Бидермейер стиль в интерьере, направление, роза гарден, мода, прически, во флористике, в одежде, в архитектуре

История причёски «бидермейер», варианты укладки в эпоху романтизма и в наши дни

Замысловатость и вычурность прически изредка востребована и в наши дни. Укладки в подобной манере реально увидеть в торжественной обстановке. Хотя максимальной популярностью пышный, замысловатый вариант пользовался у дам XIX века. Сложная форма собранных волос с плетением, локонами богато украшалась. Неизменно женственный и романтичный образ выгодно подчеркивал цветущий вид, делал внешность притягательной. Особенности, секреты формирования прически в стиле бидермейер рассмотрим далее.

История появления

Стиль бидермейер характерен для начала XIX века. Вариант пришел на смену более помпезному и пышному ампиру. Элегантную женственность дам эпохи ярко отразил Людвиг Эйхродт в поэме «Песни Бидермейера». Имя главного героя произведения, любящего вычурность, богатство и роскошь, стало в истории нарицательным для художественного стиля, господствующего также в искусстве и моде.

Кукольная, обильно украшенная драгоценностями внешность дам, характерная периоду царствования стиля бидермейер, полностью демонстрировала положение в обществе. Наряды с узкой талией, открытыми плечами, глубоким декольте привлекали внимание к соблазнительным женским прелестям. Пышные юбки и рукава вносили интригу, полоски кружева, оборки добавляли кокетства.

Дамам эпохи не свойственен яркий макияж. Юным девушкам рекомендовалось ограничиваться естественной красотой. Женщины постарше выделяли губы, добавляли легкий румянец. Ценилась бледность кожи, натуральная яркая выраженность черт.

Характерной особенностью стиля выступало обилие украшений. Дамы использовали бусы, серьги, колье, подвески. Ценилась роскошь, которую женщины с радостью демонстрировали своей внешностью. Дамы не стремились украшаться, как новогодняя елка. Умеренность, чувство вкуса — важная способность настоящей леди.

Характерные черты причесок

Прическу в стиле бидермейер узнать просто. Дамы носили сооружения из кос и локонов. Сзади волосы убирали в пучок, который делали преимущественно из кос. Фактуру элементу также добавляли с помощью буклей. В центре пучка часто делали высокую петлю.

Шевелюру обязательно делили пробором по вертикали пополам. Постепенно в моду вошли проборы разных форматов. По бокам делали тугие локоны. Ворох завитков прикрывал уши. Длина локонов варьировала от скул до подбородка.

Прическа требовала большой длины, густоты собственной шевелюры. Тот, кто не мог похвастаться шикарными природными данными использовал накладные косы и пряди.

Прическу обязательно украшали. Использовали перья, ленты, цветы, кружевные платки. Почетное место в списке украшений занимали драгоценности. Использовали нити жемчуга, диадемы, подвески. Популярностью пользовалась фероньерка: дорогой обруч с драгоценными камнями, который носили в теменной области.

Любая укладка в стиле бидермейер лишена излишней высоты и пышности. Дамы позабыли про каркасы, невообразимые конструкции из волос, с трудом помещавшиеся в кареты. Сооружения на голове стали изящными. Прическа выгодно подчеркивала природные прелести. Образ стал более натуральным, манящим, свежим и романтичным.

По мере развития стиля тип укладки менялся. К концу расцвета эпохи бидермейер больше чувствовался уклон в сторону мещанства. Конструкции постепенно становились ниже и скромнее. Пучок с макушки плавно перемещался в сторону затылка. Локоны удлинялись, теряли пышность. Прическа утрачивала необходимость в украшении.

Кому подходит

Современные модницы редко используют стиль бидермейер. Прически в подобной технике уместны только с пышными нарядами. С джинсами, деловым костюмом и даже вечерним платьем узкого фасона подобные укладки выглядят нелепо. Поэтому вариант реально заметить на свадьбе, другом торжестве аналогичного размаха.

