Дизайн квартиры «Мысль семейная» — Идеи интерьеров

Сочинение Мысль семейная в романе Война и мир Толстого

Роман великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивает очень много различных тем, актуальных и по сей день. Одно из ключевых мест в романе занимают родственные связи.

Семейная мысль была возведена в абсолют и является одной из центральных линий романа. Лев Николаевич всячески старается подчеркнуть тот удивительный фактор, что большой народ состоит из маленьких людей, сохраняющих самобытность и уникальность русской души.

Автор преподносит читателю семейство Ростовых как идеал настоящей дворянской семьи. У графа Ростова большая семья из пяти детей, считая приемную племянницу. Каждый член семьи – добрый, отзывчивый человек. Дети воспитываются в простоте, а ворота усадьбы всегда открыты для гостей. Это семейство является лакмусовой бумажкой семейных ценностей в таком виде, в котором их воспринимал Толстой.

Основными защитниками Отечества и патриотами своей страны выступает семейство князей Болконских. Суть всей жизни Николая Болконского – безудержное и преданное служение своей стране и Государю. Будучи солдатом в душе, он чтит спартанские традиции и ценит те же качества в других людях. Уникален случай, когда его сын, Андрей, уходит на войну. Несмотря на то, что он оставляет беременную жену дома, отец благословляет его, так как интересы государства выше семейных.

Полной противоположностью им Толстой ставит семейство Курагиных. Они везде ищут выгоду и не стесняются плохо отзываться даже о своих детях. Для них цель всегда оправдывает используемые средства, а алчность отца привела к взрослению недостойных детей.

Старый граф семейства Безуховых имел множество внебрачных детей, а состояние было огромным. Под маской любви и привязанности, потенциальные наследники окружают заботой умирающего старого Безухова, надеясь на свою долю наследства. Только Пьер пользовался любовью отца больше других, поэтому получил образование за рубежом. На фоне остальных «наследников» он выглядит порядочным. Предвидя склоки и борьбу, умирающий граф лично подает прошение Александру I, чтобы признать Пьера единственным наследником. Так Пьер Безухов стал одним из самых богатых людей России.

Семейная мысль стала основополагающей в романе «Война и мир», показывающая фундамент государственной основы в виде отдельно взятых семей.

Вариант 2

Одной из ключевых тем произведения является история семейных связей, представленная на примере нескольких поколений семейств Болконских, Ростовых и Курагиных.

Члены семьи Ростовых описываются автором как истинные образцы нравственных и моральных качеств человека, образующие некую оболочку живого и активного участия в судьбе друг друга. Истоками графского семейства Ростовых, по утверждению писателя, являются взаимопонимание и готовность к любой поддержке, искренняя любовь в гармонии с собственной натурой. В доме царит атмосфера взаимоуважения, нежности, гостеприимства. Окруженные лаской и родительской заботой многочисленные дети Ростовых воспитываются добрыми и порядочными людьми, которым свойственны преданность и верность близким людям, патриотизм по отношению к родной стране.

Семья Болконских представляется писателем немного в другом разрезе, нежели семейство Ростовых. В ней присутствует любовь, но проявляется она не с такой долей нежности. Дети воспитываются по принципу двух добродетелей, деятельности и ума, и подчиняются строгому порядку, установленному главой дома.

Старший князь Болконский самостоятельно занимается обучением дочери, прививая ей знания различных наук. Взаимоотношения домочадцев выстроены в ровном и спокойном тоне, где каждый член семьи занимает свое место и выполняет свои домашние обязанности. Болконские, будучи людьми чести и справедливости, проявляют мужество и патриотизм во время событий Отечественной войны, а князь Андрей погибает, получив смертельное ранение.

Полной противоположностью семей Болконских и Ростовых представляется автором семейство Курагиных. Представители Курагиных отличаются отсутствием настоящих человеческих чувств и качеств, им не свойственны сопереживание, забота о близких, способность искренне и преданно любить. Ведя праздный образ жизни, и старший Курагин, и его дети ищут в любом деле лишь собственную выгоду, не брезгуя приспособленчеством, цинизмом и обманом. Патриотические чувства к родине и к событиям, происходящим в родной стране, им чужды. Автор представляет семью Курагиных как пример недостойного и низменного поведения в обществе, противопоставляя им членов семей Болконских и Ростовых.

Раскрывая характеры героев романа и показывая их взаимоотношения в семьях, писатель объясняет смысл семейной гармонии, основанной на любви, взаимопонимании, заботе о близких.

