Билл Саймон занимался написанием сценариев для телевизионных фильмов

Билл Саймон занимался написанием сценариев для телевизионных фильмов

Совместное написание книги особенно трудная работа. Нам посчастливилось, что мы нашли друг друга и оба вот уже на протяжении двадцати лет с восхищением следим за деятельностью Стива Джобса. Начиная с того времени, когда летом 1983 г. один из нас познакомился со Стивом в здании, где его команда работала над проектом «Macintosh»: (на территории компании Apple в Купертино, штат Калифорния), и до того самого дня, когда в январе 2005 г. он произносил свою речь на открытии выставки MacWorld Expo, – все время мы наблюдали за ним и общались по многим разным поводам.

Соавторы этой книги накопили уникальный опыт, который оживляет представленный здесь материал. Джеффри С. Янг был одним из соучредителей журнала MacWorld, впервые увидевшего свет в 1983 г., поэтому он, по сути, имел возможность непосредственно наблюдать за разработкой и дальнейшей судьбой компьютера Macintosh – как в самой компании Apple еще до выхода компьютера на рынок, так и в последующие годы. Джеффри Янг – автор книги «Steve Jobs: The Journey Is the Reward» («Стив Джобс, путешествие – это награда»), вышедшей в издательстве Scott Foresman в 1987 г. В этой книге представлено подробное описание жизни одного из основателей Apple в период создания компании NeXT Computer в 1985 г. В 1990-х Джеффри Янг был пишущим редактором журнала Forbes в Силиконовой долине; в своих статьях он рассказывал о компаниях NeXT, Apple, а также о многих других компаниях, представляющих сферу высоких технологий. В тот же период Джеффри Янг выполнял обязанности редактора The Hollywood Reporters Северной Калифорнии и много писал о Джордже Лукасе и его компаниях – Lucasfilm, Industrial Light, Magic и Pixar.

Билл Саймон занимался написанием сценариев для телевизионных фильмов, готовил тексты для генеральных директоров и других высших руководителей компаний и разрабатывал сценарии проведения видеоконференций для компании Apple в 1980-х. Билл Саймон – автор ряда книг по бизнесу и другим темам, а в середине 1990-х он вместе с Джилом Амелио, генеральным директором Apple, место которого занял Стив Джобс после возвращения в компанию, написал книгу «On the Firing Line» («На линии огня»), опубликованную в издательстве Harper Business в 1998 г. Это позволило ему хорошо разобраться во всех деталях критической ситуации, сложившейся в Apple на момент возвращения Стива и в последующие годы.

Авторы книги предложили Стиву принять участие в работе над ней. Он отказался. Поскольку Стив Джобс категорически возражает против того, чтобы его друзья, помощники или служащие давали интервью для прессы, многие из них согласились побеседовать с авторами книги только при условии сохранения анонимности; ряд материалов, полученных во время этих интервью, остался неиспользованным. В них попадались крупицы ценной информации – спасибо всем, кто все эти годы дарил нам свое время, особенно тем, чьи проницательные суждения не нашли непосредственного отражения в этой книге.

Перечень людей, с которыми беседовали авторы книги, очень длинный, и некоторые из них попросили не называть имен. Наша глубокая благодарность всем, кто разговаривал с нами на условиях анонимности: мы приветствуем вас, и нам очень жаль, что мы не можем выразить здесь слова благодарности, которой вы заслуживаете, в адрес каждого из вас.

Люди, с которыми мы беседовали, упомянуты в соответствующих главах. Среди прочих мы общались со следующими людьми: Гарри Аллен, Джил Амелио, Стюарт Брэнд, Фил Ройбал, Ларри Тесслер, Энди Герцфельд, Майк Бойч, Джон Макколем, Джей Эллиотт, Стивен Бирнбаум, Берт Каммингз, Рич Мелман, Крис Эспиноза, Джером Кунен, Фил Шляйн, Бана Витт, Карл Хо, Майк Мюррей, Ли Фельзенштейн, Дуглас Энгельбарт, Майк Кейн, Джим Хеннефер, Алекс Филдинг, Жан-Луи Гассе, Брюс Тоньяццини, Джон Уорнок, Альфред Мэндел, Брайан Фитцжеральд, Дик Ольсон, Эл Олкорн, Пол Террелл, Ларри Гритц,Марджи Бутс, Эллен Хэнкок, Пол Хекберт, Джо Хацко, Билл Аткинсон, Реджис Маккена, Нолан Бушнелл, Боб Хенкель, Адам Осборн, Дэниел Коттке, Хилди Лихт, Джефф Харберс, Рей Вилсон из Президентской библиотеки Рональда Рейгана, Сьюзан Берман, Брюс Хорн, Ларри Кеньон, Патти Кинг, Венделл Мандер, Клифф Хьюстон, Питер Квинн, Дейв Ларсон, Барбара Коалкин, Билл Фернандес, Элизабет Холмс, Эд Риддл, Мартин Хеберли, Рэнди Виггинтон, Гай Кавасаки, Фред Хоар, Дон Брюнер, Эд Рудер, Алекс Лэмрадт, Оуэн Денсмор, Кэрол Келер, Брюс Кортюр, Линда Лоуренс, Алекс Шуре, Дилан Кохлер, Терри Куниц, Терри Анзур, Джо Шелтон, Хейди Ройзен, Стюард Олсоп, Стивен Миллер, Клиффорд Миллер, Уэйн Мерецки, Хилари Роузен, Джефф Иствуд, Бад Коллиген, Боб Альбрехт, Дэнил Левин, Тодд Рулон-Миллер и Элви Рей Смит. Памела Кервин и еще один человек, пожелавший остаться неизвестным, снискали особую благодарность за то, что им пришлось слишком часто отвечать на наши телефонные звонки. Билл Адамс заслуживает такой же благодарности, а также глубочайшего уважения: его преданность Стиву производит сильное впечатление.

Полки книжных магазинов переполнены книгами о компании Apple, однако есть ряд книг, заслуживающих особого внимания. Мы хотели бы выразить благодарность писателю Алану Дойчману, автору книги «The Second Coming of Steve Jobs» («Второе пришествие Стива Джобса), Broadway Books, вышедшей в 2000 г., за то, что он подал нам пример и познакомил мир с биографией Стива Джобса. В книге подробно, до мельчайших деталей описана история открытия компании Pixar, а также все испытания и невзгоды следующих лет, в том числе и связанные с компанией NeXT. Как и ученый, каждый писатель основывает свои выводы на рассуждениях тех, кто занимался данной темой до него. Еще одна книга, которую обязательно должен прочитать каждый, кто интересуется начальным этапом деятельности Apple, – книга Майкла Моритца «The Little Kingdom» («Маленькое королевство»); она вышла в издательстве William Morrow в 1984 г. В книге Стивена Леви «Insanely Great» («Безумно восхитительный») (Viking, 1994) с юмором рассказывается о создании «Мака». Гай Кавасаки в своей книге «The Macintosh Way» («Путь Макинтоша») (HarperCollins, 1990) в легкой, забавной форме повествует о том, как он, будучи одним из первых «миссионеров», которые обращали потребителей в свою веру (веру в Macintosh), занимался маркетингом «Мака» в первые дни его существования. В книге Джима Карлтона «Apple: The Inside Story of Intrigue, Egomania and Blunders» («Apple: история интриг, эгоизма и просчетов») (Harper Business, 1998) в отличие от предыдущих двух книг, нарисована гораздо более мрачная картина. Для того, чтобы больше узнать о мире Disney Company и о Майкле Эйснере, стоит почитать следующие две книги: Джеймс Стюарт, «Disney War» («Война Disney») (Simon&Schuster, 2005); Майкл Эйснер и Тони Шварц «Work in Progress» («Текущая работа») (Random House, 1998).

Читателям, которые хотят глубже разобраться в том, под влиянием каких факторов происходило формирование личности Стива Джобса, а также становление компаний Apple и Pixar, как и всей компьютерной индустрии, стоит поискать и прочитать следующие книги: Майкл Свейн и Пол Фрейбергер, «Fire in the Valley: The Making of Personal Computer» (McGraw-Hill, 1999, второе издание)[39]; Джеймс Уоллес, «Hard Drive: Bill Gates and the Making of the Microsoft Empire» («Билл Гейтс и создание империи Microsoft») (John Wiley&Sons, 1992), и «Overdrive: Bill Gates and the Race to Control Cyberspace» («Билл Гейтс и гонка за право контроля над киберпространством») (John Wiley&Sons, 1997); Стивен Мейнс и Пол Эндрюс, «Gates: How Microsoft’s Mogul Reinvented an Industry» («Гейтс: как Великий Могол Microsoft изменил компьютерную индустрию») (Touchstone, 1994); Стивен Леви, «Hackers: Heroes of the Computer Revolution» (Doubleday, 1984)[40], и наконец, Трейси Каддер, «The Soul of a New Machine» («Душа новой машины») (Atlantic-Little Brown, 1981). Все эти книги помогли нам в работе, их стоит прочитать.

