Интерьер в парижском стиле

5 кодов французского интерьера

Фаворитом года у французов назначен скандинавский дизайн. «Лагом», «хюгге» и «сису» пленили парижан практичностью и честной простотой. Одновременно парижский стиль не выходит из моды у норвежцев и шведов. И не только у них. У всех, кто любит искусство, красивую деталь, сложный колорит — т.е. собственно сам декор.

Французские декораторы, эстеты по рождению и миксологи по образованию, органично смешивают вещи разных стилей, времен и культур. Их выбор — эклектика. Жанр, в котором можно бесконечно искать оригинальные рифмы, тренировать знание истории и чувство баланса.

«Все сочетают, все экспериментируют. То классическая мебель идет с искусством ХХ века, то люстры 70-х — с предметами ар нуво, — говорит Пьер Фрей, Дом Pierre Frey. — Главное, на чем сходятся все — высокое качество самих вещей. Это самое важное условие микса».

Французы брезгливо относятся к напускной роскоши и не любят нуворишей. Дорогой имитации они предпочтут подлинник. Без фальшивой патины и излишнего блеска.

«Французы очень противоречивы. Они хотят всего нового, потом сами это новое отвергают. Наш самокритичный подход — двигатель прогресса, он порождает идеи, мы всегда одновременно и за и против.» Винсан Дарре, декоратор

Итак, если вы размышляете над тем, чтобы создать интерьер во «французском стиле», хорошо не забывать о пяти парижских «кодах»:

Своим современным обликом Париж обязан барону Жоржу-Эжену Осману. В XIX веке по приказу Наполеона III этот градостроитель («человек-бульдозер», как его называли современники) за 20 лет похоронил художественное средневековье и создал новый город: с магистралями, бульварами и четкими линиями улиц.

Парижанам, которым посчастливилось стать обладателями османовских квартир, достались пяти-, семиэтажные буржуазные дома, украшенные карнизами, мансардами, анфиладами и окнами в пол. Непременный атрибут таких квартир — лепнина, высокие потолки, распашные двери, паркет и мраморные камины с большими надкаминными зеркалами. Недостаток — скромная кухня, отделенная коридором от парадной половины и отсутствие центрального отопления.

«Бобо» (сокращение от bourgeois-bohème — «буржуазная богема») — образ жизни, который преобладал среди состоятельных французов 70-х: они предпочитали говорить о либеральной культуре хиппи, дружить с хиппи, любить хиппи, но оставаться в комфортных буржуазных квартирах. Артистический стиль bobo навсегда проник в интерьеры посредством meli-melo — небрежного микса из плетеных кресел, вьющихся растений, низкой мебели, дешевых аксессуаров, антиквариата с блошиных рынков и изделий неизвестных художников. Сегодня такой богемный декор востребован вместе с модой на 70-е, ремесло, ботанику и флоральный принт.

Дизайн, как считают французы, может улучшить любое пространство — независимо от адреса. Дизайнер обустроит квартиру на восьми метрах, освоит сырые баржи, лофты, мастерские, полуподвалы и комнаты на чердаках: французская изобретательность может преодолеть любые препятствия. Для того, чтобы увеличить высоту помещений, рачительные парижане обнажают «путры» — потолочные балки, добавляя интерьеру непростой, но очень эффектный элемент декора. Высокие цены на квартиры давно вынудили их жить в тренде miniliving: парижский архитектор — это всегда виртуоз перепланировки, у него выверен каждый сантиметр, мебель встроена, хранение оптимизировано, а метров кажется в два раза больше.

Жабы, спальни и обманки

Когда речь идет о французском дизайне, каждый вспоминает о его игривом ироничном характере. Одним из примеров является мебель с деталями в форме животных: жаб, обезьян, львов, бегемотов, цапель и пр. В 40-х годах Диего Джакометти, а позже и дуэт скульпторов Лаланн, продолжили фантазийные темы ар-нуво, предлагая бронзовые бестиарии богатым коллекционерам. Еще один «конек» французских интерьеров — обманки trompe-l’œil , как живописные, так и архитектурные. Один из приемов — фальшивая дверь. В отличие от американцев, европейцы полагают, что комнаты и двери иллюзорно увеличивают метры, которых в старых столицах никогда не бывает много. И, безусловно, французский дом от русского всегда можно отличить по тому, как изысканно украшена прихожая и. спальня. Спальня должна быть удобна и так же красива, как парадная гостиная.