Мысль семейная в романе Толстого Война и мир

Роман Толстого “Война и мир” повествует нам о событиях отечественной войны, и войны с Францией. В большинстве своём в произведении описываются вещи связанные с войной, убийствами, и прочей жестокостью. Но в этом произведении нашлось место и простым житейским вещам. В произведении прекрасно описаны жизнь и быт трёх светских семей, конкретно в данный период Российской истории.

Автор рассказывает в произведении о доле, нелёгкой доле, которая выпала на жизнь людей в то время. Много людей страдали из-за нападков иностранных интервентов. Толстой хорошо описывает всю ту жесткость, которую проявляли люди в то нелёгкое время. Но благодаря близким людям народ сохранял рассудок.

В большинстве своём семьи, описанные в произведении, являются частью аристократии и проблема недостатка чего- либо во время войны их не задело. Но так как война явление страшное, она влияла на многих людей, пускай не материально, но психически точно. Многие люди попросту не выдерживали сильного давления и у них попросту случался нервный срыв, что конечно подкашивало настроение в семейных узах и настрой окружающих в целом.

Также в данных семьях были люди, которые категорически не соглашались со всем, что происходило во время войны. Эти люди одним своим присутствием подкашивали настроение окружающих, из-за чего возникали постоянные конфликты. На этой почве мы видим проблему разрозненности близких людей, которую обсуждает Толстой в своём романе. Он говорит о том, что несчастья должны объединять людей, но, как правило, оно ещё сильнее их разъединяет.

Впрочем, в произведении рассказывается история тесно связанная с историей нашей родины, и с тем, что происходило с людьми в то время, и как изменился их быт. Толстой старался передать, что даже несмотря на все несчастья люди, стараются бороться за выживание и за выживание своих родственников.

Через своё произведение он старается дать нам представление об истинной близкой дружбе, любви, родственных узах и прочем, о чём людям необходимо помнить в такое нелёгкое время. Именно это, по моему мнению, пытался передать Толстой в своём произведении. Рассказывая нам о теме семьи в своём романе он даёт нам ясное представление об этой самой семье и такой, какой она должна быть.

В своём сочинении я анализировал произведения Толстого “Война и мир” размышляя на тему семейной проблематики и семьи. После чего пришёл к выводу, что Толстой пытается привить читателю своё видение семьи, и её структуры как ячейки общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Мысль семейная в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Грибоедов Александр Сергеевич написал «Горе от ума» около двухсот лет назад. Но, оно остается актуальным в наши времена. Он придумал таких персонажей, которые существуют сейчас. Один из героев

Главным в произведении является название, которое гласит «Горе от ума». Автор при написании говорит о том, что умный человек находится в обществе. Грибоедов на протяжении долгого времени не мог выбрать правильное название

С давних пор люди предписывали свой жизненный путь каким-либо сторонним силам, но не самим себе. Это выражалось в таких понятиях, как фатум, судьба или предназначение. В связи с таким взглядом на свою жизнь у людей происходило

Когда главному герою было шесть лет, его родная мать умерла. Его отец очень тосковал по ней, а на сына ему было плевать. Отец проводил больше времени с младшей дочерью потому, что она напоминала ему жену.

Многие люди занимаются изучением своей родословной. Узнавать свою историю довольно интересное занятие. Генеалогия – именно так называется эта наука, она дает нам возможность разобраться в семейных связях.

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Вступление

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.

Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».

Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.

Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».

Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.

Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце. Я так довольна и счастлива с ним!»

Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».

Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.

О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

Новые семьи в романе

В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

Вывод

После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.

Дизайн квартиры «Мысль семейная» — Идеи интерьеров

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семеиных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, – предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

Читайте также:  Как осуществить недорогое остекление балкона

mysl_semeynaya_v_romane_l.n.tolstogo_voyna_i_mir.ppt

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, . оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконсикх должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безу-хова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

“Война и мир” — одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805— 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной в романе “Анна Каренина”, в романе-эпопее “Война и мир” она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют “диалектикой души”. Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа “Обломов” не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.

Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоставить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, — обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.

Полная противоположность Курагиным— семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.

Отец семейства – князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном — князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.

Дочь старого князя Болконского – Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение — вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.

Еще одна антитеза клану Курагиных – семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых – индивидуальность.

Николай, старший сын Ростовых, – человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня “что-то с ней намудрила”. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и желает видеть своих детей счастливыми во что бы то ни стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.

В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”. Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.

В итоге мы видим, что “мысль семейная” является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.