Прическа бидермейер подойдет дамам с правильным овалом, выразительными чертами лица. Вариант идеален для обладательниц овального, треугольного, вытянутого типа лица. Женщинам с круглым, квадратным овалом рекомендуется предпочесть минимальную пышность кудрей по бокам.

Отсутствие челки предъявляет требование к красоте лба. Высоту, покатость получится слегка замаскировать с помощью украшений. Укладка в стиле бидермейер хорошо скрывает некрасивые уши. Вариант не станет удачным для женщин с короткой шеей.

Укладка с локонами отлично подчеркивает красоту шевелюры. Вариант смотрится нежно и женственно.

Внимание! Замысловатая объемная прическа идеальна для молодых женщин. Особам в возрасте рекомендуется отказаться от излишней пышности, предпочесть более приземистые сооружения.

Общие рекомендации

Для самостоятельного создания прически рекомендуется заранее выбрать формат сооружения, изучить технологию выполнения конструкции.

Для работы требуется подготовить разнообразные инструменты:

  • стайлер;
  • фен и круглую щетку;
  • парикмахерскую губку или каркас;
  • накладные пряди;
  • крепеж (шпильки, заколки, резинки);
  • украшения.

Не обязательно пытаться повторить сложные конструкции, типичные для дам XIX века. Современным модницам допустимо ограничиться фактурным пучком на макушке, дополненным локонами по бокам.

Укладку не обязательно украшать с пышностью, принятой ранее. Допустимо ограничиться дешевой бижутерией. Можно даже оставить волосы без дополнительных украшений. Все зависит от предстоящего события, роли обладательницы укладки.

Современные вариации

Сделать современную прическу бидермейер не так сложно. Простую конструкцию сооружают из кудрявых волос. Допустимо использовать шевелюру с натуральными завитками или предварительно накрутить пряди. Массу волос собирают на макушке или ближе к затылку. Около лица выпускают несколько завитков. Свободные пряди впоследствии рекомендуется дополнительно завить в более тугие локоны. Пучок закрепляют шпильками. Органично смотрятся заколки с имитацией бусин жемчуга. Колорита добавит лента, которой перетягивают пучок. Вариант подойдет к современному коктейльному или вечернему платью.

Для ответственного торжества можно сделать укладку посложнее. Сзади формируют пучок. Рекомендуется использовать парикмахерскую вкладку для придания объема. Пучок оборачивают косой. Не обязательно использовать элемент из собственной шевелюры. В продаже множество готовых прядей и косичек из натуральных и искусственных волос. Пучок можно сделать гладким, а плетению отдать лишь декоративную роль. Спереди оставляют пряди для формирования локонов. Волосы закручивают в тугие кудряшки. Не обязательно делать густое оформление. Достаточно 2–4 локонов характерного формата. Не надо забывать об украшении полученного сооружения.

По-настоящему выделиться поможет укладка с петлями. На макушке делают хвост. Из элемента формируют несколько высоких петелек. Допустимо сделать конструкцию с петлями разного размера. Полученные элементы надежно фиксируют. Основание оборачивают косой. Высокое сооружение станет «изюминкой» укладки. В височных зонах обязательно формируют характерные локоны. Результат рекомендуется украсить страусиным пером или имитацией из ткани. Вариант экстравагантен, может использоваться особами, любящими привлекать максимальное внимание окружающих.

Плюсы и минусы

Прически стиля бидермейер изящны и женственны. Вариант не противоречит модным тенденциям. Хотя укладку такого формата не используют в повседневной жизни. Парикмахерские сооружения необычны, помогают выделиться из толпы.

Минусом прически бидермейер станет сложность конструкции из волос. Красивую укладку в характерной манере не всегда удается выполнить самостоятельно.

Важный момент! Вариант сложно сочетается с современной одеждой.