У французов нет такого отвращения к богатым, смелым цветам, как, например, у гонконгцев. Наоборот, сложный цвет — отличие французского интерьера. Он отработан веками, он — для глаза, который привык к «вкусной» живописи: полотнам фовистов, импрессионистов и абстракционистов. О романтической французской палитре, где всегда найдется место полутонам и «кулер паль», написаны учебники. Однако самые «французские» цвета в интерьере — это белый и серый: кремовый, слоновой кости, античный и т.д. Такие оттенки — беспроигрышный фон для произведений искусства, а оно — главное богатство даже самого скромного французского дома.

Квартира в парижском стиле: идеи для дизайна

Экология потребления. Дизайн интерьера: Парижский стиль – идеальный баланс между старым и новым, между роскошью и сдержанностью.

Париж считают чуть ли не самой романтичной столицей мира. Парижский стиль – идеальный баланс между старым и новым, между роскошью и сдержанностью. Если вы относите себя к натурам романтичным, то вам точно придутся по вкусу утонченные интерьеры в парижском стиле.

Легкие, светлые, воздушные, совмещающие в себе сразу несколько благородных стилей (барокко, ампир, ар-деко и др.), такие интерьеры привлекают своей функциональностью и гармоничностью.


Вот несколько советов, как привнести элементы парижского стиля в городскую квартиру.

1. Привносите новое, сохраняя старое

Истинные парижане чтут традиции, и в то же время им не чужды современные технологии. Они глубоко уважают исторические ценности. Дизайн в парижском духе – это сохранение архитектурных и дизайнерских особенностей помещения (лепнина, форма окон и дверных проемов, старинный паркет) и создание нового интерьера, который подчеркивает эти особенности. Таким образом, парижский интерьер чаще всего представляет собой смесь винтажных и современных деталей.

Используйте антикварные и современные объекты в вашем интерьере: мебель, свет, декор, и «парижское» настроение вам обеспечено!

Для данного стиля характерна мебель округлых и обтекаемых форм, интересных фактур и из сделанная из качественных материалов (дерево, добротная ткань). При этом, довольно популярна пластиковая мебель. Она хорошо освежает интерьер и придает оригинальности пространству.

2. Используйте «нежную» цветовую гамму

Спокойные тона, матовые стены – типичные характеристики парижской квартиры. На таком фоне все смотрится лаконично. Для отделки стен и потолка используйте такие цвета, как белый, кремовый, молочный и светлый беж. Полы в парижской квартире обычно либо паркетные, либо ламинированные, тоже светлых оттенков: беж, серый и светлый древесный.

3. Отдавайте предпочтение натуральным материалам в отделке

Парижский стиль – это благородство и эстетика, которые подкрепляются использованием качественных натуральных материалов: дерева, кожи, натуральных тканей. Именно из таких материалов стоит подбирать мебель. Полы тоже предпочтительны деревянные: либо паркетные, либо ламинированные.

4. Добавьте больше света

Французский стиль интерьера «любит» свет: комната должна быть просторной, с высокими потолками и большим окном, через которые будет поступать много дневного света.

В качестве искусственного освещения используются различные осветительные приборы, такие как бра, сделанные под подсвечники и торшеры с оригинальными тканевыми абажурами и подвесками из хрусталя.

В качестве дополнительного источника света используйте настольные светильники в классическом стиле.

5. Посетите антикварную лавку или блошиный рынок

Родина «блошиных рынков» – Франция, именно поэтому там они самые интересные и многообразные. Здесь вы встретите и антикварную мебель, и всевозможные элементы декора (подсвечники, зеркала, часы, картины), и многое другое.

В России подобные рынки тоже есть. Стоит посетить их, наверняка вы найдете там что-то необычное, а, возможно, и весьма ценное, что прекрасно впишется в ваш французский интерьер.