Ниже перечислены ссылки на некоторые материалы, полученные из печатных источников; мы благодарны всем репортерам, журналистам и авторам, оказавшим нам молчаливую поддержку. Однако следует отметить, что на протяжении многих лет в прессе было напечатано так много статей о Стиве Джобсе и о компании Apple, что просто невозможно перечислить их все. Кроме того, со временем многие детали потускнели в памяти; возможно, произошла также некоторая путаница фактов, полученных из различных источников информации. Мы просим прощения, если упустили кого-то или назвали тот или иной источник неверно.

Изложенный в данной главе материал основан на информации, которую предоставили во время интервью Стив Джобс, Клара Джобс (приемная мать Стива), Стив Возняк, Дэн Коттке, Рэнди Виггинтон, Билл Фернандес, Эл Олкорн, Алекс Филдинг, Брюс Кортюр, Джон Макколем и Джек Дадмен. Рассказ о том, как Стив плакал, когда проигрывала его команда по плаванию, а также о его ужасном поведении в школе принадлежат Дэвиду Шеффу и взят из его интервью журналу Playboy в феврале 1985 г. – «Playboy Interview. Steve Jobs». Воспоминания Пола Джобса о том, как его сын заставил семью переехать в другой город, записаны Майклом Моритцем и изложены в книге «The Little Kingdom» (William Morrow, 1984). Высказывание о том, что «пытаться поговорить со Стивом Джобсом – все равно, что пить воду маленькими глотками из пожарного шланга», принадлежит Фреду Хору, бывшему менеджеру по рекламе компании Apple.

2. Рождение компании

Материал для этой главы предоставили во время бесед Стив Джобс, Стив Возняк, Дэн Коттке, Рэнди Виггинтон, Крис Эспиноза, Трип Хокинс, атакже бывший руководитель Xerox Development Corp., Стивен Бирнбаум. Кроме того, с авторами книги согласились побеседовать такие люди, как Боб Ньютон, Дик Ольсон, Род Хольт, Ли Фельзенштейн и Ричард Мелман. Рассказ Стива о продаже печатных плат для сборки компьютера Apple I Полу Терреллу взят из интервью Шеффа журналу Playboy, о котором уже говорилось выше. Объяснение, данное Стивом своему решению взять на себя материальную ответственность за ребенка Крис-Энн, приведено из книги «The Little Kingdom».

3. Вперед, пираты!

Материал для этой главы предоставили: Стив Джобс, Стив Возник, покойный Джеф Раскин, Крис Эспиноза, Энди Герцфельд, Дэн Коттке, Брюс Тоньяццини, Трип Хокинс, Ларри Тесслер, Билл Аткинсон, Стивен Бирнбаум, Билл Фернандес, Джоанна Хоффманн, Бад Трайбл, Донн Денман, Фил Ройбал, Майк Мюррей, Мартин Хеберли, Джо Шелтон и Джей Эллиотт. Жалобы Стива на действия Стива Возняка, раздающего акции «кому попало», приведены по материалам книги «The Little Kingdom». Описание сцены появления десятилетней дочери взято из книги Моны Симпсон «A «Regular Guy» («Славный парень»), опубликованной издательством Alfred Knopf в 1996 г.

4. Опыт поражений и неудач

В этой главе использован материал, полученный из бесед с такими людьми: Майк Мюррей, Джей Эллиотт, Стив Возняк, Герберт Пфайффер, Пол Берг, Бад Трайбл, Сьюзан Барнс и многие другие. Комментарии, которые высказал Стив в интервью со шведским журналистом, взяты из статьи Джона Дворака «Jobs Breaks Silence on Apple Ouster», опубликованной в San Francisco Examiner 27 июня 1985 г. В интервью, напечатанном в журнале Newsweek 30 сентября 1985 г., приведены высказывания Стива по таким вопросам: отставка по инициативе Джона Скалли, продажа компьютеров калифорнийским школам; кроме того, в этом же интервью представлены размышления Стива о проблемах, возникших в Apple из-за того, что «кто-то публично называет вас вором». Информация о событиях, приведших к открытию компании NeXT, взята из статьи «Jobs Talks About His Rise and Fall», которую напечатали Дж. Любенов и М. Роджерс в журнале Newsweek 30 сентября 1985 г., а также из статьи Бро Уттала «Behind the Fall of Steve Jobs», опубликованной в журнале «Fortune» 14 октября 1985 г. Высказывание Билла Кемпбелла было приведено в Wall Street Journal 17 сентября 1985 г. Высказывание Майка Марккулы о возможных действиях Apple против компании NeXT взято из пресс-релиза Apple, опубликованного 16 сентября 1985 г.

Материал для этой главы предоставлен одним из бывших руководителей компании Disney, который пожелал остаться неизвестным. Информация о Кристине Редок, приведенная в этой главе, а также в других главах книги, взята из книги Алана Дойчмана «The Second Coming of Steve Jobs» (Broadway Books, 2000).

Рассказ о Джеффри Катценберге и о его конфликте со Стивом Джобсом также позаимствован из книги «The Second Coming of Steve Jobs». Эта история подтверждена очевидцем, предоставившим информацию Дойчману. Однако представитель Катценберга по связям с общественностью, Терри Пресс, хотя и не была непосредственной участницей этих событий, преданно защищает своего босса, настаивая на том, что подобного просто не могло быть. Она утверждает: «Я проработала с мистером Катценбергом семнадцать лет и никогда не слышала, чтобы он говорил что-либо подобное кому бы то ни было. Невозможно, чтобы Джерри сказал что-нибудь в этом духе… Я со всей ответственностью утверждаю, что он не сказал бы этого ни при каких обстоятельствах».

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране

  • 1 марта 2019 73084
  • Роман Сорокин

Популярное

Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»

Как создать нелинейную историю

«Мандалорец»: новые технологии в Галактике

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

С чего начать писать сценарий


Фото: freepik.com

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.


Фото: freepik.com

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.

Помните, что идея, которая кажется вам стопроцентным блокбастером, не обязательно зацепит остальных. Автор зачастую не способен объективно отстраниться от своего труда, поэтому на самом раннем этапе полезно пропустить идею через критический фильтр тех, чьему мнению вы можете доверять.

2Логлайн — максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Постарайтесь ввести в логлайн какой-то конфликт и продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете.

Молодой холостяк, регулярно отмечающий Новый Год с друзьями в бане, по стечению обстоятельств оказывается в другом городе и обнаруживает себя в квартире с молодой симпатичной женщиной. Куда приведет их это случайное знакомство?

3Когда общая концепция фильма уложилась в вашей голове, нужно подобрать 3-5 похожих фильмов в том же жанре. Они станут для вас ориентиром, но это не значит, что можно заимствовать из них идеи.

Маститые сценаристы советуют регулярно анализировать чужие фильмы, разбирать их по сценам и кадрам, подмечая авторские приемы — так можно накопить опыт.

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?


Фото: freepik.com

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.

Если ответственно отнестись к подготовке двух этих документов — работать будет гораздо проще. Четкий план и структурированное видение сюжета — это половина всего сценария.

5Самое время приниматься за синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Синопсис — квинтэссенция вашего сценария. В нем должны быть кратко описаны завязка, опорные точки сюжета, кульминация и развязка фильма. Но все карты открывать сразу не стоит — синопсис должен заставить продюсера прочитать ваш сценарий целиком. Объем может составлять от 1000 знаков до двух-трех печатных страниц. С хорошо проработанным синопсисом уже можно приступать к поискам продюсера и режиссера для вашего будущего фильма.

Часто судьба даже самой хорошей идеи заканчивается здесь — некачественный синопсис, невнятное изложение сюжета и банальные грамматические ошибки отправят ваш будущий фильм в мусорную корзину раньше, чем продюсер сможет разглядеть его потенциал.

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.


Фото: rawpixel.com

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.

Читайте также:  Как Правильно Покрасить Фанеру и Изделия из Нее, Какие Инструменты и Краску Использовать
Главная задача тритмента и сценарной заявки — захватить внимание, заинтриговать и продать вашу идею будущему заказчику. Именно с ними вы пойдёте к «большим людям» из киностудий.

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.


Фото: rawpixel.com

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.

Начинающие авторы часто совершают одну и ту же ошибку — едва поставив финальную точку в тексте, они принимаются перечитывать его и пытаться привести в порядок. И вот идея фильма уже не кажется такой привлекательной, диалоги выглядят натужными, а герои становятся похожими на одноклеточных амёб. Не поддавайтесь писательскому пессимизму — закройте текст, возьмите перерыв и отвлекитесь на что-нибудь другое, пока вас снова не посетит вдохновение.