Звездные примеры

Прически в стиле бидермейер — редкость в современном обществе. Варианты в характерной манере на дамах чаще удастся увидеть при съемках фильмов. Щеголять с типичными локонами приходилось Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Мишель Пфайпфер, Николь Кидман. Сандра Буллок, Дженнифер Лопез, Джессика Альба часто появляются с укладками, в которых отдаленно прослеживаются черты эпохи бидермейер.


Сандра Буллок и Джессика Альба

Прически бидермейер пленяют своей красотой и женственностью. Вариант не подходит для современных будней, но соответствует атмосфере пышного торжества. Укладки в этом стиле с легкостью превратят любую девушку в шикарную леди.

Узнайте больше о завивке волос из следующих статей:

Полезные видео

Прическа для длинных волос.

Пучок из локонов.


Платья и модный костюм в стиле бидермейер

Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»

Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.

Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.

Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…

Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.

В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести картины Василия Тропинина – к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.

Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)

Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.

Карл Шпицвег
«Пикник»

Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.

Платья в стиле бидермейер

Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.

Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет

У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.

Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.

Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)

Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание – белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.

Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)

Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.

Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» – дочь торговца мясом (1829)

У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.

Й. К. Штилер
«Лола Монтес» – танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)

Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.

Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.

Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)

Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.

Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.

Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)

Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».

У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер

Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.

Карл Шпицвег
«Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.

Карл Шпицвег
«Запах роз»

С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.

Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)

Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.

Карл Шпицвег
«Вдовец»

Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.

Бидермейер (Biedermeier)

Бидермейер

Бидермейер (Бидермайер) — это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815—1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер—стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах. Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Читайте также:  Выбираем клей для потолочного плинтуса

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Бидермейер в интерьере

Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.

На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.

Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.

В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.

Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.

От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.

От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.

Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.

Типичным предметом обстановки—небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.

Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.

Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло — массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.

Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.

Что касается тканей, то они могли быть разными — сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное — спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.

Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы — типичный элемент эпохи бидермайер.

Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина, каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Мебель в стиле бидермейер

Популярнейшим предметом обстановки становится стол, за которым читают, пишут, играют – на стол можно также поставить цветы. Практически для каждого случая существует стол определённого вида. Становятся популярными секретеры с потайными ящичками. Большим спросом пользуются конструкции с раздвижными столешницами, а также с откидными крышками.

Мебель тёплых тонов, написанные акварелью картины, различные гравюры, а также большое количество декора, украшений и сувениров характерны для интерьеров того периода. При этом бидермейер можно назвать практичным: он допускает наличие только тех предметов мебели, которые являются функциональными и комфортными. Мебель наконец стала в первую очередь удобной, и только потом красивой – у ампира бидермейер позаимствовал идею лаконичности и практичности.

Примеры работ в стиле Бидермейер

Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.

Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.

После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.

Флористика в традициях европейской культуры

Флористика и ее развитие.

Флористика и интерес к ней в европейской культуре датируется Средневековьем. Флористика этого периода — это цветы и травы, их устанавливали в простые медные, латунные или оловянные емкости, имеющие форму вазы, кувшина или молочника. Употребляли так же керамические кувшины простой формы, с одним или тремя углублениями, облегчающими выливание воды.

Часто использовали такие аптекарские сосуды, как стеклянные банки для мази или круглые емкости, называемые албарелло. Цветы, предназначенные для флористических целей, вначале выращивали только в монастырских садах. В этих садах, называемых «раем Марии», возделывали цветочные растения, используемые для украшения алтарей в костелах. Высаживались в них в основном лилии и розы.

Флористика и развитие малых садов

Постепенно повышалось количество видов возделываемых цветочных растений. Появились ирисы, пионы, маки, аквилегии, рябчики, ландыши, символизирующие слезы Марии. Вербаскум сравнивали с алтарной свечой. Известен был тысячелистник, называемый травой святого Иосифа, покровителя столяров. Со временем появились регулярные малые светские сады. Найти в них можно было гвоздику, душистую лаванду, незабудку, плющ, самшит, фиалку, мак, жасмин, однако чаще остальных в средневековых садах встречались роза и лилия.

