Дом с мужским интерьер на месте старого склада, Япония

Традиционный японский дом

Обувь оставляют у порога

Залитая солнцем деревянная веранда-энгава, выходящая в сад; изготовленные из стеблей тростника игуса (ситник) маты татами; пространство комнат, разделенное перегородками фусума – все это придает традиционному японскому дому уникальное очарование и неповторимый стиль.

И в наши дни, когда в Японии становится все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не изменяют обычаю оставлять обувь на входе в дом, у порога.

Впрочем, обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен много где и на Западе, но в японском доме существует специальное место татаки, полоса бетонного пола в прихожей, предназначенное именно для того, чтобы снимать там обувь. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и прочими природными катаклизмами традиционное жилище устроено таким образом, что пол в жилых помещениях ступенькой возвышается над полом прихожей гэнкан – это позволяет спастись от сырости и затоплений во время ливневых дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», чтобы можно было снять или надеть обувь, присев на более высокий пол комнаты. Кроме татаки в прихожей на «нижнем» уровне также обычно располагается шкаф для обуви, который называется гэта-бако – «ящик для гэта».

Прихожая гэнкан в традиционном японском доме: шкаф для обуви гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).

По водостокам, рассчитанным на обильные осадки в сезон дождей и во время тайфунов, вода, скапливающаяся в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные сточные канавки. Водосток, призванный уберечь дом от ущерба, который может нанести дождевая вода, состоит из узкого длинного желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в виде маленьких чашечек (кусари-дои). Это тоже характерная особенность японского традиционного жилища.

Узкий длинный жёлоб ама-дои и «цепочка дождя» кусари-дои, по которой вода из желоба стекает на землю.

Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу

В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.

Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.

Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.

Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м 2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.

Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)

В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.

В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.

В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.

Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)

Купальня о-фуро: два в одном

В японском традиционном доме не может быть «совмещенного санузла» по западному образцу: ванная комната о-фуро и туалет всегда располагаются отдельно. Сама ванная комната поделена на две части – ванна-купальня и место для предварительного мытья вне ванны. Местом для раздевания служит предбанник – небольшое помещение рядом с ванной комнатой. Как правило, в японских семьях члены семейства, предварительно помывшись, купаются в одной и тоже воде, не меняя ее. Если вас пригласят в японский дом с ночевкой, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не спускайте воду из ванной после купания.

Туалет в японском доме оборудован в традиционном японском стиле – то есть без привычного «сидячего» унитаза, и пользоваться им надо, присаживаясь на корточки. Но в последнее время и в традиционных домах начали появляться современные унитазы западного образца.

Хиирагия – ванна и место для предварительного мытья

Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.

С каждым годом все больше людей, которые спят на кровати, но, согласно опросу, проведенному фирмой Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спит по старинке, расстелив прямо поверх татами матрас футон. В дневное время футон сворачивают и кладут на специальную полку в стенном шкафу, таким образом высвобождая в комнате дополнительное место. Время от времени футон сушат прямо на солнце в целях дезинфекции, а также для того, чтобы матрас не отсыревал. Если держать футон в чистоте, он очень долго будет оставаться мягким и удобным. Только вот зимой в японской комнате холодно. Приходится класть в футон грелку ютампо, использовать нагреватель или котацу, отогреваться в о-фуро и уже после этого нырять в тёплый футон.

Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон

В наши дни, если выбрать для ночлега гостиницу или рёкан в обновленном традиционном доме, как это сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, созданном с использованием натуральных материалов, можно, наконец, немного отдохнуть от привычной повседневности, да и ваше путешествие получится незабываемым. Обязательно попробуйте познакомиться поближе с этим уникальным миром, сотворенным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней из древности. Насладитесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.

Фотография к заголовку: Дневной сон кота на залитой солнечным светом веранде-энгава

Как живется японцам в своих мини-квартирах площадью от 6 «квадратов»

Несмотря на то, что Япония является одной из самых развитых стран, справляться с катастрофической нехваткой жилья ей становится все сложнее. Перегруженность мегаполисов, дефицит свободной земли, сейсмическая нестабильность делает ее рынок недвижимости одним из самых дорогих в мире. По этой причине квартиры и частные дома Японии существенно отличаются от жилья других стран, особенно это заметно по крошечным «апартаментам», которые имеют площадь от 6 до 13 квадратов.

Японские малогабаритные квартиры имеют площадь от 6 до 13 кв. м.