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.


Фото: rawpixel.com

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.

Первая редакция должна усадить вас в кресло зрителя. Только поставив себя на его место можно увидеть преимущества и недостатки будущего фильма.

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.


Фото: rawpixel.com

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.

Научиться смотреть на свой текст как на чужой сложно, поэтому на любом из этих этапов полезно подключить к работе друзей и знакомых. В больших киностудиях к работе над первым драфтом сразу подключается команда профессиональных редакторов, и этот этап может стать самым тяжёлым для сценариста. Они «лучше» знают, как писать сценарий, и часто на глазах автора меняют его первоначальную идею до неузнаваемости.

10Поставив после многочисленных редакций последнюю точку, вернитесь в начало — самое время придумать название. Все заголовки, которыми были подписаны предыдущие документы — это всего лишь рабочие варианты. Но только теперь, когда вы полностью раскрыли всю свою идею, прописали весь сюжет и персонажей, можно определиться с финальным названием.

Название должно быть кратким, понятным и отражающим всю суть фильма. Помните, что эти слова, рождённые бессонными ночами, будут потом красоваться на каждой афише, билборде и в заголовке статей, посвященных фильму.

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.


Фото: rawpixel.com

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

iКона: Стив Джобс., стр. 111

На протяжении этих месяцев я имел удовольствие ужинать с друзьями и членами семьи, которые были чрезвычайно терпеливы, выслушивая мои бесконечные разговоры о Стиве, Apple, Pixar, Эйснере, Disney и других участниках этой хроники. Я прошу у них прощения и торжественно клянусь, что после того как допишу последнюю страницу, мы снова найдем другие темы для беседы.

Совместное написание книги особенно трудная работа. Нам посчастливилось, что мы нашли друг друга и оба вот уже на протяжении двадцати лет с восхищением следим за деятельностью Стива Джобса. Начиная с того времени, когда летом 1983 г. один из нас познакомился со Стивом в здании, где его команда работала над проектом «Macintosh»: (на территории компании Apple в Купертино, штат Калифорния), и до того самого дня, когда в январе 2005 г. он произносил свою речь на открытии выставки MacWorld Expo, – все время мы наблюдали за ним и общались по многим разным поводам.

Соавторы этой книги накопили уникальный опыт, который оживляет представленный здесь материал. Джеффри С. Янг был одним из соучредителей журнала MacWorld, впервые увидевшего свет в 1983 г., поэтому он, по сути, имел возможность непосредственно наблюдать за разработкой и дальнейшей судьбой компьютера Macintosh – как в самой компании Apple еще до выхода компьютера на рынок, так и в последующие годы. Джеффри Янг – автор книги «Steve Jobs: The Journey Is the Reward» («Стив Джобс, путешествие – это награда»), вышедшей в издательстве Scott Foresman в 1987 г. В этой книге представлено подробное описание жизни одного из основателей Apple в период создания компании NeXT Computer в 1985 г. В 1990-х Джеффри Янг был пишущим редактором журнала Forbes в Силиконовой долине; в своих статьях он рассказывал о компаниях NeXT, Apple, а также о многих других компаниях, представляющих сферу высоких технологий. В тот же период Джеффри Янг выполнял обязанности редактора The Hollywood Reporters Северной Калифорнии и много писал о Джордже Лукасе и его компаниях – Lucasfilm, Industrial Light, Magic и Pixar.

Билл Саймон занимался написанием сценариев для телевизионных фильмов, готовил тексты для генеральных директоров и других высших руководителей компаний и разрабатывал сценарии проведения видеоконференций для компании Apple в 1980-х. Билл Саймон – автор ряда книг по бизнесу и другим темам, а в середине 1990-х он вместе с Джилом Амелио, генеральным директором Apple, место которого занял Стив Джобс после возвращения в компанию, написал книгу «On the Firing Line» («На линии огня»), опубликованную в издательстве Harper Business в 1998 г. Это позволило ему хорошо разобраться во всех деталях критической ситуации, сложившейся в Apple на момент возвращения Стива и в последующие годы.

Авторы книги предложили Стиву принять участие в работе над ней. Он отказался. Поскольку Стив Джобс категорически возражает против того, чтобы его друзья, помощники или служащие давали интервью для прессы, многие из них согласились побеседовать с авторами книги только при условии сохранения анонимности; ряд материалов, полученных во время этих интервью, остался неиспользованным. В них попадались крупицы ценной информации – спасибо всем, кто все эти годы дарил нам свое время, особенно тем, чьи проницательные суждения не нашли непосредственного отражения в этой книге.

Перечень людей, с которыми беседовали авторы книги, очень длинный, и некоторые из них попросили не называть имен. Наша глубокая благодарность всем, кто разговаривал с нами на условиях анонимности: мы приветствуем вас, и нам очень жаль, что мы не можем выразить здесь слова благодарности, которой вы заслуживаете, в адрес каждого из вас.

Люди, с которыми мы беседовали, упомянуты в соответствующих главах. Среди прочих мы общались со следующими людьми: Гарри Аллен, Джил Амелио, Стюарт Брэнд, Фил Ройбал, Ларри Тесслер, Энди Герцфельд, Майк Бойч, Джон Макколем, Джей Эллиотт, Стивен Бирнбаум, Берт Каммингз, Рич Мелман, Крис Эспиноза, Джером Кунен, Фил Шляйн, Бана Витт, Карл Хо, Майк Мюррей, Ли Фельзенштейн, Дуглас Энгельбарт, Майк Кейн, Джим Хеннефер, Алекс Филдинг, Жан-Луи Гассе, Брюс Тоньяццини, Джон Уорнок, Альфред Мэндел, Брайан Фитцжеральд, Дик Ольсон, Эл Олкорн, Пол Террелл, Ларри Гритц,Марджи Бутс, Эллен Хэнкок, Пол Хекберт, Джо Хацко, Билл Аткинсон, Реджис Маккена, Нолан Бушнелл, Боб Хенкель, Адам Осборн, Дэниел Коттке, Хилди Лихт, Джефф Харберс, Рей Вилсон из Президентской библиотеки Рональда Рейгана, Сьюзан Берман, Брюс Хорн, Ларри Кеньон, Патти Кинг, Венделл Мандер, Клифф Хьюстон, Питер Квинн, Дейв Ларсон, Барбара Коалкин, Билл Фернандес, Элизабет Холмс, Эд Риддл, Мартин Хеберли, Рэнди Виггинтон, Гай Кавасаки, Фред Хоар, Дон Брюнер, Эд Рудер, Алекс Лэмрадт, Оуэн Денсмор, Кэрол Келер, Брюс Кортюр, Линда Лоуренс, Алекс Шуре, Дилан Кохлер, Терри Куниц, Терри Анзур, Джо Шелтон, Хейди Ройзен, Стюард Олсоп, Стивен Миллер, Клиффорд Миллер, Уэйн Мерецки, Хилари Роузен, Джефф Иствуд, Бад Коллиген, Боб Альбрехт, Дэнил Левин, Тодд Рулон-Миллер и Элви Рей Смит. Памела Кервин и еще один человек, пожелавший остаться неизвестным, снискали особую благодарность за то, что им пришлось слишком часто отвечать на наши телефонные звонки. Билл Адамс заслуживает такой же благодарности, а также глубочайшего уважения: его преданность Стиву производит сильное впечатление.

Полки книжных магазинов переполнены книгами о компании Apple, однако есть ряд книг, заслуживающих особого внимания. Мы хотели бы выразить благодарность писателю Алану Дойчману, автору книги «The Second Coming of Steve Jobs» («Второе пришествие Стива Джобса), Broadway Books, вышедшей в 2000 г., за то, что он подал нам пример и познакомил мир с биографией Стива Джобса. В книге подробно, до мельчайших деталей описана история открытия компании Pixar, а также все испытания и невзгоды следующих лет, в том числе и связанные с компанией NeXT. Как и ученый, каждый писатель основывает свои выводы на рассуждениях тех, кто занимался данной темой до него. Еще одна книга, которую обязательно должен прочитать каждый, кто интересуется начальным этапом деятельности Apple, – книга Майкла Моритца «The Little Kingdom» («Маленькое королевство»); она вышла в издательстве William Morrow в 1984 г. В книге Стивена Леви «Insanely Great» («Безумно восхитительный») (Viking, 1994) с юмором рассказывается о создании «Мака». Гай Кавасаки в своей книге «The Macintosh Way» («Путь Макинтоша») (HarperCollins, 1990) в легкой, забавной форме повествует о том, как он, будучи одним из первых «миссионеров», которые обращали потребителей в свою веру (веру в Macintosh), занимался маркетингом «Мака» в первые дни его существования. В книге Джима Карлтона «Apple: The Inside Story of Intrigue, Egomania and Blunders» («Apple: история интриг, эгоизма и просчетов») (Harper Business, 1998) в отличие от предыдущих двух книг, нарисована гораздо более мрачная картина. Для того, чтобы больше узнать о мире Disney Company и о Майкле Эйснере, стоит почитать следующие две книги: Джеймс Стюарт, «Disney War» («Война Disney») (Simon&Schuster, 2005); Майкл Эйснер и Тони Шварц «Work in Progress» («Текущая работа») (Random House, 1998).