Развитие флористики в эпоху ренессанса

Искусство раннего Средневековья изображало их как растения, наиболее почитаемые в качестве украшения. Первые средневековые цветочные композиции появились в начале XIV века. Картины этого периода показывают цветы, помещенные в емкости таким образом, чтобы наиболее высокие, например лилия, занимали левую заднюю часть емкости, мелкие цветы и травянистый материал располагали на краю композиции. На картинах эпохи Ренессанса появляются все чаще растения дико растущие – клевер, земляника, лилия саранка, примула, одуванчик, маргаритка, крестовник.

Одновременно возникают большие дворцовые сады, в которых увеличился постоянный набор цветочных растений. Флористические композиции , которыми украшали жилища, принимают другой характер и стиль. Свидетельствуют об этом картины того периода, а также кувшины и другие емкости, используемые для аранжировки цветов, изготовленные преимущественно из керамики.

Появились также первые вазоны из стекла с простыми линиями, скромные и элегантные. Цветы размещали в них одиночно или по несколько штук в виде скромного, но изысканного букета, характерного для эпохи Возрождения. Искусство этого периода обращалось к античному искусству, в котором большую роль играли пространство, цвет, игра света и тени, линейная перспектива и пропорции, для которых эталоном служило человеческое тело.

Отражалось это также в установке композиций из растений. Наиболее высокие растения в флористике того периода двукратно превышали емкость, в которую их помещали. Группировали их в самой середине симметричной емкости. Симметрия вазона и способ установки наиболее высоких цветов предопределяли симметричность всей композиции в флористике того времени. Главные, как правило, наиболее крупные цветы располагали в центре композиции. Мелкие цветы ее дополняли. Устанавливали их свободно, просторно. Растения не заслоняли ни края вазона, ни его ручек, а центр композиции находился на половине расстояния между наиболее высокими цветами и краем емкости.

Для флористики ренессанса характерны такие растительные мотивы, как гирлянды цветов и овощей, служащие декоративными орнаментами рам картин, предметов домашнего обихода, деталей оформления фасадов домов. На узорчатых тканях ренессанса преобладали так же растительные орнаменты. Примером могут быть известные вавельские гобелены.

Много растений в то время было привезено из походов в Азию. Появились в Европе цитрусовые деревья, миндаль, гранат, кедр, мирт, маслина, из цветов – разноцветные анемоны.

В XVI веке появился в Западной Европе первый тюльпан, привезенный из Турции австрийским послом. В Польше того времени главная роль отводилась полевым цветам или лекарственным и некоторым травам. С удовольствием выращивали также лилии, розы и фиалки.

Флористика и стиль барокко

Барокко принесло смену формы, характерной чертой которой стала нерегулярность. Благодаря этому стиль флористики барокко был динамичным. К композициям из растений добавляли разные детали: мотыльки и другие насекомые, раковины, ящерицы, птицы и их гнезда, а также вырезанные из дерева различные фигурки.

Часто эти композиции были увеличены с помощью зеркального отражения. На картинах фламандских художников этих времен встречаются цветы чаще всего с широкими лепестками: анемон, мальва, пион, мак, ирис, лилия, или растения, отличающиеся интенсивными красками и украшенные листьями: канна, наперстянка. Богатство растений, их цвета, изогнутость линий и бархатистая структура лепестков делали композиции очень декоративными.

Эти богатые букеты помещали в массивные тяжелые вазоны. Это были урны из металла или камня, грубые округлые флаконы из фарфора и стекла, а иногда корзины. Ставились они на столах в коридорах, нишах или на каменных плитах, выступающих из стен больших домов фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с Индией или Дальним Востоком. Именно отсюда попали в Голландию прекрасные образцы восточного фарфора, которыми славилась мануфактура в Дельфте.

В Европе стали появляться все чаще и чаще экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и получали новые сорта и гибриды.