“Война и мир” — русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья – это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа – олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого ( дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками — лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского – непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога— дорога чести”,— говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Читайте также:  Как выбрать смеситель для ванной с изливом: длинным, коротким, вытяжным

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее – закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

И Ростовы, и Болконские – патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим — гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни — удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых – Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

Мысль «семейная»

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, – это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские – это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа – обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение – отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко. Нет, но вы такой славный. но не надо. это. а так я вас всегда буду любить. » В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта – любовь к детям. Для Наташи она – первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете – младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети – яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь – основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин – глава семейства Курагиных – яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых – мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота – единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия – Анатоль Курагин – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит – охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн воспевал в повестях высокие чувства. Теме любви в произведении «Гранатовый браслет» отведено центральное место. Даже безответное влечение к человеку помогает стать чище, благороднее, ярче ощутить краски жизни. Сюжет построен так, чтобы читатель смог заглянуть в сокровенные уголки душ героев, прочувствовать то же, что и они.

Повесть о прекрасном чувстве

Главная тема произведения Куприна «Гранатовый браслет» — любовь с трагичным исходом. Многие писатели и поэты воспевали это чувство, но Александр Иванович Куприн показал его с необычного ракурса. Повесть «Гранатовый браслет» написана настолько талантливо, что ею зачитываются и подростки, и люди средних лет, и пожилые. В основе сюжета — искреннее убеждение автора, что ради любви каждый способен на благородные поступки. Чувства главного героя вызывают восхищение, и читателю хочется верить, что когда-то ему тоже доведётся испытать похожие ощущения.

Читайте также:  Интерьер небольшой спальни 10 кв м 30 фото примеров дизайна

Писателю, избравшему для раскрытия столь банальную тему, сложно не скатиться в шаблоны, однако Куприну удалось остаться оригинальным. Проводя анализ произведения, можно понять: мастерство автора проявилось в том, что он подошёл к раскрытию темы небанально. Во многих произведениях безответное чувство ведёт к распаду личности. Иначе обстоит дело в «Гранатовом браслете».

В творчестве Куприна трагическая любовь не мешает героям сохранять чистоту души и оставаться благородными, несмотря на отсутствие взаимности.

Главные и второстепенные герои

В повести 2 главных персонажа и несколько второстепенных. Основные действующие лица:

  • Шеина Вера Николаевна, возлюбленная Желткова, урождённая Мирза-Булат-Тугановская. Замужняя женщина, приятная и простая, с аристократической внешностью и хорошими манерами.
  • Желтков. По некоторым деталям можно предположить, что молодого человека зовут Георгием. Желтков в течение 8 лет любит Веру и шлёт ей письма. Когда родные Веры раскрывают личность тайного поклонника, он лишает себя жизни.

Второстепенных действующих лиц всего 4, и каждый из них вносит вклад в развитие сюжета. Краткая характеристика героев, которым Куприн отвёл вторые роли:

  • Фриессе Анна Николаевна, урождённая Мирза-Булат-Тугановская. Сестра Николая и Веры, любит играть в карты, при этом религиозна и тайком носит власяницу. Женщина не чувствует себя счастливой в браке, имеет 2 детей, однако испытывает неприязнь к мужу. Анна держит себя пристойно, но не прочь пококетничать.
  • Николай Николаевич, родной брат Анны и Веры. Человек со связями, занимает высокую должность: работает заместителем прокурора. Николай скуп и прагматичен, ему непонятны беседы о чувствах.
  • Шеин Владимир Львович. Человек благородного происхождения, муж Веры. Вёл активную светскую жизнь, устраивал балы, и это привело семью к бедности. Шеин спокоен, уравновешен, философски относится к трудностям. Узнав о влюблённости Желткова, супруг Веры испытывает не гнев, а жалость, что говорит о его мягком характере.
  • Аносов Яков Михайлович, генерал, исполняющий обязанности коменданта. Это добрый и приятный человек. Ранее он дружил с отцом Анны, Веры и Николая, а сейчас поддерживает связь с младшим поколением. Девушки любят его, как родного дедушку, хотя генерала не связывают с ними кровные узы. У Якова Михайловича нет своей семьи, и он находит утешение в общении с Верой и Анной, воспринимая их почти как своих детей.

Неразделённая страсть Желткова

Желтков испытывает по отношению к Вере прекрасные чувства, но понимает, что не может рассчитывать на взаимность. Даже если девушка отнесётся к его признанию снисходительно, герой вправе ожидать только платонических отношений.