Читателям, которые хотят глубже разобраться в том, под влиянием каких факторов происходило формирование личности Стива Джобса, а также становление компаний Apple и Pixar, как и всей компьютерной индустрии, стоит поискать и прочитать следующие книги: Майкл Свейн и Пол Фрейбергер, «Fire in the Valley: The Making of Personal Computer» (McGraw-Hill, 1999, второе издание) [39]; Джеймс Уоллес, «Hard Drive: Bill Gates and the Making of the Microsoft Empire» («Билл Гейтс и создание империи Microsoft») (John Wiley&Sons, 1992), и «Overdrive: Bill Gates and the Race to Control Cyberspace» («Билл Гейтс и гонка за право контроля над киберпространством») (John Wiley&Sons, 1997); Стивен Мейнс и Пол Эндрюс, «Gates: How Microsoft’s Mogul Reinvented an Industry» («Гейтс: как Великий Могол Microsoft изменил компьютерную индустрию») (Touchstone, 1994); Стивен Леви, «Hackers: Heroes of the Computer Revolution» (Doubleday, 1984) [40], и наконец, Трейси Каддер, «The Soul of a New Machine» («Душа новой машины») (Atlantic-Little Brown, 1981). Все эти книги помогли нам в работе, их стоит прочитать.

Американские боги: 10 шоураннеров, за чьими проектами стоит следить при любой погоде

Обзор сериалов >>

Кто такие шоураннеры и почему они все решают

Говорить о популярности сериалов сейчас такое же общее место, как спрашивать в кафе бесплатный вай-фай, – XXI столетие раскрыло потенциал многосерийных историй так, как полвека назад никому и не снилось. Еще в 90-е на телевидение никто особенно не рассчитывал: согласно апокрифу, обидчивый Джордж Мартин задумал цикл Песнь Льда и Пламени как произведение, которое никогда не смогут экранизировать. По ящику, где зарезали несколько его идей, – тем более. HBO в 2011 году доказало, что он ошибался, а к 2017-му список зарекомендовавших себя и интригующих телешоу разросся до неприличия. Стриминговый сервис Netflix и вовсе сокращает число фильмов в своей библиотеке: все смотрят сериалы, лицензии на полный метр уже не так выгодны.

Зрительские стратегии в отношении фильмов, правда, более понятны: знакомый режиссер как гарант качества редко дает сбои. В мире же телешоу полагаться на постановщика зачастую то же самое, что верить в связь между талантом одного отдельного взятого артиста и уровнем всей постановки. На современном телевидении роль демиурга отведена шоураннерам.

Третий сезон «Фарго» и дебют «Американских богов», грядущие новые серии «Игры престолов» и «Оранжевого – хита сезона» – за каждым сериалом стоит работа большой команды, но нередко фамилия шоураннера наравне с автором идеи дает реальное представление о том, чего ждать, – почерк можно узнать по первой сцене как нового сериала, так и того, что выходит уже несколько лет и продолжает меняться. Шоураннеров, бывает, увольняют – или они уходят в поисках работы поинтереснее. Новые имена тоже загорается регулярно, не в последнюю очередь потому, что сейчас всё чаще говорят о недостатке многообразия среди работников телевидения. В прошлом году на Variety подсчитали, что 90% шоураннеров – белые, а 80% – мужчины. Судя по успехам сериалов «Атланта» (Дональд Гловер) и «Оранжевый – хит сезона» (Дженджи Коэн), перемены не за горами, но предложенный ниже список состоит из людей, за чьими успехами мы следим уже хотя бы несколько лет.

Вот несколько фамилий, чьи новые сериалы стоит отслеживать, как экранизации любимых книг.

Винс Гиллиган

Прежде чем прогреметь на весь мир с «Во все тяжкие», Гиллиган успел поработать над «Секретными материалами», от которых сам фанател. С 1995 по 2002 он написал тридцать эпизодов и спродюсировал чуть больше сорока, то есть с четвертого по девятый сезон X-files Гиллиган репетировал шоураннерские функции, которые в полный рост продемонстрировал на AMC, запустившись со «Во все тяжкие» в 2008-м. Спустя пять лет, когда одиссея Уолтера Уайта закончилась, Гиллиган на пару с Дэвидом Шором (шоураннером «Доктора Хауса», а теперь и «Хитрого Пита») занялся комедийным процедуралом «Батл крик». В ход пошел сценарий, сочиненный им в 2005 году, но после первого сезона на CBS прикрыли сериал. Параллельно с этим проектом Гиллиган занимался спин-оффом «Во все тяжкие»: история адвоката Сола Гудмана «Лучше звоните Солу» идет на AMC три сезона с неизменным успехом.
«Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» доступны на Амедиатеке.

Мэттью Вайнер

Считается, что «Клан Сопрано» на HBO проложил дорогу для всех больших сериалов наших дней. Шесть сезонов, сложный нарратив, неоднозначные персонажи, многослойные актерские работы – без этого сложно представить современное телевидение. На том корабле работало минимум два важных для индустрии лица – Терренс Уинтер (создатель и шоураннер «Подпольной империи» с «Винилом») и собственно Мэттью Вайнер. Пока Уинтер успешно сотрудничал с Мартином Скорсезе , Вайнер делал «Безумцев». Пилот шоу он написал еще в 1999-м, и текст так впечатлил Дэвида Чейза, что тот позвал сценариста работать над «Кланом Сопрано». В итоге «Безумцы» вышли в 2007-м и на AMC. Ретро-драма про работников рекламной индустрии на фоне исторических событий 1960-х, несмотря на незвездный кастинг и не слишком высокие рейтинги, спокойно набирала ход и исправно получала хвалебные отзывы критиков. Шоу просуществовало девять лет и завершилось естественным путем в 2015 году, украсив историю AMC не меньше, если не больше, чем «Во все тяжкие».
«Клан Сопрано» доступен на Амедиатеке.

Читайте также:  Виды котлов отопления

Дженджи Коэн

Путь к хиту сезона для Коэн выдался долгим и тернистым: работа над «Сексом в большом городе» и «Принцем из Беверли-Хиллз» (по одной серии) сменялась успешным скетч-шоу «Трэйси принимает вызов», продюсирование телефильмов в 2000-е – написанием черной комедии «Дурман». Но по-настоящему развернуться ей удалось на Netflix с экранизацией мемуаров Пайпер Керман «Оранжевый – хит сезона: Год в женской тюрьме». Трагикомедийное шоу с широким диапазоном сложных героинь этим летом вернется на экраны всех ноутбуков мира в пятый раз, но сериал продлен вплоть до седьмого сезона. Параллельно с функциями шоураннера на своем главном хите сейчас Коэн приложила руку к сериалу «Блеск». На Netflix снова расскажут о разномастном женском коллективе, в этот раз – об участницах постановочного рестлер-шоу в 80-е.

Чак Лорри

Создатель «Грейс в огне», который в 90-е в России крутили по ТВ-6, и «Теории большого взрыва» с бенефисом Чарли Шина «Два с половиной человека» вряд ли нуждается в представлении. Сейчас Лорри называют убер-шоураннером и знают все любители ситкомов, но телевидение и сценарии не сразу заинтересовали его. В 70-е студент Лорри больше увлекался музыкой, травкой и ЛСД. Десять лет он ездил по США в качестве наёмного гитариста, а в 1986 году совершил полицейский разворот карьеры – и стал писать сценарии для мультсериалов. Следом он начал осваивать нишу ситкомов – и тут Чака понесло. Спустя тридцать лет он может похвастаться Звездой на Аллее славы и сверхпопулярными проектами, чьим зрителям он оставляет в конце каждой серии «карточки тщеславия». Музыкальный бэкграунд ему тоже пригодился – знаменитую песню из заставки «Черепашек-ниндзя» 1987 года придумал именно он (вместе с Деннисом Брауном).