Как видно, парижский стиль достаточно эклектичен. Главное – соблюдать чувство меры, чтобы и старое, и новое гармонично сочетались в одном интерьере. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  Глубина фундамента для одноэтажного дома обзор

Дизайн-хакОкно в Париж: Как создать французский интерьер в московской квартире

Нейтральная отделка, винтажная мебель на ножках и ироничное современное искусство

В представлении большинства французский интерьер — это окна в пол с расстекловкой, высокие потолки, обязательно лепнина и молдинги, очень часто — паркет елочкой, непременно большое зеркало, камин и хрустальная люстра. Все эти атрибуты довольно часто можно встретить и в скандинавских интерьерах: тенденция последних нескольких лет — разбавлять традиционную Скандинавию винтажной мебелью, хрусталем и современным искусством и по-новому обыгрывать классические интерьеры. The Village поговорил с дизайнерами о том, нужно ли копировать французский интерьер в московской квартире, и если да, то как это делать правильно.

Надя Зотова

дизайнер, основательница студии Enjoy Home

Ася Бондарева

Виктория Золина

руководитель студии Zi-design

Французский стиль — это что?

Надя Зотова: Для начала стоит определиться, о каком французском интерьере мы говорим. В любой стране есть региональные особенности, и, например, французская деревня достаточно сильно отличается от типичных парижских квартир, поэтому и стиль, и цветовая гамма, и мебель в этих французских интерьерах будет разной. Второй момент — целесообразность: зачем воссоздавать некий образ или стиль в московской квартире? На мой взгляд, интерьер должен гармонично сочетаться с архитектурой: если за окном московская новостройка, то достаточно странно создавать имитацию парижской квартиры. Я. скорее, за то, чтобы интерьер был уместным: логично использовать французский стиль как некий образ, отсылку к первоисточнику, но не как прямую цитату. Прямая цитата — это всегда достаточно скучно, в лоб и очевидно, поэтому я за использование отдельных элементов.

Кроме этого, французские интерьеры отличаются от наших тем, что французы подходят к функциональности достаточно легко и спокойно: в парижской квартире никогда не будет тяжелого раскладного дивана, на котором бабушка останется на ночевку, или огромной кухни, вмещающей бесконечное количество посуды. Это, конечно, больше архитектурная особенность, которая исторически сложилась, но у французов достаточно скромные по размерам кухни, а главное место в квартире — это гостиная с камином. У нас же с точностью до наоборот — акцент смещен в пользу кухни, и это тоже надо учитывать.

Виктория Золина: Французский интерьер легко узнаваем. Он имеет характерные черты, которые сразу считываются: в первую очередь, это визуальная легкость интерьера, несмотря на обилие фактур, форм, графики и предметов искусства. Нужно обладать большим мастерством, чтобы сделать сложный интерьер, не перегрузив его деталями. Французы это умеют: легкость интерьера достигается за счет основного светлого фона стен — это жемчужные, сливочные, светло-серые и белые оттенки.

Как выбрать материалы для отделки?

Надя Зотова: Если говорить об отделке, то это мрамор, латунь, все натуральные материалы, которые со временем становятся только лучше, красиво стареют. Здесь нет пластика или чего-то слишком сложного или вычурного, французский стиль никогда не будет китчевым. Французы очень тонко работают с цветом: в интерьере нет кричащих цветов, это всегда полутона — разбавленные серый, белый, оттенки натурального дерева (шоколадный пол, или паркет коньячного оттенка, или натуральный дуб). То есть основа парижского интерьера всегда максимально натуральная.

Ася Бондарева: Если коротко, то на полу — обязательно добротный дубовый паркет, лепнина — только гипсовая, оконные рамы — деревянные. И никакого ламината и натяжных потолков. Основной цвет в парижских интерьерах — белый. Белыми могут быть не только стены и потолки, но и мебель и даже полы: французы любят создавать нейтральный фон, чтобы предметы искусства смотрелись наиболее выигрышно.