В XVII веке Нидерланды стали второй родиной тюльпанов. Из этих цветов флористы составляли богатые букеты в художественно исполненных емкостях. В позолоченных серебряных вазах устанавливались также розы, пионы, флоксы, лилии, георгины и мальвы. Из них флористы составляли симметричные, вычурные букеты в форме овала, требующие большого количества цветов. В главную часть композиции ставились высокие цветы, в центре группировались наиболее крупные цветы, а мелкие – по периферии. В самой середине цветы были густо расположены, в нижней части мелкие цветы преобладали, как бы свисая по бокам и иногда слегка закрывая емкость и ее ручки. Все композиции были выдержаны в ясных светлых тонах. Излюбленным сочетанием красок в флористике того времени было соединение красного, розового и белого.

Влияние стиля рококо на флористику

Во время царствования Людовика XV(1720-1774) во Франции барокко вступил в свою последнюю форму – рококо. Букет «рококо» характеризовался роскошью, линии его стали плавными, мягкими, а все вместе приобрело изысканную легкость. Использовались тонкие легкие емкости, сделанные из хрустального стекла, тонкого фарфора или алебастра. Изменилась их форма.

Излюбленными стали партеры разной величины и конструкции, а также чарки и вазы с китайскими узорами. Интерьеры украшались канделябрами, многочисленными зеркалами, мелкими фигурками из фарфора.

В флористических композициях ценились цветы с тонкими лепестками, часто с изрезанными краями, очень изысканных оттенков, чаще всего холодных голубых тонов в сочетании с большим количеством желтых оттенков. Модными и излюбленными цветами эпохи рококо были полумахровые пионы, мелкие маки, кобея.

Читайте также:  Комбинирование обоев в спальне: оригинальные дизайнерские идеи

Флористика при неоклассицизме

На переломе XVIII и XIX веков стиль рококо, отличающийся красотой изогнутых линий и асимметричностью, сменился классической симметрией и простыми линиями. Открытие Помпеи и ее классической красоты возбудили снова интерес к древним формам.

Неоклассицизм появился на основе предметов греческой и римской культуры. Он разделился на 2 периода: ранний неоклассицизм эпохи царствования Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774-1793), характеризуется элегантностью, изысканным вкусом и классической простотой форм, а также стиль ампир царствования Наполеона (1800-1815). На картинах той эпохи флористика уступает место символам власти.

В период раннего неоклассицизма в качестве емкостей для цветов использовались серебряные урны, а аранжировка растений характеризовалась симметрией. В период позднего неоклассицизма фаворитом была роза – королева цветов, которая сочеталась в букете с листьями, колосьями пшеницы и лилиями. Появились также нарциссы. Стали использоваться в флористике и консервированные цветы и листья.

Излюбленными колерами были – зеленый, розовый и королевский пурпурный как фон для золота, а также краски небесные и красные. С цветами соединялись плоды граната, айвы, винограда, инжира. Все это размещалось в рюмках, аналоги которых встречались среди предметов греческой и римской культуры, в алебастровых урнах, фарфоровых патерах, рогах или бронзовых вазах с золотым орнаментом или этрусскими узорами. Для аранжировок характерна симметрия, заключенная в треугольнике. Цветы были крепко посажены в вазу, часто совсем без листьев. Такое нагромождение цветов было помпезно и тяжело.

Флористика в эпоху стиля бидермейер

С концом наполеоновской эпохи появился новый стиль, господствовавший главным образом в Австрии и Германии – бидермейер (1815-1848). В противовес стилю неоклассицизма он характеризуется склонностью к удобству, светлым краскам, многочисленным безделушкам и драпировкам.

От этой эпохи ведет свое происхождение популярный до сих пор тип свадебного букета, называемого букет бидермейер. Он небольшой и складывается из ровно обрезанных маленьких розочек или ландышей, собранных головка к головке, окруженных кругом из тесьмы, тюля или папиросной бумаги и крепко связанных лентой. Этот букет предназначен для того, чтобы его держать в руке, часто засушивается на память.