Райан Мерфи

Человек-оркестр и открытый гомосексуал Мерфи начинал карьеру в журналистике, но под занавес XX века перебрался на телевидение. 34-летний сценарист в 1999-м начал с сериала «Лучшие», а уже в 2003-м придумал черную комедию про пластическую хирургию «Части тела». В 2009 году Мерфи с Брэдом Фэлчаком и Иэном Бреннаном сочинили едкий мюзикл про школу «Хор», закончившийся лишь в 2015-м. Дальше – больше: Мерфи и Фэлчак, выступившие шоураннерами «Хора», в 2011-м запустили хоррор-антологию «Американская история ужасов». Четыре года (и сезона) спустя к творческому дуэту вновь присоединился Иэн Бреннан – вместе они сделали «Королев крика», оммажа слэшерам 90-х. На этом Райан Мерфи не желает останавливаться: в прошлом году он спродюсировал уже криминальную антологию «Американская история преступлений» (первый сезон посвящен делу О. Джей. Симпсона), а в этом – антологию про звездные ссоры «Вражда» (про соперничество актрис Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд ). Кинокарьера Мерфи менее впечатляет: в частности, он срежиссировал киноверсию «Ешь. Молись. Люби».

Шонда Раймс

Удивительно влиятельный шоураннер, Раймс уже тринадцать лет делает медицинскую мыльную оперу «Анатомия страсти» и её спин-офф «Частная практика». До 2005 года карьера дипломированного драматурга и магистра изобразительных искусств складывалась ни шатко ни валко, потом случилась Grey’s anatomy – и теперь Раймс фигурирует в списке людей, формирующих мир, журнала Time. На одном бренде сценаристка-афроамериканка не остановилась: компания ShondaLand, которую она основала для производства первых серий «Анатомии», также продюсирует политический сериал «Скандал», процедурал «Как избежать наказания за убийство» и криминальную драму «Ловушка». На всех проектах Раймс выступает продюсером, но лишь на «Скандале» – еще и шоураннером.
«Анатомия страсти», «Скандал» и «Ловушка» доступна на Амедиатеке.

Дэвид Саймон

Прежде чем прийти на телевидение, Саймон неплохо накопил сюжетов: двенадцать лет, с 1983 по 1995, он работал в отделе криминальной хроники The Baltimore sun. Написав документальную книгу про работу полицейского отдела, из которого вырос процедурал «Убойный отдел» (1993-1999), Саймон совсем забросил журналистику и переключился на сериалы. После несколько полицейских историй настоящим прорывом стала «Прослушка» на HBO – криминальная хроника Балтимора, в каждом сезоне акцентирующая внимание на разных аспектах преступной жизни. Выступив создателем и шоураннером сериала, который называют одним из лучших в истории телевидения, Саймон не остановился – и сделал для HBO еще три проекта. «Поколение убийц» – мини-сериал о войне в Ираке. «Тримей» – четыре сезона о жизни в Новом-Орлеане после урагана Катрина глазами музыкантов. «Покажите мне героя» – трагическая история молодого мэра Нью-Йорка Ника Васиско. Три кита, на которых строятся шоу Саймона, – это документальная основа, высококлассная драматургия и сложные персонажи. И песни Брюса Спрингстина, которого шоураннер обожает.
«Прослушка», «Поколение убийц», «Тримей» и «Покажите мне героя» доступны на Амедиатеке.

Брайан Фуллер

Католик, гомосексуал и гик, Фуллер с детства был заворожен смертью, но добрался до любимой темы не сразу. Конец 90-х и начало 2000-х он провел в кубрике для сценаристов двух сериалов «Звездный путь», а в 2002 написал сценарий второй экранизации «Кэрри» Стивена Кинга . И понеслось: Фуллер выступил создателем и шоураннером комедии про парочку мрачных жнецов из Сиэттла «Мертвые, как я», драмеди «Чудопад» про общение с духами, черной комедии «Мертвые до востребования», а апофеозом его провокативного эстетства оказался «Ганнибал». В перерывах между пропагандой загробного образа жизни Фуллер успел поработать на сериале «Герои» и ряд других шоу. Сейчас кабельный канал starz демонстрирует его «Американских богов» – экранизацию Нила Геймана, в которой Фуллер во все поля проявляет политическую активность прямо под носом у Дональда Трампа. Позже на CBS выйдет «Звездный путь: Дискавери», где он также числился шоураннером, но покинул проект (впрочем, какие-то наработки остались).
«Ганнибала» можно посмотреть у нас на сайте.

Ноа Хоули

Как и шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэвид Уайсс, Хоули пришел на телевидение из мира писателей. Можно сказать, это у шоураннера наследственное: мать писала нон-фикшн, бабушка – пьесы. С 1998 года Хоули написал уже пять романов (на каждый у него уходит от четырех до шести лет), а в 2005 он дебютировал на телевидении – в сериале «Кости». Начав со сценариста, со временем Хоули дорос до редактора. В 2009-м он уже ощутил вкус шоураннерства, придумав современный «Госпиталь МЭШ» – десятисерийную драмеди «Необычный детектив». Шоу, правда, не продлили на второй сезон, как и следующий проект Хоули, – псевдодокументальную историю про встречу одноклассников «Моё поколение». Сценарист не стушевался перед двойным закрытием, а спокойно написал роман и решил сделать сериал по мотивам «Фарго». Тут-то у него карта и пошла: три сезона шоу с привкусом братьев Коэн и пижонский сериал про супергероя «Легион» плюс еще одна книга. Кажется, в отличие от создателя «Настоящего детектива» Ница Пиццолатто, ему не грозит растерянность перед успехом.
«Фарго» доступен на Амедиатеке.
(слушайте выпуск подкаста Monday Karma о Ноа Хоули, «Фарго» и «Легионе»)

Марк Шур и Грег Дэниелс

Шабан Муслимов. “Сценарист может стать миллионером”

Глава сценарного агентства «Гильдия авторов» Шабан Муслимов признает, что пока в России сценаристы не могут диктовать свои условия кино- и телекомпаниям по поводу отчислений за свои работы. Однако даже в таких условиях некоторые особенно одаренные сценаристы могут стать богачами. О том, как это сделать и какие фильмы сейчас способны набрать высокий рейтинг и большую кассу, он рассказал газете ВЗГЛЯД.

Написание сценариев для фильмов в России пока не превратилось в такой же полноправный бизнес, как в США.

– Каков механизм работы «Гильдии авторов»?

– «Гильдия авторов» – это сценарное агентство. У нас есть два основных механизма работы. Мы можем принять заказ на написание сценария, и в этом случае мы выступаем «коллективным автором»: заказчику все равно, кто конкретно, Иванов, Петров или Конан-Дойл, пишет сценарий. Главное, что «Гильдия» гарантирует качество.

Второй случай – заказ идет конкретно на «Петрова» или «Конан-Дойла». В этом случае мы договариваемся с заказчиком о приемлемых для «Конан-Дойла» условиях и берем за это агентский процент. Если возникают проблемы, «Конан-Дойл» знает, что мы до последнего будем отстаивать его интересы. Ведь часто бывает, когда компании крепко думают – а платить ли за сценарий фильма, который по каким-то причинам передумали производить? И за годы работы мы смогли убедить наших заказчиков, что в любом случае, заработали вы деньги или нет, пришла к вам слава или нет, платить всё равно надо.

– Как «Гильдия» зарабатывает?

– Это агентские проценты. Мы стараемся исходить из пожеланий сценаристов, которые называют свою цену. Все они примерно знают рыночную стоимость. Мы предлагаем производящим компаниям сценарий и закладываем в цену агентский процент.

– Возможно ли в России нечто похожее на забастовку сценаристов в США?

– На сегодняшний день абсолютно невозможно. В России нет профсоюза сценаристов. За МКАДом живет много талантливых и гораздо менее обеспеченных авторов, поэтому почти каждый из тех, кто работает в этой сфере, легко заменяем. Конечно, речь не идет о таких звездах, как Володарский, Миндадзе, Бородянский… Но таких не больше 10–12 человек. У нас пока больше зависят сценаристы от заказчиков, чем наоборот. Опять же, зарплата сценаристов в Москве отличается от зарплат на периферии, и в принципе там всегда можно набрать новых людей. Кто-то должен очень захотеть, столкнуться с проблемами и создать профсоюз. В первую очередь, это должен быть человек, который увидит в этом возможность заработать. Ведь в США это многомиллиардный бизнес, а мы в России пока больше занимаемся творчеством, а не коммерцией.

– Когда сценарист пишет, что больше имеет значение – техника или талант?

– Я думаю, талант. Как только автор начинает работать в определенном формате, он сталкивается с техническими трудностями. Например, пишет он сценарий для телефильма. Если он никогда этого не делал, то обязательно напишет сценарий, на съемки которого нужно 5 млн долларов, в то время как бюджет в 10 раз меньше. Но эти трудности легко поправимы, если есть талант. А техника нарабатывается довольно быстро. Бывает обратная проблема, когда автор прекрасно владеет техникой, сыплет специфическими терминами и его сценарии довольно востребованы, но это часто мешает писать блестящие тексты.