Есть несколько факторов, из-за которых Желтков и его любимая не могут быть вместе:

  • Разное социальное положение. Семья Веры хотя бы в прошлом была богата, а Желтков беден, и изменить своё финансовое положение в лучшую сторону он не в силах.
  • Характер Шеиной. Вера получила хорошее воспитание, которое не позволило бы ей изменить мужу. Она и не думает о низком поступке, её натуре чуждо прелюбодеяние. Оставить мужа женщина тоже неспособна.
  • Узы брака. Семья — это союз двух людей, подкреплённый документами, и развод бросил бы тень на всю семью.

Есть ещё одна причина — привязанность Веры к супругу. Нельзя сказать, что она горячо его любит, но есть симпатия, дружба, забота и другие чувства, на которых так часто строятся семьи. Проблема в том, что княгиня желает иметь детей, но почему-то они не рождаются. В этом можно усмотреть намёк на то, что Бог указывает женщине другой путь, отличающийся от выбранного ею. Возможно, если бы она ответила Желткову взаимностью, у них могли родиться дети.

Желтков испытывает к Вере христианское чувство, без оттенка эгоизма. Он готов отдавать любовь, не рассчитывая на взаимность, хотя в сердце живёт надежда на то, что когда-нибудь удастся быть вместе с любимой. Герой не бунтует, понимая, что его страсть греховна. При этом он оберегает честь семьи Шеиных. Желтков ни разу не скомпрометировал женщину, не обратился к ней с недостойным предложением. Он мог бы поступить иначе, но благородство натуры не позволило.

Чтобы хорошо написать сочинение на тему любви в «Гранатовом браслете» Куприна, нужно рассмотреть чувство с разных точек зрения, включая общечеловеческую и христианскую.

В повести это чувство многообразно. Страсть не затмевает разум, хотя и приводит к гибели. Истинные лики любви в «Гранатовом браслете» — жертвенность, духовность, благородство.

Преступление и самоубийство

Желтков не преследует княгиню, но часто поздравляет её с праздниками. Однажды он присылает женщине дорого́й подарок, приложив к нему письмо с поздравлениями. Все гости удивлены, а супруг Веры, веселясь, показывает юмористические рисунки, сделанные им, чтобы посмеяться над тайным поклонником.

Брат женщины прочёл письмо, и теперь он уверен, что нужно найти воздыхателя и вернуть ему гранатовый браслет. По его мнению, такой подарок компрометирует княгиню. Когда гости разъезжаются, Вера идёт провожать генерала. По дороге она рассказывает ему всю историю. Яков Михайлович высказывает предположение, что преследователь может оказаться маньяком. При этом он не исключает и другой вариант: это может быть та самая любовь, о которой большинство женщин только мечтают.

Василий Львович и Николай находят Желткова. Он признаётся, что писал Вере письма и отправил подарок. Гранатовый браслет куплен на казённые деньги, и теперь у героя остаётся единственный выход — совершить самоубийство. В то время, о котором идёт речь в повести, считалось нормальным лишить себя жизни, чтобы кровью смыть позор. При этом репутация окружающих оставалась незапятнанной. Таким образом, уход Желткова из жизни не бросил тень на честь молодой княгини.

Когда Вера узнала, что поклонник застрелился, она опросила у мужа разрешения попрощаться с покойным. Утром в газетах написали о чиновнике, который покончил с собой, а вечером почтальон доставил последнее письмо от него. Желтков благодарил княгиню за то, что она была для него единственным утешением. В конце он написал: «Да святится имя Твоё».

Кроме слов благодарности, в письме была просьба: если Вера вспомнит о нём, пусть сыграет часть «Сонаты № 2» Бетховена.

Когда женщина пришла проститься с поклонником, она поняла, что мимо неё прошло прекрасное чувство. Вечером она попросила, чтобы пианистка сыграла сонату, о которой говорилось в письме. Слушая прекрасную музыку, княгиня плакала. Когда пианистка закончила играть, Вера ощутила облегчение и поняла, что покойный её простил.

Урок-исследование по литературе. Тема: “Мысль семейная” в романе М.Шолохова “Тихий Дон”

Разделы: Литература

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
/Л.Н.Толстой/

Цель: выяснить, на чем основано счастье семьи; продолжить формировать умение анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; развивать творческие способности учащихся, анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения.

Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ).

Оборудование:

  1. Портрет М.Шолохова;
  2. Иллюстрации к роману «Тихий Дон» художника О.Г.Верейского;
  3. На ватмане нарисованы 2 дома (современный и курень Мелеховых);
  4. Маркер;
  5. Компьютер, проектор;
  6. Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцену «На сенокосе»;
  7. Ватман, на котором написаны тема урока и эпиграф, прикреплен к доске.