Для его исполнения необходима крепкая проволока, которая сплетает поодиночке цветы и даже лепестки связывает в симметричную целостность, наподобие головки распустившейся розы. Другая форма этого букета была сделана из разных цветов, уложенных слоями различных колеров. Укреплялся такой букет на пирамидку как бы посаженную на круг. Букеты бидермейер вначале собирали в плоской форме, напоминающей тарелку, а в середине века, с дальнейшим развитием флористики получила развитие форма проволочных букетов, в которых цветы были посажены на подкладку из листьев. Все эти букеты были небольшие и характеризовались плотной укладкой цветочных головок.

Флористика. Макартовский букет

На смену пышным и тяжелым букетам бидермейер пришел макартовский букет, названный так по имени своего создателя, художника Ганса Макарта. На его картинах цветы установлены свободно, имеют свою натуральную форму, между ними появилось пространство и воздух. При этом следует отметить, что макартовский букет хотя и имел более свободное расположение цветов, но перегруженный крупными листьями, тяжелыми соцветиями, плодами (виноград, злаковые) и даже павлиньими перьями был довольно нелегким.

Флористика и развитие модерна

Конец XIX и начало XX веков характеризуется обращением к стилизации, вычурным формам, кривым и ненатуральным линиям. Стиль этот назывался модерн. Проявился он в украшении интерьера, архитектуре и мебели, а также в букетах и вазонах.

Стиль модерн подарил любителям цветов асимметричный букет с небольшим количеством цветов, у которых изящество, изогнутость стебля стали желательным не менее, чем красота цветов. Популярными стали выгнутые формы лилии водяной, маков и подсолнечников. Употреблялись вазоны из стекла и фарфора постельных тонов, переливающиеся, покрытые орнаментами темных оттенков, часто с нарисованными стилизованными модными цветами. Немецкий модерн был тяжелым и зачастую гротесково неестественным, а точные аранжировки – перегруженными.

Встречались, например, букеты из подсолнечника в вазонах с нарисованными на них стилизованными подсолнечниками. В тоже время французские изделия из стекла Галле, несмотря на стилизацию, были очень изысканными. Набор цветов в букетах модерн был исключительно богатым. Доминировали цветы лугов, полей и лесов, редко использовались культурные сорта — такой была флористика прошлых лет.

Бидермейер

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер , буквально бравый господин Майер (нем. – игра слов от Bidermann – бравый и Meier). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела , а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера .

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана , а другой поэт – Л. Айхродт – стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier . Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером – скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера , мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер, прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату , предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер – как буржуазный вариант классицизма и ампира – был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X . Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа . В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем .

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения – своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Дерево (вишня), маркетри. 1825 г. Вена

Бюро-кабинет. Дерево (красное и лимонное), бронзовые накладки, золочение, резьба. Ок. 1815 г. Вена

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Стулья в стиле бидермейер

Мягкая древесина и твёрдая древесина, облицованная с грецким орехом, частично цельным грецким орехом. Австро-Венгрия, около 1830 г., 85x45x50 см

Мягкая древесина, облицованная с белым грецким орехом, инкрустирована клёном, французский лак. Австро-Венгрия, около 1830 г., 90x43x50 см

Стол из библиотеки. Грецкий орех с инкрустацией клёна. Чехия, Северная Богемия, около 1830 г.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах – от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Читайте также:  Интерьер однокомнатной квартирыстудии

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров – т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России– это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер – живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы – глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер – это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20–30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции

Стиль бидермейер популярен у тех, кто ценит в интерьере сочетание домашнего уюта и комфорта.

История и интересные факты

Стиль бидермейер появился в Германии в начале XIX века и пользовался популярностью до середины столетия. Он был распространен среди представителей немецкой и австрийской буржуазии не только как интерьерное и ландшафтное решение. Бидермейер проявил себя в живописи, архитектуре и даже в нарядах.

Во времена расцвета этого стиля Европа пережила несколько переломных моментов. Позади была война с Наполеоном, прошла Первая мировая война, готовилась Вторая, близились демократические революции.