Виктория Золина: В таком интерьере хорошо смотрится теплый металл: в основном это золото, также можно встретить медь и бронзу. Золото вписывается очень деликатно — это может быть светильник, подсвечник, детали на мебели. Также французы очень любят мрамор, особенно белый с преимущественно черными вкраплениями. Его используют везде — в подоконниках, столешницах, стенах и на полу.

Какую мебель покупать?

Надя Зотова: Думаю, для многих не секрет, что французы очень трепетно относятся к своему культурному наследию и с удовольствием покупают антикварную или винтажную мебель на блошиных рынках и в антикварных галереях. Отмечу, что это никогда не будет что-то тяжеловесное барочное, а, наоборот, очень легкие изящные предметы, возможно, со смелыми обивками. Французские декораторы с удовольствием перетягивают старые стулья, выбирая достаточно экспрессивную обивку — получается такой микс нового и старого. В таких интерьерах достаточно популярны и предметы начала века (20–30-х годов) или, наоборот, 50–60-х — то есть можно создать интересное сочетание mid-century modern и классического интерьера.

Ася Бондарева: Французы любят и ценят все натуральное, в их интерьерах редко встретишь мебель из ДСП. Если француз стеснен в средствах, то он первым делом отправится на блошиный рынок, нежели поедет в IKEA. Естественно, эта мебель не обязательно должна быть именно французской. Консоли, комоды, журнальные столики станут хорошим акцентом в интерьере, создадут правильную атмосферу, но перебарщивать с такими акцентами тоже не стоит: их должно быть немного, иначе пропадет весь французский шарм. Что касается встроенной мебели — шкафов или стеллажей, — то ее вполне можно заказать у российских производителей.

Виктория Золина: Мебель во французском интерьере — это предметы на тонких высоких ножках, которые добавляют изящности интерьеру. Это не значит, что вся мебель в квартире должна быть на ножках — хватит некоторых деталей: если у вас приземистый диван, то поставьте рядом с ним легкие кресла. Не обойтись и без винтажной мебели и светильников: нужно добавить хотя бы один предмет, чтобы создать правильную атмосферу.

Зачем в интерьере черный цвет?

Виктория Золина: Графичность — характерная черта интерьера во французском стиле. Графика в том или ином виде присутствует в нем практически всегда. Я называю этот прием «ноткой черного» — он сразу делает интерьер на порядок более дорогим, стильным и визуально интересным. Вот несколько вариантов, как использовать черный в качестве акцента:

— тонкие черные рамы картин, но обязательно тонкие (как ножки мебели), если мы говорим о французском интерьере, изящном и легком, либо черно-белые фотографии, современная черно-белая графика;

— тонкие черные детали мебели: ножки, подлокотники, металлические стулья, графика в обивке, черная консоль, журнальный столик;

— графичные металлические светильники, даже слегка грубоватые: например, Lampe Gras, Cargo Lamp, Serge Mouille и тому подобное;

— черные элементы декора: вазы, фигурки, инсталляции;

— черные перегородки, двери, это также может быть черный плинтус, или наличники, или целая стена.

Какой текстиль и декор подойдет?

Надя Зотова: Французские декораторы любят предметы искусства, смело используют скульптуру и керамику в интерьере, поэтому даже в классической архитектуре интерьер может быть достаточно смелым, эклектичным.

Ася Бондарева: Французы — большие мастера сочетать разные по типу и рисунку ткани в одном интерьере: тому, как мастерски они сочетают ткань на обивке дивана с портьерами, диванными подушками и покрывалом, стоит поучиться. Ткани, как правило, подбираются пастельных оттенков, но иногда можно встретить графичные или цветочные орнаменты. Очень редко в парижских квартирах можно встретить тюль на окнах — это тоже отличительная особенность стиля: в московских квартирах тюль — обязательный элемент оконного оформления.

Аксессуарами и декором французы практически живут: они бережно хранят все памятные фотографии и картины, статуэтки, книги, часы, шкатулки, зеркала — все это прекрасно дополняет интерьер и делает его очень личным. Если вы хотите создать интерьер во французском стиле, то без таких деталей не обойтись.

