронутой транзитом Плутона сфере жизни, и, если человек не делает этого, они часто заставляют его освободиться через страдание. Плутон как бы подготавливает человека к широкомасштабным, глубоким изменениям, которые произойдут сейчас или даже несколько позже, разрушая некоторые из основ старого жизненного стиля человека. Т.к. транзит Плутона затронул Вашу Луну, т.е. эмоциональную и психическую сферу, то именно в этой сфере и произойдут все изменения и рост Вашей личности в ближайшее время (по большому счету эти процессы уже сейчас происходят в Вашей жизни).

Хочу еще описать подробнее специфику процессов, которые запускаются в жизни человека и его психике на напряженных транзитах Урана. Транзиты Урана к любым точкам в натальной карте соответствуют периоду жизни, когда время течет намного быстрее, чем обычно, когда ритм жизни ускоряется неимоверно, чтобы побудить человека пойти на риск и инициировать новый жизненный рост. Эти транзиты не обязательно сами по себе вызывают внезапные события, но они действительно часто указывают на периоды времени, когда люди действуют подсознательно так, что могут привлечь их. Транзиты Урана активируют то, что готово произойти, но пока еще сдерживается внутренними запретами, инерцией жизни и нерешительностью самого человека. В данном случае транзит Урана вызвал взрыв эмоциональной энергии, т.к. транзит Урана проходил по Луне, управляющей эмоциональной подсистемой любого человека. В Вашем случае было предъявлено требование к изменениям в эмоциональной сфере, т.к. была активирована Луна. Если Вы сумеете в ближайший год кардинально измениться в эмоциональной сфере (пути я уже указал), то это будет значить, что Вы полностью осознали требования своей жизненной программы развития в психической сфере в этот период и начали кардинально в ней меняться. Луна у Вас в гороскопе рождения аспектирована гармонично, поэтому нынешние эмоциональные и психологические проблемы должны быть вполне, в конечном итоге, разрешимы. При такой мощной Луне в гороскопе Вам обязательно нужно будет найти внутренний контакт со своей эмоциональностью и со временем научиться ее сдерживать. Если в полнолуние или новолуние у Вас очень часто портится настроение, то четким указанием на то, что Вы, в конечном итоге, во многом научились управлять своими эмоциями, будет являться то, что Вы перестанете вообще эмоционально реагировать на полнолуния и новолуния. Для того, чтобы уметь в любой момент сбрасывать свое излишнее эмоциональное напряжение займитесь аутотренингом. Это простая, техника, абсолютно безопасная для здоровья (в отличие от медитаций). Времени это занимает немного (от силы 15 мин в день), а пользу именно Вам может оказать просто неоценимую.

Теперь я опишу самые главные транзиты на ближайший год, которые потребуют от Вас особого внимания и понимания. Ваше время рождения точно неизвестно, но если считать точным временем рождения 9 час 25 мин, то помимо напряженного транзита Плутона к Луне (который я подробно уже описал) в сентябре у Вас есть еще один напряженный аспект от Сатурна. Транзитный Сатурн проходит напряженным аспектом квадратура к натальному МС (началу 10-го дома карьеры). Это может совпадать по времени со сложностями, препятствиями и принятием ответственных решений в карьере. Я думаю, что именно поэтому Вы сейчас хотите бросить на год учебу. Я считаю, что Вам нужно взять себя в руки и перетерпеть ближайшие 2-4 недели. После этого должно стать легче. Не имеет смысла из-за проблем со здоровьем, которые имеют психологическую причину, бросать учебу. Это ничего не улучшит, а лишь усугубит, т.к. проблему не решит, а в подсознании останется то, что болезнь Вас победила. Если сами с проблемой не справляетесь, то попробуйте проконсультироваться у психолога. Первая половина 2014 года должна уже быть спокойной. Конец 2013 года под вопросом, т.к. в это время еще будет действовать транзит Урана по Луне с ноября 2013 по январь 2014, но если быть готовым к этому транзиту и стараться держать эмоции в руках, то транзит может пройти и без проблем. К примеру, если в это время опять обострится неприятная болезнь, то снизить стрессовую нагрузку можно изменив свой подход к самой болезни и не так обостренно эмоционально реагировать на эту проблему. Я рекомендую Вам не бросать институт, если на это влияют лишь эмоциональные проблемы. Это проблему совершенно не решает, а может даже и усугубляет. Соберите в кулак все свое терпение и чувство ответственности и через 2-4 недели (диапазон даже расширил, т.к. время рождения точно неизвестно) проблема с институтом должна исчезнуть (или изменится отношение к этой проблеме, или исчезнет сама проблема). На квадратуре транзитного Сатурна к натальному МС человек конечно может бросить, сменить или потерять работу (учебу), но в данном случае, с моей точки зрения, все находится в руках самого человека, поэтому нужно просто по-взрослому к этому отнестись и некоторое время перетерпеть проблему, после чего она сама исчезнет (если на нее указывает лишь транзит Сатурна).