Обычные граждане тогда особенно хотели простого домашнего уюта и погружения в круг маленьких семейных радостей. Как раз в эту пору и появился стиль бидермейер, соединивший практичность буржуазного сознания, выдержанность пропорций имперского стиля ампир и поэтическую умиротворенность атмосферы, в которой так нуждался бюргер.

Название стиля имеет идеологические корни. Bieder значит простодушный, а Мeier – это распространенная немецкая фамилия. Слово было взято от псевдонима известного в Германии поэта Людвига Айхрода, писавшего в ироническом духе о школьном учителе-филистере.

Герой его эпиграмм – типичный представитель среднего класса. Людвиг подписывался как «Готлиб Бидермейер». Фамилия-псевдоним стала нарицательной, характеризуя обывателей с их «земными» интересами.

В России об этом направлении узнали в эпоху Пушкина. Бидермейер пришелся по вкусу дворянскому сословию и утвердился в господских домах, усадьбах и дачах. Что интересно, он не изжил себя до сих пор и прекрасно подойдет для современной квартиры. Даже в оформлении отелей люксового класса и дорогих ресторанов дизайнеры нередко используют этот стиль, потому что он создает домашнюю обстановку.

Требования к оформлению интерьера

Оформляя интерьер в стиле бидермейер, важно двигаться к цели – наполнить обстановку изысканным уютом, спокойствием и ощущением материального благополучия.

Бидермейеру в интерьере свойственны:

  • стремление к минимализму и высвобождению пространства;
  • комфорт и функциональность во всем;
  • консерватизм и любовь к традициям;
  • эклетичность;
  • единство духовного и предметного мира.

Стены, потолок и пол

Чтобы воссоздать стиль немецкого сентиментализма, следует обратить внимание на теплые и спокойные цвета для отделки стен. Идеальны:

  • нежно-голубой,
  • розовый,
  • кремовый,
  • песочно-желтый,
  • фисташковый,
  • персиковый,
  • все оттенки коричневого.

Стены можно красить вододисперсионной краской (обязательно одним цветом), которая не боится воды и солнца. Также для этой цели подойдут классические бумажные обои без рисунка, тисненные с ненавязчивым цветочным рисунком или обои в полоску.

Традиционно потолки в этом интерьере выкрашивают светлыми тонами и отделяют карнизом или лепниной. Допустимо заменить этот вариант натяжным потолком простой формы.

Для пола в квартире, оформленной стиле бидермейер, подойдет штучный паркет. Приверженцам современных материалов дизайнеры советуют уложить на пол ламинат или линолеум, приближенные по расцветке к натуральному дереву. Для тех, кто любит ковры на полу, тоже нет ограничений в этом стиле. Главное – гармония цветов и фактур, отсутствие излишеств.

Тенденции бидермейера в мебели

Мебель должна быть сделана из массива светлого дерева. Подойдут груша, акация, ясень, береза, клен и орех. Также в изготовлении мебели для стиля бидермейер применяют фанеровку светлыми породами дерева. Иногда встречается инкрустация, в том числе интарсия небольшими вставками из дерева разных пород.

Можно остановить выбор на красном и розовом дереве (это махагони и цезальпиния). Допускаются лакирование с сохранением естественного вида мебели.

Бидермейер приветствует круглые формы в интерьере. Обладать плавной изогнутой формой могут, например, спинки и ножки стульев, подлокотники кресел. Первостепенное значение имеют прочность и красота самого дерева, практичность предметов мебели.

Одобряется трансформирующаяся функциональная мебель, которая экономит пространство. Например, раздвижные столы, диваны с механизмом «книжка» или «дельфин», которые можно раскладывать, столешницы и бюро с откидным столиком.

На мебели бидермейера сегодня актуален резной декор, позаимствованный у помпезного ампира. Правда, в умеренном количестве. Украсить мебель могут лебеди с вытянутыми шеями, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки. Все эти резные украшения покрываются по желанию позолотой или лаком черного цвета.