– Сейчас вы намерены заняться полнометражными фильмами…

– Мы посчитали, что наши сценаристы созрели до того, чтобы писать полнометражные фильмы. Сейчас написаны, сняты и вышли в эфир 6 телефильмов для канала РТР: «Курортный роман», «Синяя борода», «Свои дети», «Кровные узы», «Люблю тебя до смерти» и «Папина дочка».

Сериальному сценаристу сложно начать писать большое кино, а телефильм является отличным буфером: фактически это полнометражный сценарий, но автор связан меньшим количеством объектов, меньшим бюджетом и так далее. И в телефильме особенно важна хорошая история. Здесь не удивишь известными актерами, технологией, спецэффектами, на них просто нет денег.

– То есть у авторов есть ощущение, что сериал – это продукт чуть ниже статусом, чем полнометражный фильм?

– В целом, да. Но когда начинаешь спрашивать, а если бы вы были сценаристом «Место встречи изменить нельзя» или «Семнадцать мгновений весны», то отношение сразу меняется. Несмотря на такое разное отношение к сценариям кино и сериалов, я не знаю сценаристов, которые плохо относятся к сериалам «Ликвидация», «Штрафбат» или «Таежный роман». Наоборот, я слышу только положительные отзывы и слова о том, что на таком проекте действительно было бы интересно работать. И многие авторы признают, что эти сериалы интереснее, чем многие из прокатных кинофильмов. Поэтому я бы разделял просто массовую сериальную продукцию и эксклюзивные вещи типа «Ликвидации» или «Штрафбата», которых, к счастью, становится всё больше.

– Какие сериалы у российского зрителя стали пользоваться большим спросом? Ведь сериалы, о которых вы говорите, появились в основном только в последние годы.

– Да, таких фильмов стало больше. Ведь стало больше денег. Любой телезритель, не искушенный в производстве, если задастся целью сравнить, сразу поймет, что эти проекты дороже, чем большинство сериалов, которые он видит: по подбору актеров, по декорациям, по костюмам, по съемкам и тому подобному. Правда, здесь и риски больше. Но при удачном стечении обстоятельств это дает эффект в 10 раз мощнее, чем в случае производства очередного среднего сериала. Мне кажется, что повышенным спросом пользуется всё, где есть сильная, интересная история. Например, тот же Урсуляк снимает фильм про юность Штирлица. Понятно, что все его будут смотреть.

Если анализировать, то многие из самых успешных проектов последних лет – это либо римейки, либо талантливые экранизации классики, как в случае с «Идиотом». Понятно, что успешнее те вещи, которые работают на знакомых зрителю ассоциациях, как «Ликвидация», отсылающая к «Место встречи изменить нельзя». В гораздо меньшей степени хороши новые оригинальные истории. Но они будут появляться. Также работают сильные темы, как, например, «Штрафбат». Люди с перестроечных времен прочитали множество литературы на эту тему, посмотрели документальные фильмы, и их восприятие было готово к появлению такой работы. Ведь это великолепная игра на чувстве ностальгии. «Штрафбат» отсылает к хорошему советскому кино.

– А может ли сценарист разбогатеть? Стать, например, миллионером.

– Думаю, может. Если сценарист получает за сценарий 100 тыс. долларов, пишет три полнометражных сценария в год, а сам проживает из 300 тысяч 100, то он может через пять лет заработать 1 млн долларов. Это если говорить про российские реалии, но человеку должно очень повезти. В США проще. Средний доход сериального сценариста там 700–800 тыс. долларов в год, и эти цифры нам называли пять лет назад. Когда по оборотам наше кино и телевидение будут приближаться к американскому, я думаю, мы выйдем на те же цифры. Но всё равно, сценаристы в целом, что тут жаловаться, получают гораздо больше, чем получают люди в среднем по России. Но и у нас уже многие известные сценаристы закладывают в договор право на написание книги или доходы от ее потенциального издания. Каждый начинает потихоньку отвоевывать права.

– Сколько зарабатывает сценарист в среднем?

– Сложно сказать. Примерно от 3 до 20 тыс. в месяц. Но тут много факторов. Человек может заработать 30 тыс. в январе, потом несколько месяцев получать совсем немного. Важна скорость написания, однако если в короткий срок автор напишет два телефильма, он просто испишется. Важно переключаться с жанра на жанр, отдыхать. Превращать написание сценариев в поденную работу опасно. Физически невозможно писать хорошо каждый день. Опытные сценаристы делают продолжительные перерывы в работе, так как они понимают, что качество материала становится намного лучше, если отрываться от рутинной работы.

– Как автор может продать сценарий?

– На самом деле, сценарист может обойтись без всяких агентств. Американские учебники о том, как писать сценарий, на две трети состоят из рекомендаций, как его следует продавать. У всех производящих компаний и в телевидении, и в кино есть редакторы, которые просматривают большой поток присылаемых сценариев и заявок. Но здесь много нюансов. Сценарий, даже самый талантливый, в этом ворохе может легко затеряться из-за того, что неправильно оформлен, или написан не совсем так, или попал не в то время и не в тот продакшн. Например, в этом месяце именно эта компания уже производит костюмный сериал и второй ей не нужен, а та, которая ищет подобную историю, не получила сценарий. В этом случае агентство помогает. Мы не отсылаем всё что есть в производящие компании, доводим до продажного состояния сценарии или превращаем хорошую идею в необходимый продукт.

– Сейчас появляется больше сценарных агентств, в то время как раньше «Гильдия авторов» была единственной на рынке. Как вам удается взаимодействовать с новыми игроками?

– Да, появилось несколько агентств, но мы не конкурируем по сути. Есть много хороших авторских групп, работающих на определенном канале или привязанных к какому-то продакшну. Но таких агентств, которые не просто продают сценаристов, а выступают коллективным автором, отвечающим за качество, я не знаю. Все появляющиеся агентства понимают, что это выгодно, что сценаристы охотно идут на сотрудничество, зная, что с них снимают все проблемы, связанные с переговорами, по финансам и так далее. Но они продают более-менее раскрученных сценаристов. Их задача – связать автора с заказчиком и получить свои проценты, не более того. Многие из них уже и с нами связывались, предлагая своих сценаристов.

– Сколько авторов работает над сериалом?

– Возьмем для примера сериал «Счастливы вместе». Это адаптация американского сериала. Здесь есть главный автор, хед-райтер, у него в подчинении два или три стафф-райтера. Вот три или четыре человека, которые сидят каждый день и либо сами пишут, либо правят сценарии. Снимается порядка 12 серий в месяц. Порядка 7–10 фрилансеров пишут серии. То есть задействовано примерно 10–14 человек. На длинных мелодрамах задействовано до 20 человек. Для мини-сериала нужны 2–6 человек. Хотя иногда мини-сериал может писать и один человек.

Читайте также:  Кухня в индийском стиле: фото новинок дизайна

– Каковы их функции?

– Главный автор предлагает идею, отвечает за общее качество продукта. Стафф-райтеры правят и обрабатывают серии, которые пишут фрилансеры, и сидят рядом со съемочной площадкой в кабинете, получая информацию после актерских читок. На ситкомах вообще дежурит на площадке сценарист, который быстро правит текст в случае необходимости. Допустим, не работает реприза или шутка, значит, он должен быстро предложить другой вариант или отследить, чтобы актерская или режиссерская находка не противоречила ни общей идее проекта, ни, грубо говоря, российскому законодательству.

– А можно ли с листа сразу понять, соберет ли фильм кассу?

– И да, и нет. Да – в случае с юностью Штирлица Урсуляка, когда тема и название плюс доверие к режиссеру «Ликвидации» соберут зрителей на первую серию. Дальше либо это будет сверхрейтинговый сериал, который побьет все рекорды, либо разочарование. Но в целом давать прогнозы очень сложно, иначе в стране снимались бы только хиты. Ведь никто же изначально не делает заведомо провальный продукт, все рассчитывают на успех.

– В 2008 году какие будут новые хиты?

– Про Штирлица я уже сказал. Но, я повторюсь, трудно прогнозировать. Еще один потенциально сильный проект – «Тарас Бульба» режиссера Бортко, который снял много хорошего и рейтингового кино. Бюджет – 25 млн долларов, в ролях Богдан Ступка, Лариса Удовиченко. Наверное, можно ожидать успеха. Но, опять-таки, трудно предугадать. Что касается наших фильмов, то, надеемся, успешным будет проект «Развод по-русски». Пилот уже снят, нам понравился. Тема – разведенная семья, вынужденная жить на одной территории со всеми вытекающими последствиями, – близка очень многим.