Виктория Золина: Во французском интерьере всегда много искусства, причем современного — это признак образованности, культуры и хорошего вкуса. И обязательно чувство юмора. Ни один современный французский интерьер не обходится без ироничных деталей интерьера — интересных, даже забавных форм мебели или неожиданного, яркого предмета.

Читайте также:  Золотистые шторы 80 фото идей эксклюзивного дизайна

Выставка «Искусство жить по-французски»

Где: Музей декоративно-прикладного искусства

Парижский интерьер: 5 приемов французских декораторов

В дизайне интерьера, как и в одежде, мода на какие-то идеи приходит и уходит. 10 лет назад все с упоением создавали истории в классическом английском стиле, последние несколько лет в моде Скандинавия, а в этом году декораторы вдруг снова заинтересовались Старой Европой. Парижем, если точнее.

Парижский интерьер

Безусловно, Париж, как и любой другой большой город, имеет свою харизму. Это квартиры старой буржуазии и интеллигенции, в которых ремонт не делается десятилетиями. Это паркет, камины, книжные стеллажи и старые ванные комнаты с белым потрескавшимся кафелем.

Передать атмосферу старых парижских квартир внутри бульвара Перифирик сложно, но определенные артефакты и стилистические решения для создания нужного настроения все же можно позаимствовать.

Так что если вам хочется добавить в интерьер своего дома чуть-чуть «парижскости», то вот вам несколько идей для вдохновения.

Стулья бистро

Эти стулья вы найдете едва ли не в каждом парижском кафе – деревянные, с круглой спинкой, они остаются неизменными вот уже больше столетия. Такие стулья регулярно делает икея, а оригинальные старые стулья можно купить на ebay, парижский интерьер без них не обходится.

Крашеные кухонные комоды

Кухни в большинстве парижских квартир микроскопические, играют роль исключительно функциональную, так что покупать какую-то дорогую кухню смысла не имеет – доставшиеся от бабушки крашеные комоды прекрасно справляются со своей ролью.

Красят их обычно в нейтральные глубокие цвета, которые хорошо прячут дефекты старой мебели, и служат отличной базой для всяких симпатичных аксессуаров.

Открытые полки

Этот артефакт родом оттуда же, откуда и предыдущий – кухонные полки вместо дорогих подвесных шкафов прекрасно работают. В дизайнерском исполнении открытые полки украшаются объектами декора, в реальной жизни – заставляются тарелками и банками с чаем и конфитюром.

Открытые полки добавляют объема пространству, так что в небольших кухнях это решение может быть оправдано.

Подвесные светильники

У моды на такие светильники есть вполне логичное объяснение: в большинстве квартир в центре Парижа высокие потолки, так что подвесные люстры действительно смотрятся красиво и пользуются популярностью. Тренд последних нескольких лет – индустриальные лампы – не обошел и Париж, тем более что такой минимализм смотрится очень стильно на контрасте со старинной лепниной.

Вместо одной люстры попробуйте повесить несколько ламп на шнурах разной длины:

Париж всегда был городом философов, фотографов и прочих художников и интеллектуалов, так что мода на крупный черно-белый арт на стенах пошла именно отсюда.

Вместо плакатов, картины или фото попробуйте повесить на свою стену одну большую фото-репродукцию, которая станет главным акцентом комнаты, и будет задавать парижское настроение всему дому:

Как в Париже: французский стиль в интерьере

Светлые стены, много света, легкий творческий беспорядок, где-нибудь обязательно стоит фарфоровое блюдце со свежим круассаном и чашка дымящегося кофе, а из окон открывается вид как минимум на Елисейские поля. Такие ассоциации первыми приходят в голову, когда мы говорим о французском интерьере. Из каких ингредиентов он состоит в действительности и сможет ли прижиться богемная атмосфера Парижа на почве российской квартиры?

Парижский интерьер = лепнина + паркет

Типичные парижские квартиры в домах османского периода немыслимы без двух главных составляющих: лепнины и паркета.