Ход урока

1. Слово учителя:
2008 год в России объявлен годом семьи. Семья- ячейка любого государства, основа человеческой жизни. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома. Обратим внимание на первый рисунок дома, представим, что здесь живет современная семья.
Что нужно человеку, чтобы его семья была счастливой?
(Ответы учащихся: «Любовь, мир, здоровье, работа, уважение, материальный достаток и т.д.»)
Строительство любого здания, в том числе и дома, начинается с фундамента. Чтобы он был крепким и стоял долго, мы заложим в него ваши ответы.
(На фундаменте современного дома делается запись)
Учитель: Это взгляд на современную семью учеников 11 «Д» в 2008 году. Тема же нашего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Сегодня мы с вами должны выяснить, как М.Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье.

2. Проверка домашнего задания:
Найдите и зачитайте счастливые сцены семейной жизни в романе. (Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)
«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» ( т.1, 2 гл., стр.9-10)
«Григорий стал оделять семью гостинцами» ( т.1, ч.5, 13гл., стр.596)
Ролевое чтение сцены «рыбалка». (2 гл.,стр.11)
Учитель: Ученица… на материале художественного фильма «Тихий Дон» проводила исследовательскую работу. Она также должна была найти счастливые сцены семейной жизни. Давайте, ребята, посмотрим ее презентацию.
(Презентация: эпизоды из фильма «счастливые сцены семейной жизни»)*

3. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя любят и ждут; семья- это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)

Учитель: Войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим, на чем основано счастье семьи Мелеховых?
(Ответы учащихся: труд, мир, любовь, семья, дом). На фундаменте «куреня» делается запись.

4. Анализ эпизода. Картины крестьянского труда в романе.
Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод. (Ответ ученика):
Исстари повелось, что на покос выходили всем хутором. Косцы и гребельщицы одевались как на годовой праздник. Не стало это исключением и для Мелеховых. Труд объединил их семью. Мы видим, как Пантелей Прокофьевич , прежде чем начать косьбу, по русскому обычаю, «перекрестился на беленький стручок далекой колокольни». Он, как полагается в семье, идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что работа доставила им радость. После тяжелого труда все вместе стали вечерять. «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».
Учитель: Жизнь каких семей представляет читателю М.Шолохов?
(Через описание жизни нескольких пар: Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых).
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
(У Дарьи и Петра , Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается. Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А.Куприн сказал, что «любовь – это дар божий, который дается человеку один раз в жизни».
Кого же любит Григорий Мелехов?
(Ответы учащихся)
Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и дети.. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая оказалась сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинам, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим Аксинью, воспитывающей детей Григория и молящейся за любимого. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится убийца брата Мишка Кошевой.

5. Подготовка к ЕГЭ. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой.
( Литература ЕГЭ – 2008 Сборник экзаменационных заданий. Разработано ФИПИ стр. 153) (Последняя сцена романа: встреча Григория с сыном)
Тест по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно – зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руку о полу шинели. (…)
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяют определить жанр «Тихого Дона» как

2. Данный фрагмент в произведении
1)показывает безоговорочное неприятие героем позиции белых
2) демонстрирует несбыточность мечты героя
3)открывает новую страницу в жизни героя
4)доказывает безоговорочное приятие героем позиции красных
3.Какая из нижеперечисленных тем романа нашла отражение в данном фрагменте?

    1. тема революции
    2. тема семьи
    3. тема предательства
    4. тема детства

4. Встреча героя с сыном в финале романа
1) показывает, что герой обрел истинные ценности
2) указывает на ограниченность интересов Григория
3) говорит о возможности дальнейшего развития героя
4) ставит героя в ситуацию нравственного тупика
5. Как называется прием противопоставления, с помощью которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» – «исступленно горящие глаза»)?
6. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).
Ответы: (высвечены на экране)
1- 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 -1; 5 – антитеза или контраст; 6-крутояр, окраинцы

6. Композиция романа.
Учитель: Шолохов использует кольцевую композицию. Как развивается «мысль семейная» в романе и почему он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома?
(Ответы 2 – 3 учащихся)

7. Домашнее задание: Письменный ответ с ограниченным объемом (5-10) предложений на этот вопрос, а ученицы… составят тест на знание текста.

8. Вывод.
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским?
(Ответы учащихся)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

9. Итоги урока.

*Презентацию можно получить у автора статьи

Ссылка на основную публикацию