В центре комнаты следует поставить большой стол, желательно круглый. Вообще, бидермейер тяготеет к столам. В эпоху этого стиля широко использовали разнообразные рабочие столы – читальные, кофейные, карточные, курительные, для рукоделия.

Вдоль стен комнаты уместно расставить практичные и красивые шкафы или секретеры, комоды, этажерки, трюмо и бюро с большим количеством ящиков.

Также к интерьеру подойдут угловые шкафчики и серванты-витрины, в которые можно выставлять предметы коллекций, сувениры из разных стран и прочие интересные вещицы.

Для отдыха оптимальны низкие мягкие кресла с широкими подлокотниками и удобными спинками, кресла-качалки, пуфы. Чтобы было комфортнее, рядом с ними стоит установить скамеечки для ног.

Особенности выбора текстиля

Уют в квартире создается во многом благодаря правильно подобранным предметам из текстиля. В его выборе бидермейер не ограничивает.

Можно смело использовать покрывала, пледы, кружевные салфетки и вышитые узором скатерти. Ткани могут быть совершенно разные. А вот узор для этого стиля важен определенный. Рекомендованы цветочные принты, рисунок с птицами или фруктами, полоска.

На окна следует повесить воздушные занавески из шелка, органзы или муслина и бархатные шторы с кисточками. Их цвет или узор должен гармонировать с мебельной обивкой.

Дизайнеры интерьеров предлагают драпировать шторы с помощью шторной ленты или держателей-клипс на магнитах, что дополнительно подчеркивает стилистику.

Постеленный в центре комнаты ковер тоже украсит помещение. Идеален мягкий ковер с длинным ворсом (шагги). Материал для него лучше подбирать натуральный, тогда ковер будет смотреться более презентабельно и прослужит долгие годы.

Какой декор уместен для интерьера

Главные декоративные элементы в интерьере бидермейер – живые цветы и комнатные растения. Их допустимо размещать где душа пожелает:

  • на стенах;
  • на подоконниках;
  • на столиках;
  • на полу,
  • в специальных подставках – жардиньерках.

Из искусственных или засушенных цветов делают композиции и гербарии. В том числе для декора активно используют акварельные картины, гравюры, расписные тарелки, старинные часы.

Впишутся в обстановку и семейные фотографии в деревянных рамках. На полки этажерок и столики можно поставить изящные статуэтки, фарфоровую посуду, шкатулки, свечи в канделябрах.

Популярный еще в ампире прием драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, уместен и в бидермейере. Это преображает комнату.

Стиль бидермейер унаследовал от ампира панорамные обои и пейзажные изображения на отдельных предметах. Особенно органично в интерьере смотрятся изображения сцен охоты.

В декоре нельзя забывать о главном принципе бидермейера – сохранении милой сентиментальности и практичной скромности интерьера.

Виды и варианты освещения

Освещение важно для расслабляющей и теплой обстановки в помещении, поэтому к выбору источников света тоже нужно отнестись внимательно.

Классические люстры с лампочками, похожими на свечи, или многорожковые светильники подойдут к интерьеру как нельзя лучше. Пригодятся настенные бра, аккуратные торшеры около дивана и кресел, настольные лампы с тканевыми абажурами, свечи.

Как источник света уместен будет камин. Если нет возможности установить дровяной, можно использовать биокамин или электрическую имитацию очага. Он согреет в холодное время года, перенесет хозяев жилища в эпоху бидермейера и, разумеется, создаст дополнительный уют. Большое количество разнообразных источников света поможет визуально расширить пространство.

В современных интерьерах, которые, по сравнению с прежними временами стали проще, прослеживается стремление добиться максимального уюта и целесообразности, а отнюдь не только одного визуального эффекта стиля бидермейер. Это дизайнерское направление подойдет всем людям, ценящим комфорт и практичность, и тем, кто не любит излишеств.

Ссылка на основную публикацию