Лепниной, чаще всего белой гипсовой, иногда с позолотой, декорируют высокие белые потолки. В парижских квартирах старого фонда лепнина всегда идет в дуэте с паркетом, он может быть тёмным или светлым, матовым или глянцевым, главное, чтобы был выложен «‎ёлочкой». Фактура паркета визуально согревает интерьер, уравновешивая «‎прохладный» эффект минималистичных светлых стен — ещё одной составляющей парижского стиля в интерьере.

Характерная цветовая гамма всегда светлая, как в стиле прованс, контрасты и яркие цветовые акценты встречаются редко. Распространенные «‎парижские» оттенки: белый, кремовый и кофе с молоком. Такая цветовая схема хорошо работает вместе с большими французскими окнами, визуально наполняя пространство светом и воздухом.

Способы зонирования квартиры

Маленьким комнатам предпочитают открытое пространство с функциональными зонами. Дизайнеры интерьера выделяют несколько популярных способов зонирования пространства.

К другим узнаваемым элементам французского интерьера можно отнести камин. В османских особняках всё ещё обитают наследники эпохи Людовика XVI — величественные мраморные или каменные камины, отделанные чугуном и декорированные лепными завитками.

В наше время камины в квартирах парижан несут исключительно декоративную функцию, по назначению их никто не использует.

Камин, ленина и паркет в таких пространствах органично соседствуют с современной мебелью и декором.

Богема, эклектика и бережливость

Такие районы Парижа, как Монмартр и Бельвиль, известны так называемыми квартирами-ателье или квартирами-мастерскими, с давних пор облюбованными писателями, художниками и другими представителями парижской богемы. Именной в этой среде зародился расслабленный парижский шик, которому свойственен легкий творческий беспорядок.

Еще одной чертой стиля можно считать бережливость. Бытует мнение, что французы, даже самые богемные, не отличаются расточительностью и с уважением берегут семейные реликвии.

Хорошим тоном считается обставить жилплощадь антикварной мебелью и декором, доставшимися по наследству, а также находками с блошиных рынков.

Французский стиль не относится к историческим, так что в интерьере смело могут присутствовать элементы из разных эпох. Приветствуется обилие разнородного декора: старинный подсвечники и зеркала в потускневших барочных рамах сожительствуют с современными дизайнерскими объектами и предметами из масс-маркета.

Осветительных приборов тоже должно быть много. Принято сочетать светильники разных конфигураций из разных стилей и эпох. Частый гость в таких интерьерах — люстра на низком подвесе, которая выглядит так, будто переехала из дворца. Компанию ей составляют многочисленные бра, торшеры и настольные лампы, обеспечивающие уютное камерное освещение в функциональных зонах.

Несмотря на изобилие декоративных элементов, парижский интерьер не выглядит вычурным, чрезмерная роскошь и чопорность — это не про него. В пространстве всегда присутствует элегантная небрежность, а первое место отводится удобству. Главная задача такого интерьера — быть не картинкой из журнала, а пространством для жизни реальных людей, не идеальным, но уникальным и комфортным.

Французский интерьер и русская недвижимость

Проще всего воспроизвести парижскую обстановку в петербургских квартирах старого фонда, там и потолки высокие и лепнина уже в наличии, а, если повезет, ещё и романтичный вид из окна. Но и в современной российской новостройке могут прижиться некоторые элементы парижского стиля. Рассказываем как.

С полами и стенами все просто. Для первых — паркетная доска или более бюджетный ламинат с имитацией паркетного покрытия. Стены можно покрыть светлой краской, декоративной штукатуркой или обоями, на выбор. Европейский вид обеспечат декоративные молдинги.

Если вас увлекает именно парижская тема, лучше воздержаться от цветочного принта или использовать его с осторожностью. В противном случае можно быстро «переехать» из Парижа в Прованс. В остальном в сочетаниях принтов на стенах и текстиле особых противопоказаний нет, эклектичному парижскому шику свойственно миксовать разные орнаменты, главное, чтобы контрасты и оттенки не были слишком активными.