Загадочная во всех отношения Япония не перестает удивлять. И если достижения в развитии высоких технологий вызывает восхищение, то в вопросах решения жилищных проблем одни лишь недоумения.

Читайте также:  Выращивание зелени в теплице: видео технологий

Стандартная японская квартира площадью 10 кв.м. | Фото: livejournal.com .

С учетом того, что в Стране восходящего солнца цены на недвижимость просто зашкаливают, застройщики нашли выход из положения и начали проектировать квартиры площадью от . 6 м². Причем такие и чуть по больше жилые апартаменты пользуются повышенным спросом и очень даже устраивают японскую молодежь, приезжих иностранцев или одиноких людей.

В Японии странности начинаются у входной двери, которая, как правило, с очень низким проемом. | Фото: tasteoflimes.livejournal.com/ golbis.com.

Стать обладателем даже такого жилья в Токио и вовсе считается верхом мечтаний, учитывая, что большинство может снять квартиру только в аренду.

План малогабаритной квартиры размером в 6 татами (около 10 кв.м.) | Фото: mirtesen.ru.

Интересный факт: Площадь жилья в Японии измеряется в татами (дзё). Стандартный татами имеет размеры 90×180 см, а это 1,62 м². При строительстве благоустроенного жилья по правилам градостроительства на одного человека должно приходится по 6 татами (10 м²). Но в целях экономии эти нормы могут снижаться, и тогда квартира будет иметь всего лишь 6 м², но и ней не будет даже без душа, (а многие из нас еще жалуются, что на кухне в 5 «квадратов» сложно развернуться!).

Так выглядит гостиная, кабинет и спальня в квартире 10 кв. м. | Фото: mirputeshestvij.mediasole.ru.

По сведениям редакции Novate.Ru, если в семье двое взрослых специалистов среднего звена, то квартирку в 30 м² они себе смогут позволить, но это все равно катастрофически мало по сравнению с теми же европейскими странами и с Россией в том числе. Особенно удивляет то, как их дизайнеры и проектировщики умудряются распределить каждый миллиметр имеющегося пространства и вместить все необходимое, чтобы апартаменты площадью 10 м² были максимально благоустроенными.

Ванная со стандартной комплектацией в малогабаритной японской квартире. | Фото: availer.livejournal.com.

Если заглянуть в среднестатистическую квартиру таких размеров, то можно заметить, что в ней практически нет перегородок. Исключения может составлять лишь ванная и санузел, которые отделяет от остального пространства тонкая стена из гипсокартона.

Японцы разработали многофункциональные ванные комнаты, в которых можно спрятать даже унитаз. | Фото: vdomax.ru.

Зачастую эти комнаты объединяют и делают мокрую зону, тем самым экономят место. Тем более что японцы расслабляться в полноразмерной ванне совсем не приучены, ведь с давних времен они моются сидя на специальном стульчике в небольшой купели, похожей на привычный для нас душ, только с высокими бортиками.

Большинство японцев пользуется «умным» унитазом – «washlet». | Фото: realt.onliner.by.

Особого внимания заслуживает устройство унитаза, который можно считать верхом инновационных достижений в сантехническом оборудовании. Поскольку этот объект выполняет сразу несколько различных операций, его оснастили электроникой и назвали «washlet» (моющий туалет, умный унитаз). Это программируемое устройство не только подогреет сиденье, но и самостоятельно смоет нужным количеством воды и даже, пардон, подмоет восседающего на унитазе. Последнее действие возможно, если в конструкции washlet встроена функция биде.

На крышке некоторых моделей «washlet» есть рукомойник. | Фото: realt.onliner.by.

Но и это еще не все, для экономии места и воды крышка на бачке унитаза может служить рукомойником, так что в практичности с японцами тягаться не стоит и пытаться.

Если машинку не удается пристроить в квартире, ее устанавливают на балконе. | Фото: houzz.ru.

В новостройках Японии на общих балконах устанавливают рукомойники. | Фото: realt.onliner.by.

Самой большой проблемой является установка машинки, которая никак не помещается в крошечной ванной, тем более если она мокрая, то ставить ее туда все равно нельзя. Столь незаменимую помощницу пристраивают, кто куда может. Кстати сказать, в Японии балконы в малогабаритных квартирах совсем крошечных размеров и не застеклены.

Если повезет, то кухня может быть спрятана за перегородкой, но рабочей поверхности все равно не будет. | Фото: tasteoflimes.livejournal.com.