На уровне сценария получилось найти очень характерные, типичные и узнаваемые вещи. И при этом не хотелось бы, чтобы сериал стал карикатурой, потому что проблема весьма животрепещущая. Или другая работа – шоу-программа для подростков, где снимаются актеры в возрасте 12–13 лет. Ни на что не похожая история. Названия еще нет, надеемся, что дети сами предложат его. По пилоту нам кажется, что удалось добиться ощущения телесериала, который делают дети. Да, им помогают писать взрослые, но и сами ребята многое придумывают и, самое главное, корректируют. Всё, что им не нравится, не интересно им или их ровесникам, они просто не играют.

Книга будет интересна тем, кто хочет узнать, как происходило формирование, становление и развитие современной эры цифровых технологий под влиянием самой значимой фигуры современности человека,

НазваниеКнига будет интересна тем, кто хочет узнать, как происходило формирование, становление и развитие современной эры цифровых технологий под влиянием самой значимой фигуры современности человека,
страница60/62
Дата публикации29.04.2013
Размер5.63 Mb.
ТипКнига

userdocs.ru > Информатика > Книга

Билл Саймон занимался написанием сценариев для телевизионных фильмов, готовил тексты для генеральных директоров и других высших руководителей компаний и разрабатывал сценарии проведения видеоконференций для компании Apple в 1980-х. Билл Саймон – автор ряда книг по бизнесу и другим темам, а в середине 1990-х он вместе с Джилом Амелио, генеральным директором Apple, место которого занял Стив Джобс после возвращения в компанию, написал книгу «On the Firing Line» («На линии огня»), опубликованную в издательстве Harper Business в 1998 г. Это позволило ему хорошо разобраться во всех деталях критической ситуации, сложившейся в Apple на момент возвращения Стива и в последующие годы.

Авторы книги предложили Стиву принять участие в работе над ней. Он отказался. Поскольку Стив Джобс категорически возражает против того, чтобы его друзья, помощники или служащие давали интервью для прессы, многие из них согласились побеседовать с авторами книги только при условии сохранения анонимности; ряд материалов, полученных во время этих интервью, остался неиспользованным. В них попадались крупицы ценной информации – спасибо всем, кто все эти годы дарил нам свое время, особенно тем, чьи проницательные суждения не нашли непосредственного отражения в этой книге.

Перечень людей, с которыми беседовали авторы книги, очень длинный, и некоторые из них попросили не называть имен. Наша глубокая благодарность всем, кто разговаривал с нами на условиях анонимности: мы приветствуем вас, и нам очень жаль, что мы не можем выразить здесь слова благодарности, которой вы заслуживаете, в адрес каждого из вас.

Люди, с которыми мы беседовали, упомянуты в соответствующих главах. Среди прочих мы общались со следующими людьми: Гарри Аллен, Джил Амелио, Стюарт Брэнд, Фил Ройбал, Ларри Тесслер, Энди Герцфельд, Майк Бойч, Джон Макколем, Джей Эллиотт, Стивен Бирнбаум, Берт Каммингз, Рич Мелман, Крис Эспиноза, Джером Кунен, Фил Шляйн, Бана Витт, Карл Хо, Майк Мюррей, Ли Фельзенштейн, Дуглас Энгельбарт, Майк Кейн, Джим Хеннефер, Алекс Филдинг, Жан-Луи Гассе, Брюс Тоньяццини, Джон Уорнок, Альфред Мэндел, Брайан Фитцжеральд, Дик Ольсон, Эл Олкорн, Пол Террелл, Ларри Гритц,Марджи Бутс, Эллен Хэнкок, Пол Хекберт, Джо Хацко, Билл Аткинсон, Реджис Маккена, Нолан Бушнелл, Боб Хенкель, Адам Осборн, Дэниел Коттке, Хилди Лихт, Джефф Харберс, Рей Вилсон из Президентской библиотеки Рональда Рейгана, Сьюзан Берман, Брюс Хорн, Ларри Кеньон, Патти Кинг, Венделл Мандер, Клифф Хьюстон, Питер Квинн, Дейв Ларсон, Барбара Коалкин, Билл Фернандес, Элизабет Холмс, Эд Риддл, Мартин Хеберли, Рэнди Виггинтон, Гай Кавасаки, Фред Хоар, Дон Брюнер, Эд Рудер, Алекс Лэмрадт, Оуэн Денсмор, Кэрол Келер, Брюс Кортюр, Линда Лоуренс, Алекс Шуре, Дилан Кохлер, Терри Куниц, Терри Анзур, Джо Шелтон, Хейди Ройзен, Стюард Олсоп, Стивен Миллер, Клиффорд Миллер, Уэйн Мерецки, Хилари Роузен, Джефф Иствуд, Бад Коллиген, Боб Альбрехт, Дэнил Левин, Тодд Рулон-Миллер и Элви Рей Смит. Памела Кервин и еще один человек, пожелавший остаться неизвестным, снискали особую благодарность за то, что им пришлось слишком часто отвечать на наши телефонные звонки. Билл Адамс заслуживает такой же благодарности, а также глубочайшего уважения: его преданность Стиву производит сильное впечатление.

Полки книжных магазинов переполнены книгами о компании Apple, однако есть ряд книг, заслуживающих особого внимания. Мы хотели бы выразить благодарность писателю Алану Дойчману, автору книги «The Second Coming of Steve Jobs» («Второе пришествие Стива Джобса), Broadway Books, вышедшей в 2000 г., за то, что он подал нам пример и познакомил мир с биографией Стива Джобса. В книге подробно, до мельчайших деталей описана история открытия компании Pixar, а также все испытания и невзгоды следующих лет, в том числе и связанные с компанией NeXT. Как и ученый, каждый писатель основывает свои выводы на рассуждениях тех, кто занимался данной темой до него. Еще одна книга, которую обязательно должен прочитать каждый, кто интересуется начальным этапом деятельности Apple, – книга Майкла Моритца «The Little Kingdom» («Маленькое королевство»); она вышла в издательстве William Morrow в 1984 г. В книге Стивена Леви «Insanely Great» («Безумно восхитительный») (Viking, 1994) с юмором рассказывается о создании «Мака». Гай Кавасаки в своей книге «The Macintosh Way» («Путь Макинтоша») (HarperCollins, 1990) в легкой, забавной форме повествует о том, как он, будучи одним из первых «миссионеров», которые обращали потребителей в свою веру (веру в Macintosh), занимался маркетингом «Мака» в первые дни его существования. В книге Джима Карлтона «Apple: The Inside Story of Intrigue, Egomania and Blunders» («Apple: история интриг, эгоизма и просчетов») (Harper Business, 1998) в отличие от предыдущих двух книг, нарисована гораздо более мрачная картина. Для того, чтобы больше узнать о мире Disney Company и о Майкле Эйснере, стоит почитать следующие две книги: Джеймс Стюарт, «Disney War» («Война Disney») (Simon&Schuster, 2005); Майкл Эйснер и Тони Шварц «Work in Progress» («Текущая работа») (Random House, 1998).

Читателям, которые хотят глубже разобраться в том, под влиянием каких факторов происходило формирование личности Стива Джобса, а также становление компаний Apple и Pixar, как и всей компьютерной индустрии, стоит поискать и прочитать следующие книги: Майкл Свейн и Пол Фрейбергер, «Fire in the Valley: The Making of Personal Computer» (McGraw-Hill, 1999, второе издание)[39]; Джеймс Уоллес, «Hard Drive: Bill Gates and the Making of the Microsoft Empire» («Билл Гейтс и создание империи Microsoft») (John Wiley&Sons, 1992), и «Overdrive: Bill Gates and the Race to Control Cyberspace» («Билл Гейтс и гонка за право контроля над киберпространством») (John Wiley&Sons, 1997); Стивен Мейнс и Пол Эндрюс, «Gates: How Microsoft’s Mogul Reinvented an Industry» («Гейтс: как Великий Могол Microsoft изменил компьютерную индустрию») (Touchstone, 1994); Стивен Леви, «Hackers: Heroes of the Computer Revolution» (Doubleday, 1984)[40], и наконец, Трейси Каддер, «The Soul of a New Machine» («Душа новой машины») (Atlantic-Little Brown, 1981). Все эти книги помогли нам в работе, их стоит прочитать.

Ниже перечислены ссылки на некоторые материалы, полученные из печатных источников; мы благодарны всем репортерам, журналистам и авторам, оказавшим нам молчаливую поддержку. Однако следует отметить, что на протяжении многих лет в прессе было напечатано так много статей о Стиве Джобсе и о компании Apple, что просто невозможно перечислить их все. Кроме того, со временем многие детали потускнели в памяти; возможно, произошла также некоторая путаница фактов, полученных из различных источников информации. Мы просим прощения, если упустили кого-то или назвали тот или иной источник неверно.