Теперь обсудим декор. Сердцем интерьера может стать фальш-камин — бюджетная альтернатива его чугунного парижского собрата. Очень кстати придутся вещи с историей и не обязательно, чтобы история была французская. Это может быть ваше старое советское пианино, фамильный фарфор или массивный бабушкин сервант. Не стоит бояться советского наследия в интерьере, особенно хорошо впишутся элементы из 50-х годов прошлого века, когда в интерьерах царил так называемый сталинский ампир. Между прочим, стиль ампир, рожденный во Франции, получил широкую популярность как раз в нашей стране.

Читайте также:  Интерьер очень маленькой квартиры или старина снова в моде

Если вы не располагаете семейными реликвиями, уникальную вещь можно отыскать в антикварном магазине или достичь нужного эффекта, выбирая новые вещи, стилизованные под старину. Элементы из прошлых эпох можно смело сочетать с современностью.

Стиль контемпорари в интерьере

Что это за стиль – контемпорари?

Французский стиль в интерьере станет хорошей основой для создания комфортного романтичного пространства, населенного особенными вещами и особенными эмоциями. Остается добавить завершающий штрих — свежую выпечку.

ПАРИЖСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

С тоит сразу оговориться, что в искусстве не существует такого понятия как “Парижский стиль”. Это не стиль эпохи, прошедший через века и отразившийся сквозь призму разных стран, это, если можно так выразиться, камерный стиль одного города. Стиль, сформировавшийся в конце XIX благодаря реформам Барона Османа, очистившего Париж от хаоса средневековой застройки, пробившего на этом месте широкие улицы и проспекты, бульвары, застроившего улицы домами для буржуазии в неоклассическом стиле.

С назначением барона Османа в 1853 году Наполеоном III префектом департамента Сены, ответственным за весь Париж, началась тотальная перестройка города. Префект округа Сена превратил Париж в гигантскую стройку, не прекращающуюся в течение 20 лет. Даже после того, как император вынужден был отстранить Османа в результате критики его растрат, перестройка города продолжалась по его плану вплоть до 20-х годов XX века.

Он расчистил центральную часть Парижа, часть узких переулков и тупиков полностью исчезли с карты города. Основой планировочной структуры стали широкие прямые улицы, сходящиеся к площадям. Были проложены перпендикулярные магистрали, пересекающие город с севера на юг и с востока на запад.

Пробитые по старым кварталам новые улицы застраивались жильем для буржуазии. Бульвары обросли многоэтажными домами с характерными парижскими мансардами. Высота новых рядовых построек выравнивалась по карнизам дворцов. В 6-7-ми этажных зданиях нижний этаж с высокими потолками отводился под торговые помещения, средние под жилье, а один-два верхних превращались в мансардные или аттиковые. Здания строили не по индивидуальному плану, а по единому стандарту. Обычная схема квартир представляла собой отдельных вход, богато украшенный холл, по обе стороны коридора выходили служебные комнаты, жилые комнаты выходили окнами на улицу, а не во двор. Тогда уже актуальным было центральное отопление, наличие ванных комнат и туалетов, наличие газового освещения. Ведь удобство и комфорт стали насущной потребностью среднего класса.

Девятнадцатый век — время наибольшего развития доходного дома, который в этот период окончательно сложился как тип жилья и стал основной единицей жилой застройки города. До середины XIX столетия во Франции можно было встретить тип жилого дома, объединявший в одном владении расположенный в глубине двора отель (традиционный тип богатого жилища) и выходящий на улицу доходный дом, своеобразное дополнение к отелю, владелец которого, желая иметь собственный особняк, в то же время стремился получить доход с участка. Но параллельно с ним развивался и получал все большее распространение самостоятельный тип многоэтажного доходного дома (чаще всего в шесть этажей, включая мансардный) с лавками в первом этаже, над которыми находился антресольный этаж с маленькой квартирой торговца, освещенной низкими окнами, нередко выходящими в пассаж (проход внутри дома), где находился вход в жилую часть здания. Бельэтаж предназначался для богатых жильцов. Состав помещений квартир (а также их высота) уменьшался по мере движения вверх по этажам (пока появление лифта не изменило соотношения ценности квартир в доме: верхние этажи стали цениться выше). Бельэтажи, первые и вторые этажи занимали дельцы, ростовщики, служащие министерств, актеры, врачи, т. е. люди, которые для поддержания престижа должны были селиться в приличных домах. Шестой этаж разделялся на маленькие скромные квартирки. Таким образом, имущественный признак расселения жильцов проявлялся в самой структуре доходного дома. Позднее, к 70-м годам, появляются дома различных категорий с более или менее равноценными квартирами в домах одной категории.