В период с сентября 2013 года по январь 2014 года транзитный Нептун будет находиться в соединении с Вашим управителем гороскопа Меркурием в знаке Рыб. Т.к. Нептун управляет Вашим Меркурием по знаку, а Меркурий является управителем гороскопа, то этот транзит наверняка должен сильно ощущаться Вами. Транзиты Нептуна неизменно настраивают человека на сферу неосязаемого. Хотя они часто ощущаются как смущающие периоды большой неопределенности, эти транзиты могут также испытываться как время вдохновения или даже одухотворения человека. Эти периоды потенциально являются временем изучения тонких уроков жизни и осознания того, что неосязаемые, нематериальные факторы являются более важными и сильными, чем земные вопросы повседневной жизни, которую большинство людей рассматривает как окончательную реальность. Человеку в этот период становится трудно на чем-то надолго сконцентрироваться, у него в этот период появляется сильный соблазн уйти от грубых реалий жизни в алкогольный, наркотический или иллюзорный самообман. Если Вы почувствуете это в вышеуказанный период, то старайтесь бороться с этими побочными эффектами транзита Нептуна и переводить его влияние на высокодуховный и творческий уровень, параллельно стараясь не потерять концентрацию на уровнях повседневной жизни (работа и быт).

Период с января 2014 по май 2014 должен быть у Вас относительно спокойным. А вот в период с мая по сентябрь 2014 года (включительно) в транзитах у Вас будет соединение транзитного Урана с натальной Венерой. Общую специфику транзитов Урана я уже описал выше. Транзиты Урана к Венере практически всегда ощущаются как сильное побуждение к сексуальному или эмоциональному экспериментированию. И хотя такой опыт часто является очень угрожающим для уже существующего брака, объективность, приобретенная от столкновения с такими соблазнами, часто позволяет человеку впоследствии улучшить уже существующие устоявшиеся взаимоотношения (если они конечно переживут напряженный транзит Урана по Венере). Во время таких транзитов обычно бывает значительный беспорядок в любовной сфере. Но в эти периоды может быть также и пробуждение к истинным потребностям Венеры (любовь, гармония, материальный достаток, гармоничные партнерские отношения) и к новым путям выражения этих энергий, о которых человек никогда не думал раньше. Учитывая Ваш возраст и время года во время прохождения данного транзита (лето), я могу уверенно предположить, что в этот период возрастет Ваша активность в сфере любовных взаимоотношений и могут возникнуть романтические увлечения и влюбленности. Это отнюдь не означает брак (брак на транзитах Урана бывает очень редко, а если и происходит, то очень часто быстро разрушается), но гарантированно говорит о том, что в этот период сфера любви и взаимоотношений у Вас активируется очень и очень сильно. Тут будет самым важным не потерять голову от любви и не получить незапланированную беременность (что на транзитах Урана по Венере бывает очень часто). Если в это время сильно влюбитесь, то желательно чуть притормаживать процесс и растягивать его во времени во избежание неожиданных разрывов отношений на данном транзите Урана по Венере (я имею в виду, быть особо осторожным при принятии важных и серьезных решений в сфере любви, вроде регистрации брака с человеком, которого Вы еще не очень хорошо знаете).

Краткое резюме.

Ирина, стрессовый период в 2012 (лето) и 2013 (сентябрь) был на напряженных транзитах Плутона и Урана по натальной Луне. В такие периоды человек чаще всего находится в сильном эмоциональном стрессе, глобально меняются его эмоциональные реакции (транзит Плутона), могут меняться отношения с матерью (в лучшую или худшую сторону), в общем глобально меняется эмоциональная сфера (а это всегда очень болезненный и стрессовый процесс). А так как Луна у Вас очень сильна (в Раке на границе 1-го и 2-го домов), то и стресс очень сильный, хотя из-за очень хорошей аспектации Луны другими планетами этот стресс находится во вполне приемлемых рамках и должен быть вполне контролируемым (без нервных сильных срывов). Если бы к Луне в гороскопе был напряженный, а не гармоничный аспект Сатурна, то проблема была бы намного более сильной.

Сейчас транзит Плутона уже завершается и где-то через месяц полностью завершится. Правда потом, с середины ноября 2013 до середины января 2014, начнется реакция на напряженный аспект Урана (сильная эмоциональная взвинченность, стресс), но с начала 2014 года эти транзиты по Луне уже закончатся и ситуация нормализуется (стрессы должны закончиться). Я считаю, что конечным итогом этих непростых изменений в эмоциональной сфере (на фоне транзитов Урана и Плутона по натальной Луне) должно стать то, что Вы станете уже проще относиться к своим проблемам со здоровьем (которые у Вас во многом из-за излишней эмоциональности, т.е. психосоматические), что в свою очередь уменьшит сами эти проблемы. Как я уже писал, у Вас получается замкнутый круг, т.е. из-за эмоциональных переживаний обостряется психосоматическое заболевание, Вы еще сильнее переживает уже из-за болезни, болезнь еще сильнее обостряется из-за этих переживаний. Если будет разорван этот круг – уйдут многие проблемы со здоровьем. Поэтому Вам нужно стабилизировать свою эмоциональную сферу и перестать переживать и-за тех своих проблем со здоровьем, которые явно возникли из-за эмоциональных переживаний. Я считаю, что это произойдет после окончания транзита Плутона по Луне и Вы через год сами увидите, что стали совсем другой в эмоциональной сфере, но для этого Вам нужно вплотную заняться этой проблемой (психолог, аутотренинг и т.п.), т.к. само по себе ничего не делается, а констатация проблемы астрологом и осознание ее владельцем гороскопа еще не решает саму проблему. Ее решение потребует усилий и немалых с Вашей стороны, хотя направление движения уже должно быть понятно.

Читайте также:  Как могут использоваться резиновые покрытия — — строительство, ремонт, дизайн, обустройство, коммуникации
Ссылка на основную публикацию