Компактная кухня крошечной квартиры в Токио. | Фото: top.funnyreps.club.

Ну, на этом самые впечатляющие моменты в обустройстве закончились с учетом того, что для организации зон приготовления пищи, отдыха и сна осталось совсем немного места. Для экономии места в кухонной зоне может напрочь отсутствовать рабочая поверхность, вместо привычной столешницы используют обычную разделочную доску, которая устанавливается на мойку. Да и привычной для нас газовой плиты тоже нет. В лучшем случае устанавливается одно-двух конфорочные варочные поверхности, а любителям духовых пирогов приходится отдельно покупать электрическую печь.

Зачастую в крошечных квартирах кухню прячут в шкаф, который закрывается задвижной или складывающейся дверью. | Фото: mirputeshestvij.mediasole.ru/ vdomax.ru.

Бывают случаи, когда особо изобретательные владельцы в стремлении изолировать кухонную зону прячут ее в . шкафу. Такая мини-кухня оснащена только самым необходимым набором оборудования и мебели.

Если квартира с высокими потолками, то большинство японцев спальную зону устраивают на втором ярусе. | Фото: tasteoflimes.livejournal.com.

Оставшуюся площадь каждый оформляет как может. Если в квартире высокие потолки, то спальную зону выносят на второй ярус, тем самым освобождая место под гостиную, которая служит прихожей, столовой и кабинетом.

Так выглядит «спальня» в квартире площадью 8 кв. м. | Фото: vdomax.ru.

Бывает и такое, что кровать перекрывает выход на балкон, поэтому жильцам приходится перелезать через нее. | Фото: gavailer.livejournal.com.

Но такое счастье доступно лишь в старом жилом фонде, а вот современные квартиры делают с совсем низкими потолками, поэтому приходится покупать многофункциональную мебель, которую можно трансформировать под нужный предмет.

Если места совсем нет, то спят на футонах, которые днем прячут в шкаф или куда придется. | Фото: gavailer.livejournal.com.

Если же и на нее нет денег, то устанавливают кровать, диван или просто раскладывают матрас (традиционный японский футон) на полу, но тогда места для передвижения совсем не остается.

Стандартная квартира для студента площадью 6 кв.м. | Фото: fishki.net.

Еще хуже обстоят дела у владельцев или арендаторов микро-квартир площадью 6 м², в их апартаментах кроме кровати стола и туалета больше ничего не помещается. В таких крохах обычно живут студенты и этим вполне довольны, как-никак это индивидуальная площадь и о беспорядке не обязательно переживать, ведь соседей по комнате точно уж не будет.

Даже такой квартире студенты очень рады. | Фото: fishki.net.

В холодное время года японцы греются с помощью обогревателей или кондиционеров. | Фото: livejournal.com.

И еще один малоприятный факт из жизни японцев – в их квартирах, какого бы размера они ни были, напрочь отсутствует отопление. Каждый владелец обогревают свою жилплощадь как может. Кто устанавливает кондиционеры с функцией обогрева, кто пользуется обычным обогревателем, у кого позволяют финансы и это не съемное жилье – монтирует систему «теплый пол», а кто просто включает плиты, на которых готовит кушать. В этом вопросе каждый за себя и поддерживает комфортную температуру по своим финансовым возможностям.

Что делать, когда нет места: 9 очень маленьких домов в Японии

В Японии дорогая недвижимость — квадратный метр земли в крупном городе стоит 5-7 тысяч долларов, а ежегодный налог на недвижимость составит до нескольких процентов. Чтобы преодолеть нехватку свободного места, архитекторам приходится идти на ухищрения.

С квартирами еще интереснее: второстепенные функции урезаются до предела. Когда студия Makoto Yokomizo проектировала токийский дом KES, санузел решили «подвесить» над прихожей. Попасть внутрь можно по выдвижной лестнице. Чтобы санузел визуально забирал еще меньше места, стены сделали стеклянными. Все это выглядит вполне оправданным, если знать площадь квартиры — 12 кв. м.


Жилой дом KES в Токион. О других необычных планировках читайте в материале «13 планировок квартир, которые пока сложно представить в России».

В частных домах можно позволить себе чуть больше места — но его все равно недостаточно, чтобы избегать смелых решений. Мы покажем это на примере девяти маленьких японских домов.