В доходном доме резко выступает различие между «парадными» помещениями квартиры и остальными: в первых стараются удержать хотя бы видимость регулярности, правильной формы помещений, анфиладности; вторые имеют случайную форму и расположение, скудное освещение из дворов-колодцев. Планы доходных домов различны, фасады же имеют более или менее одинаковую схему, которая варьируется в деталях и декоре.

Основные членения фасада были обусловлены различной высотой этажей дома, а также величиной и расположением комнат в квартире. Ритм окон не был равномерным, иногда он служил для выделения центра и подчеркивался балконами — одним из главных средств внесения разнообразия в гладкую фасадную плоскость. Балконы разных этажей имели различный вынос, протяженность, узор решетки (или, что реже, балясин). Очень распространены были «французские» балконы. Бельэтаж был архитектурно выделен не только высотой, но и обилием декора. Характерной чертой доходного дома был богато украшенный портал, ведущий в пассаж, где находился вход в жилую часть дома. Эта схема имела большое распространение и держалась до 80-х годов, менялась лишь «одежда» фасада. В первой половине двадцатого века в основе декоративного убранства фасадов лежала ордерная схема в эклектической интерпретации — мотивы классицизма, ренессанса, иногда в переплетении с приемами средневековья (например, связь окон по вертикали декоративным обрамлением).

Некоторые черты доходного дома, перенесенные в него из отеля, оказались очень устойчивыми и сохранилилсь на протяжении всего XIX в. и в первые десятилетия XX в. К ним нужно отнести в первую очередь вход в дом через пассаж, который иногда проходит в центре здания, иногда сбоку и ведет во двор. Другая особенность — традиция включения лестницы в число парадных помещений дома, его жилого интерьера.

Традиционны и некоторые формы, в которых можно усмотреть отзвуки планировок отелей XVIII в. Например, форма лестницы, часто вписанной в овал или круг, идущей на этаж одним маршем, без промежуточных площадок; скругленные углы некоторых комнат (почти неизменно встречающиеся в столовых); расположение кровати в спальне напротив стены с окнами и т. д.

С середины двадцатого века квартира становится все более индивидуальной по плану, в то же время появляются некоторые правила ее планировки. Так, намечаются две системы коммуникации: одна — для хозяев и гостей, другая — для обслуживания и хозяйственных нужд. Они не должны пересекаться и обе сходятся в передней, центральном фойе. Иногда передняя окружена со всех сторон комнатами и освещается стеклянной перегородкой через лестницу. Нередко имеется и черная лестница, которая в ряде случаев располагается рядом с парадной, хотя и независимо от нее.

С 80-х годов XIX в. планировка квартиры доходного дома становится более рациональной, а в начале XX в. в ней устанавливается четкая группировка помещений: группа столовой, кухни и подсобных помещений — гостиная (одна или две) — группа спален с ванной и уборной. Наличие туалета (w. с.) и ванн способствует этой классификации. Коридор, имеющий в плане более регулярную (чем раньше) форму, возродил в миниатюре помещение, бывшее некогда принадлежностью аристократического жилища, — галерею. Теперь эта галерея (помимо которой имелись и служебные коридоры) стала просто расширенной передней, обслуживающей парадную группу помещений. В квартире устраивают встроенные шкафы, появляются лифты.

Так что же мы подразумеваем, говоря о парижском стиле в архитектуре? Мансардные графитовые крыши, богато декорированные лепниной светло-серые фасады домов с узкими и длинными “французскими”окнами до пола, витиеватые металлические ограждения на балкончиках, иногда ставенки а-ля прованс, а в целом изысканность и элегантность, которые всегда восхищают и вдохновляют людей, знающих толк в красоте и изысканности.

Ссылка на основную публикацию