Использование малых архитектурных форм в фото обзоре 2020 года!

Малые архитектурные формы в современном дизайне и их практическое использование

Во все времена городской архитектуре уделялось особое внимание. Что при этом получалось «на выходе» — это предмет для основательной полемики специалистов и ценителей произведений зодчества.

Здесь же хотелось бы поговорить об архитектурных сооружениях малых поселений, где этой проблеме в прошлом не придавали должного значения. И только теперь можно наблюдать в пригородах и окрестностях (да и в отдалённых незаброшенных селениях) пробуждение интереса к архитектуре и – главным образом – к её малым формам. Что интересно (и вполне логично!), владельцев – а зачастую они же и авторы – архитектурных объектов уже не устраивает их чисто декоративное назначение.

С их прагматической позиции любое сооружение, занимающее место на их участке, должно приносить определённую пользу. Даже крыши жилых и бытовых построек обрастают солнечными панелями и коллекторами, чтобы использовать природный дар в виде солнечной энергии.

Умудряются даже и к символическому ветряку приделать «динамомашину», чтобы иметь свой источник энергии.

Стало быть, есть смысл порассуждать нам об этом, располагая самыми свежими техническими решениями.

Можно, конечно, купить и установить на участке более современный ветрогенератор, смирившись с его шумом и назойливым мельтешением перед глазами. Но даже при его приличной мощности и полной оснащённости устройствами автоматики и аккумуляторами всё же не удастся покрыть все потребности хотя бы в электроснабжении. А уж об отоплении и говорить не приходится.

В естественных условиях непостоянства и солнечных, и ветровых источников энергии
основным компонентом в системе автономного энергоснабжения должен быть накопитель энергии, не соизмеримый по энергоёмкости с обычными электрическими аккумуляторами. И таким накопителем, конечно же, является тепловой аккумулятор. При этом первичные преобразователи ветровой и солнечной энергии должны выдавать тепловую энергию.

Вот в этом ракурсе и представим себе новые «шедевры» архитектуры малых форм.

В 2017 году выдан патент РФ № 2623637 на ветротепловой преобразователь – накопитель энергии, имеющий корпус с конфузором, турбину с вертикальной осью и вторичный преобразователь энергии. При этом корпус выполнен в форме улитки, ротор турбины – в виде усечённого конуса и оснащён желобчатыми лопастями, а выходной канал представлен раструбом, расположенным над корпусом турбины. Вторичным преобразователем является аэро- либо гидродинамический теплогенератор, лопасти которого имеют автоматически меняющийся угол наклона в зависимости от скорости ветра.

Корпус турбины в форме улитки – то есть с убывающим радиусом закругления стенки – превращает сжатый конфузором воздушный поток в вихревой, одновременно воздействующий на все лопасти турбины. Каждая лопасть в форме желоба поворачивает свою часть потока и сбрасывает её далее со скоростью, равной разности скоростей потока перед лопастью и её окружной скоростью, а это значит, что при соотношении этих скоростей как 2:1 повёрнутый поток будет иметь относительно лопасти скорость, близкую (по модулю) к скорости самой лопасти, то есть в абсолютном выражении – относительно корпуса – минимальную. При этом почти вся энергия потока передаётся ротору.

Выполнение выходного канала в виде раструба имеет целью не только обеспечить самоориентацию конфузора в наветренную сторону, но и создание в выходном канале (за счёт энергии обтекающего – внешнего – потока!) разрежения для удаления «отработавшего» воздушного потока из самόй турбины. А это существенная добавка к преобразуемой энергии.

И, наконец, использование в качестве вторичного преобразователя аэро- либо гидродинамического теплогенератора с автоматически меняющимся углом наклона лопастей позволяет постоянно при любой скорости ветра поддерживать заданное соотношение скоростей воздушного потока и ротора турбины, чем обеспечивается работа агрегата в оптимальном режиме. Имеется защита и от экстремальных порывов ветра.

Представленный ветроагрегат может работать автономно либо в составе микро-ТЭЦ по патенту РФ № 2608448, 2017 г., общий вид которой показан ниже.

В этом агрегате корпус теплоаккумулятора 1 является одновременно основанием и описанной ветротепловой установки (ВТУ) 2, и солнечного коллектора-нагревателя (СКН) 3.

Панели СКН расположены на освещаемых солнцем стенках теплоаккумулятора, которые, выполненные из листового металла, и являются лучепоглощающей поверхностью. Они имеют со стороны облучения селективное покрытие и прозрачное теплоизолирующее ограждение. Панели могут быть оснащены расположенными над ними козырьками 4 с зеркальной нижней поверхностью, являющимися к тому же и защитой панелей от атмосферных осадков. Угол наклона козырьков должен обеспечивать максимальное дополнительное солнечное облучение панелей в зимний период. Остальная поверхность теплоаккумулятора имеет теплоизоляционное покрытие, например, известными органосиликатными составами «Силтэк», «Броня», «Корунд» и т.п.