Изложенный в данной главе материал основан на информации, которую предоставили во время интервью Стив Джобс, Клара Джобс (приемная мать Стива), Стив Возняк, Дэн Коттке, Рэнди Виггинтон, Билл Фернандес, Эл Олкорн, Алекс Филдинг, Брюс Кортюр, Джон Макколем и Джек Дадмен. Рассказ о том, как Стив плакал, когда проигрывала его команда по плаванию, а также о его ужасном поведении в школе принадлежат Дэвиду Шеффу и взят из его интервью журналу Playboy в феврале 1985 г. – «Playboy Interview. Steve Jobs». Воспоминания Пола Джобса о том, как его сын заставил семью переехать в другой город, записаны Майклом Моритцем и изложены в книге «The Little Kingdom» (William Morrow, 1984). Высказывание о том, что «пытаться поговорить со Стивом Джобсом – все равно, что пить воду маленькими глотками из пожарного шланга», принадлежит Фреду Хору, бывшему менеджеру по рекламе компании Apple.

Материал для этой главы предоставили во время бесед Стив Джобс, Стив Возняк, Дэн Коттке, Рэнди Виггинтон, Крис Эспиноза, Трип Хокинс, атакже бывший руководитель Xerox Development Corp., Стивен Бирнбаум. Кроме того, с авторами книги согласились побеседовать такие люди, как Боб Ньютон, Дик Ольсон, Род Хольт, Ли Фельзенштейн и Ричард Мелман. Рассказ Стива о продаже печатных плат для сборки компьютера Apple I Полу Терреллу взят из интервью Шеффа журналу Playboy, о котором уже говорилось выше. Объяснение, данное Стивом своему решению взять на себя материальную ответственность за ребенка Крис-Энн, приведено из книги «The Little Kingdom».

Материал для этой главы предоставили: Стив Джобс, Стив Возник, покойный Джеф Раскин, Крис Эспиноза, Энди Герцфельд, Дэн Коттке, Брюс Тоньяццини, Трип Хокинс, Ларри Тесслер, Билл Аткинсон, Стивен Бирнбаум, Билл Фернандес, Джоанна Хоффманн, Бад Трайбл, Донн Денман, Фил Ройбал, Майк Мюррей, Мартин Хеберли, Джо Шелтон и Джей Эллиотт. Жалобы Стива на действия Стива Возняка, раздающего акции «кому попало», приведены по материалам книги «The Little Kingdom». Описание сцены появления десятилетней дочери взято из книги Моны Симпсон «A «Regular Guy» («Славный парень»), опубликованной издательством Alfred Knopf в 1996 г.

. Опыт поражений и неудач

В этой главе использован материал, полученный из бесед с такими людьми: Майк Мюррей, Джей Эллиотт, Стив Возняк, Герберт Пфайффер, Пол Берг, Бад Трайбл, Сьюзан Барнс и многие другие. Комментарии, которые высказал Стив в интервью со шведским журналистом, взяты из статьи Джона Дворака «Jobs Breaks Silence on Apple Ouster», опубликованной в San Francisco Examiner 27 июня 1985 г. В интервью, напечатанном в журнале Newsweek 30 сентября 1985 г., приведены высказывания Стива по таким вопросам: отставка по инициативе Джона Скалли, продажа компьютеров калифорнийским школам; кроме того, в этом же интервью представлены размышления Стива о проблемах, возникших в Apple из-за того, что «кто-то публично называет вас вором». Информация о событиях, приведших к открытию компании NeXT, взята из статьи «Jobs Talks About His Rise and Fall», которую напечатали Дж. Любенов и М. Роджерс в журнале Newsweek 30 сентября 1985 г., а также из статьи Бро Уттала «Behind the Fall of Steve Jobs», опубликованной в журнале «Fortune» 14 октября 1985 г. Высказывание Билла Кемпбелла было приведено в Wall Street Journal 17 сентября 1985 г. Высказывание Майка Марккулы о возможных действиях Apple против компании NeXT взято из пресс-релиза Apple, опубликованного 16 сентября 1985 г.

Материал для этой главы предоставлен одним из бывших руководителей компании Disney, который пожелал остаться неизвестным. Информация о Кристине Редок, приведенная в этой главе, а также в других главах книги, взята из книги Алана Дойчмана «The Second Coming of Steve Jobs» (Broadway Books, 2000).

Рассказ о Джеффри Катценберге и о его конфликте со Стивом Джобсом также позаимствован из книги «The Second Coming of Steve Jobs». Эта история подтверждена очевидцем, предоставившим информацию Дойчману. Однако представитель Катценберга по связям с общественностью, Терри Пресс, хотя и не была непосредственной участницей этих событий, преданно защищает своего босса, настаивая на том, что подобного просто не могло быть. Она утверждает: «Я проработала с мистером Катценбергом семнадцать лет и никогда не слышала, чтобы он говорил что-либо подобное кому бы то ни было. Невозможно, чтобы Джерри сказал что-нибудь в этом духе… Я со всей ответственностью утверждаю, что он не сказал бы этого ни при каких обстоятельствах».

Материал, представленный в этой главе, собран во время интервью с такими людьми: Алекс Шуре, создавший Computer Graphics Lab и, по большому счету, стоявший у истоков создания компании Pixar; Пол Хекберт, бывший служащий CGL; сотрудник Lucasfilm, пожелавший остаться неизвестным; анонимный представитель NeXT; бывший вице-президент по продажам и маркетингу компании Pixar Билл Адамс.

За исключением высказываний, источники которых указаны отдельно, всю информацию о поисках Элви Рея Смита, которые в конечном итоге привели его на Лонг-Айленд, а также данные об истоках и о деятельности Computer Graphics Lab собрал Алан Дойчман; все эти сведения подробно изложены в его книге «The Second Coming of Steve Jobs», о которой шла речь выше. Комментарии Джобса относительно плохого качества некоторых эпизодов из первых фильмов «Звездных войн» взяты из интервью Дэниела Морроу, исполнительного директора программы Computerworld Smithsonian Awards (Смитсоновская премия в области компьютерных технологий), 20 апреля 1995 г. В статье «Star Wars: Attack of the Clones», опубликованной Ричардом Корлиссом и Джесс Кейгл в журнале Time 20 апреля 2002 г., содержится список проектов, над которыми Джордж Лукас работал одновременно в тот период. Комментарии Керри Фишер были получены во время съемок телевизионного сериала «The Dinner for Five» в феврале 2005. В качестве источника биографических данных Джона Лассетера использовалась информация, представленная Берром Снайдером в статье «The Toy Story», напечатанной в журнале Wired в декабре 1995 г., а также в онлайновой версии газеты New York Times на странице movies2.nytimes.com и на веб-сайте компании Pixar. Рассказ Эда Кэтмелла о его найме на работу изложен в статье «Pixar: To Infinity and Beyond», опубликованной в журнале Management Today 1 мая 2004 г. Подробности о найме Лассетера приведены в статье Брента Шлендлера «Steve Jobs’ Amazing Movie Adventure», напечатанной в журнале Fortune 18 августа 1995 г. Высказывание, в котором есть фраза о «хозяине и его особняке», принадлежит мастеру составления удачных фраз Алану Дойчману; он же является источником информации о распределении акций между учредителями компании Pixar.

Фразу «Мы все здесь – буддисты» Лукас сказал в интервью Джесс Кейгл, опубликованном в журнале Time 20 апреля 2002 г. Рассказ о принятии решения относительно названия компании Pixar взят со страниц веб-сайта Элви Рей Смита. Информация и миссии Pixar, об организационной структуре компании, о методах работы, а также о компьютере этой компании получена из различных источников, в том числе – из новых интервью, из книги «The Second Coming of Steve Jobs», из беседы с организаторами Смитсоновской премии в области компьютерных технологий, а также из статьи Филиппа Элмера-Девитта «The Love of Two Desk Lamps», напечатанной 1 сентября 1986 г. в журнале Times. Из этого же журнала взята информация о реакции участников конференции Siggraph на короткометражный мультипликационный фильм «Люксо Младший». Комментарий Кэтмелла по поводу реакции на этот фильм приведен в статье Лоры Экли «Pixar’s deep talent pool lured by Catmull’s vision», опубликованной в журнале Variety 20 июля 1998 г.

Материал, изложенный в данной главе, основан частично на интервью с бывшим руководителем компании Disney, который предоставил информацию для главы 5, а также на информации, полученной от Дилана Кохлера (бывшего программиста Disney, одного из главных разработчиков программы для создания анимации CAPS) и от бывшей представительницы руководства Pixar Памелы Кервин.

Ссылка на основную публикацию