И дом, и сад одновременно. 64 кв. м

Garden and House, Токио
Ryue Nishizawa Studio

Читайте также:  Дизайнерские новинки или модные фишки? эксклюзивно на OurInterior.com

На каждом из пяти уровней этого здания есть собственный сад; растения выполняют функцию естественной преграды от любопытных глаз — стены в этом доме полностью прозрачные, чтобы обеспечить флоре как можно больше солнечного света. Этажи соединены винтовой лестницей, а в кровле проделано круглое отверстие, сквозь которое проникают более высокие растения, стоящие этажом ниже.

«Дом-утюг» по-японски. 70 кв. м

House S, Осака
Suga Atelier

Если бы не окно в торце, этот дом можно было бы перепутать с забором — до того плоским он кажется с определенных ракурсов. Несмотря на экстремальную компактность, удалось организовать даже внутренний двор. Это маленькое круглое пространство со скамьей и водоемом, куда стекает дождевая вода.

Архитекторы называют это здание «очень умиротворяющим, будто глубокая пещера», ведь глухой бетонный фасад надежно защищает жильцов от уличного шума.

«Дом-лодка». 60 кв. м

Lucky Drops, Токио
Atelier Tekuto

Этот дом заказала молодая семейная пара, которая располагала ограниченным бюджетом. В результате архитектор Ясухиро Ямасита спроектировал один из самых узких домов Японии — около двух метров в наиболее широком месте и 0,7 метра в самом узком.

Внутреннее пространство состоит из трех помещений. Их площадь разделена пропорционально тому, сколько времени жильцы проводят в той или иной комнате: самой большой получилась жилая площадь, чуть меньше — кухня, еще меньше — санузел. Чтобы в дом проникало много дневного света, для стен использовали полупрозрачный пластик, а для лестницы и полов — листы перфорированного железа.

Дом с пустотой посередине. 63 кв. м

Tiny House in Kobe
FujiwaraMuro Architects

Ширина этого дома немногим больше предыдущего здания — 2,5 метра. Чтобы увеличить площадь, архитектор пошел на два ухищрения: сделал много разноуровневых комнат и добавил второй свет с потолочным окном.

Пустота, образованная над столовой, сосредотачивает вокруг себя остальные комнаты: детскую, спальню, гостиную и кухню. В доме много элементов из дерева, что помогает создать атмосферу укромного убежища на одной из самых оживленных улице города Кобе.

Дом у реки. 54,2 кв. м

Cosy House, Токио
Mizuishi Architect Atelier

Как признавался потом архитектор Кота Мизуиши, каждый квадратный метр этого здания давался ему с боем. Все идеи упирались в два серьезных ограничения — улицу и реку, между которыми и находился крошечный треугольный участок заказчика. На площади 29 квадратных метров предстояло построить жилой дом для семьи с ребенком, а также организовать парковочное место. При этом из-за близости водоема власти не разрешили строить здание выше двух этажей.

Несмотря на все, дом получился довольно просторным — 54,2 квадратных метра. Добиться этого удалось за счет второго этажа, нависающего над первым. Эти «лишние» метры стали навесом для парковочного места.

Дом-кристалл. 45 кв. м

Reflections of Mineral, Токио
Atelier Tekuto

Еще один пример дома, в котором второй этаж защищает автомобиль от дождя и снега. Клиент хотел, чтобы в доме был навес для машины, и архитектор остроумно решил эту задачу — вдохновился формами природных минералов и спроектировал здание в форме многогранника. Дом поделен на четыре этажа, ни одна из комнат не имеет равных углов; окна находятся на точках пересечения граней.

Дом на ножках. 90 кв. м

Toda House, Хиросима
Office of Kimihiko Okada

Чтобы сэкономить место для внутреннего двора и детской площадки, весь дом подняли на несколько высоких колонн. Архитекторы сравнивают его с птичьим гнездом: несмотря на то, что из окон дома хорошо просматриваются окрестности, его жильцы чувствуют себя безопасно за счет высоты.

Дом, поделенный на два. 75 кв. м

Near House, Токио
Mount Fuji Architects

Несмотря на узость участка, здесь расположены сразу два дома: в первом, «парадном» доме, две рабочие зоны. На втором этаже расположена библиотека-кабинет, где работает заказчик, на первом — небольшая студия, в которой трудится его жена. За этим незамысловатым зданием стоит еще одно, отведенное для жизни вне работы: здесь расположены кухня, спальня, санузел и гостиная.

Прозрачный дом-дерево. 85 кв. м

House NA, Токио
Sou Fujimoto Architects

Заказчики Суо Фудзимото не хотели жить в тесных закрытых комнатах и сами предложили этот смелый вариант — дом, в котором почти нет стен. Тогда архитектор предложил им концепцию дома-дерева, в котором комнаты переходят и разветвляются, будто древесные ветви.

В представлении европейца, в этом здании сложно уединиться, однако притцкеровский лауреат Кадзуе Сэдзима убеждена, что японцы оценивают приватность совсем иначе: она строится не на отгороженности, а на максимальной открытости помещений. В конечном итоге именно прозрачные и проницаемые пространства помогают человеку почувствовать себя комфортно.

Houzz Австралия: Гламурный лофт на месте бывшего склада шерсти

Этот пентхаус в Брисбене появился на месте старого склада шерсти и соединил историю места с современным лофтом

Считается, что в жаркий день легкий аромат ланолина наполняет причал Нью Фарм и Тенерифе в Брисбене. Возможно, он остался с 1900-х годов, когда богатства Австралии были тесно связаны с промышленностью, особенно с шерстью. Обширные склады шерсти и зерна простирались вдоль реки Брисбен.

В середине века экономика страны, основанная на шерстяной промышленности, пришла в упадок, и шерстяные склады закрылись. Они возродились в виде квартир в 1990-е, а сейчас многие из них ремонтируются, так как район Нью Фарм населяет все больше богатых людей. Мэтт Райли и команда Tonic Design переоборудовала квартиру в историческом шерстяном складе Winchcombe Carson.

О проекте
Место: Брисбен, Австралия
Размер: 330 кв.м
Кто здесь живет: семейная пара
Автор проекта: Tonic Design, во главе с Мэттом Райли
История: склады шерсти и причалы использовались как база для подводных лодок США во время Второй мировой войны, а штаб генерала Дугласа Макартура находился неподалеку
Фото: Adz, Wikimedia Commons

Шерстяные склады в Брисбене — свидетельства роли, которую играла торговля шерстью в процветании этих мест. Многие из построек до сих пор носят имена тогдашних титанов шерстяной промышленности. Самый старый из этих амбаров — шерстяной склад Winchcombe Carson 1910-го года, спроектированный архитектором Клодом Чамберсом. Он имеет впечатляющий фасад и украшен гребенчатыми фронтонами. В 1990-х годов, когда на месте шерстяных складов стали появляться квартиры, многие исторические детали — туннели для кип шерсти, кедровые балки, кирпич и тяжелые деревянные дверные проемы — были сохранены.

Парковка и магазины находятся на первом этаже здания; остальные три — занимают квартиры. Данная квартира расположена в угловом пентхаусе.

На фоне этого исторического наследия команда Tonic Design во главе с Мэттом Райли создала проект, уважающий прошлое этого здания и в то же время использующий стилистику лофтов, созвучную сегодняшнему дню. «Заказчичк хотел наслаждаться архитектурной историей здания, не лишаясь комфорта, — говорит Мэтт. — Самым сложным для нас было вдохнуть в историческую постройку современный стиль».

« У этой квартиры был выраженный характер с прекрасными деревянными балками и колоннами, высокими потолками, открытыми пространствами и изобилием дневного света. Высокие потолки дали нам возможность организовать мезонинный уровень и поместить туда спальню хозяина и гардеробную », — вспоминает архитектор .

В лучшую пору шерстяного склада на верхний этаж отводили покупателей для оценки овечьих шкур высшего качества, разложенных для осмотра. Чтобы рассмотреть товар, был необходим рассеянный дневной свет. Поэтому на многих складах можно найти необычные световые люки, направленные на восток и запад.

В этой квартире архитекторы удачно использовали свет вертикальных стеклянных
стен, смотрящих на запад. «Это позволяет наполнить комнаты светом и создать крайне интересные перспективы», — говорит Мэтт. После наступления темноты включают огромный подвесной светильник из стали и стекла. «Это самый большой светильник, который мы когда либо устанавливали, — делится архитектор. — Он шириной в 8 футов (примерно 2,5 м) и был изначально разработан для олимпийского стадиона Барселоны».

Читайте также:  Квартира для большой семьи с мебелью из ИКЕА

Верхний этаж каждого шерстяного склада демонстрировал более утонченную отделку, чем нижние уровни. В золотую эпоху шерсти салон Winchcombe Carson считался достаточно роскошным, чтобы в 1920 году принимать бал в честь Принца Уэльского; на балу присутствовали все сливки брисбенского общества. Элегантная колонна с лепниной, ныне покрашенная в насыщенный желтый, фигурирующий во всей квартире, — это напоминание о былых днях благополучия.

Светильник: Estadiо, Santa & Cole

Минка – традиционный японский дом

Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом, ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.

Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников. То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.

Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.

В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.

Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.

Как устроено японское жилище – минка

Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.

Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.

Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.

Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен-то как таковых нет.

Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.

А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.

Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.

Дом минка и его значение для Японии

Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.

Многие традиции того времени благополучно перекочевали в современное японское общество полностью. Другие, лишь слегка изменились. Это и открытость характера. Минимализм в интерьере, многофункциональность большинства вещей. Маленькие столики и подушки вместо стульев и другие особенности, присущие лишь японцам.

Минка – традиционный японский деревенский дом, хоть и ушёл в прошлое физически, остался в японской душе и традициях.

Меньше некуда: гид по компактным домам Японии

При первом взгляде на миниатюрные японские дома, кажется, что такие постройки — дань моде или желание выделить свое жилье среди крупных безликих высоток. Но дело обстоит иначе. Разберемся вместе!

Материал подготовила: Мария Кривцова

Активная застройка

На относительно небольшой территории Японии проживают более 128 млн человек: густонаселенные районы с дефицитом территории застроены домами с непомерными ценами. Поэтому в 1990-х годах укрепилось движение микродомов или частных построек, которые японцы называют «Гнездо угря». На минимальной территории, порой не больше парковочного места, архитекторы стараются уместить двухэтажные дома для большой семьи, оборудованной всеми необходимыми удобствами стандартного дома: балконом, гостиной, несколькими спальными комнатами и гаражом.

Проект Deep House архитектурного бюро FORM. Фото: FORM

Проект Deep House архитектурного бюро FORM. Фото: FORM

Дом архитектурной студии Level Architects. Фото: Level Architects

Дом архитектурной студии Level Architects. Фото: Level Architects

От частного к общему: дом 63.02 °

Архитектурная философия такого жилья оставляет много вопросов. Микродома — это закрытые пространства или они тесно связаны с городом? Это частный или публичный элемент? Отличный пример такого размышления — проект 63.02 °, построенный в плотно жилом районе в Накано, Токио.

Проект 63.02° архитектурной студии Schemata Architects. Фото: Schemata Architects

Проект 63.02° архитектурной студии Schemata Architects. Фото: Schemata Architects

Проект 63.02° архитектурной студии Schemata Architects. Фото: Schemata Architects

Проект 63.02° архитектурной студии Schemata Architects. Фото: Schemata Architects

Дом-трапеция Lucky Drops

Японские улицы напоминают коллаж из совершенно разных типов зданий, поэтому дома принимают практически любую форму. Продолжительность жизни каждого дома привязана к жизни клиента, поэтому строение очень точно соответствует его потребностям, желаниям и интересам.

Проект Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

Проект Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

Интерьер проекта Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

Интерьер проекта Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

План проекта Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

План проекта Lucky Drops архитектурного бюро Atelier Tekuto. Фото: Atelier Tekuto

Проект 1.8M Width House

Проект 1.8M Width House архитектурной студии YUUA. Фото: YUUA

Проект 1.8M Width House архитектурной студии YUUA. Фото: YUUA

Интерьер проекта 1.8M Width House архитектурной студии YUUA. Фото: YUUA

Интерьер проекта 1.8M Width House архитектурной студии YUUA. Фото: YUUA

Назад к истокам: история дома Sky House

Если активная застройка подобными домами в Японии началась еще в 1990-е годы, то предпосылки к этому зародились еще в 1950-х годах. Знаменитый небесный дом Кийонори Кикутакэ — отличный пример радикальной внутренней архитектуры в послевоенный период.

Дом состоял из одного жилого помещения, возвышающегося высоко над землей на четырех бетонных опорах. Кикутакэ хотел создать дом, который со временем может легко меняться в соответствии с потребностями семьи. В бетонной оболочке здания находились кухня и санузел, спроектированные как сменные блоки. Позже архитектор добавил детскую спальню в виде капсулы и прикрепил ее к нижней части дома.

Дом Sky House (1958 г.) архитектора Кийонори Кикутакэ считается ранним примером радикальной послевоенной архитектуры. Фото: Instagram @archtime

Дом Sky House (1958 г.) архитектора Кийонори Кикутакэ считается ранним примером радикальной послевоенной архитектуры. Фото: Instagram @archtime

Ссылка на основную публикацию