Нагрев теплоаккумулирующего материала по всему его объёму осуществляется принудительной – от ВТУ – и естественной – от СКН – циркуляцией воздуха. Принудительная циркуляция нагревает материал, как в известной аэродинамической сушильной камере, только температура нагрева может намного превышать требуемую для испарения в ней влаги, которой в нашем теплоаккумуляторе, конечно же, нет. Панели СКН с их минимальными внешними теплопотерями при солнечном облучении добавят этот нагрев. А отражающие козырьки ещё усилят этот эффект. Такая «гибридная» система нагрева, использующая не единственный источник энергии, позволяет сократить перерывы в пополнении теплового ресурса аккумулятора, уменьшить его размеры при сохранении расчётной надёжности энергоснабжения.

В такой микро-ТЭЦ предусмотрен паротурбинный блок с электрическим генератором. Однако с появлением новых («беспаровых») тепломеханических преобразователей (ТМП) вполне возможно их использование вместо паротурбинного блока. В этом плане представляет интерес более совершенный компактный ТМП с жидкостным рабочим телом по патенту RU №2613337, 2017 г. с более высоким (по крайней мере – на порядок) к.п.д., чем у его аналога – тепломеханического преобразователя (патент RU №2442906, 2012 г.). При этом он так же безопасен и практически не требует никакого обслуживания.

И уж самая последняя новинка в этом плане – только что опубликованный ТМП «Русский двигатель», (патент РФ № 2623728), отличающийся тем, что его ротор выполнен в виде цилиндрического биметаллического барабана, посаженного на упругую втулку с теплообменными каналами, примыкающими к золотниковому устройству, при этом барабан оснащён контактирующими с его поверхностью роликами. Он компактен, способен работать в режиме когенерации, имеет, как и выше упомянутые аналоги, систему рекуперации тепловой энергии. Так же бесшумен, безопасен и практически не требует никакого обслуживания.

Конечно, для их изготовления необходимы соответствующие заводские условия.

А вот самым доступным вариантом привода электрогенератора будет специально разработанный для таких теплоаккумуляторов простейший тепловой двигатель 5, находящийся ныне на рассмотрении в Роспатенте. Его можно изготовить в условиях обычных мехмастерских.

В любом варианте тепломеханический преобразователь передаёт «сбросное» тепло для обогрева помещений. При умеренной температуре наружного воздуха он может работать в открытом контуре, обеспечивая тем самым и их усиленную вентиляцию. С похолоданием этот контур можно частично либо полностью замкнуть. А в особо холодную погоду (либо при пониженном расходе электроэнергии) можно добавлять тепло на обогрев непосредственно от теплоаккумулятора. В летнее же время можно использовать запасённое тепло для других нужд (сушка материалов, сельхозпродуктов, нагрев воды в бассейне и т.п.).

Теперь уместно задать вопрос: а как всё это вписывается в «ландшафтный дизайн»? Тут, видимо, потребуется небольшая декоративная доработка – и перед нами предстанет, например, образ волшебного коня, у которого – по слову пушкинского гусара – «дугою шея, хвост трубою!». Полагаю, что эта художественная композиция вполне соответствует функциональному назначению такого объекта: ведь конь – это символ могучей энергии!

Теперь о птичках–бабочках. Их-то в садах хватает. И некоторые из них – весьма нежелательные гости. Но вот мы решили поставить у себя на участке солнечный нагреватель с защитой от атмосферных осадков (патент РФ № 2569423, 2015 г.). Этот мощный источник тепла, к тому же, создаёт и желанную летним днём тень, а в непогоду – укрывает от осадков не только свои отражатели и коллектор, но не хуже беседки может служить и защитой обитателей участка, расположившихся отдохнуть на скамеечках вокруг столика. А уж если оформить его параболический рефлектор в виде крыльев сказочных птиц или бабочек, то это вообще будет загляденье!

Солнечный нагреватель работает следующим образом. При наличии прямого излучения фотодатчик включает привод в системе циркуляции теплоносителя, датчик потока последнего запускает привод, поворачивающий рефлектор в сторону освещённого фотодатчика устройства слежения. При этом второй датчик остаётся в тени. Как только оба фотодатчика закрываются от солнца специальной шторкой, привод останавливается: солнце окажется примерно в плоскости симметрии рефлектора, а отражённые им лучи сфокусируются на абсорбере, нагреют его, а следовательно, и теплоноситель, который через отводящую трубу проследует вниз, т.е. в систему теплоснабжения. Теплопотери в окружающее пространство резко снижаются благодаря селективному покрытию абсорбера, задержке его прозрачной оболочкой инфракрасного излучения и вакуумированному пространству между ними. Дальнейшая ориентация рефлектора поддерживается автоматически — короткими включениями привода при смещении Солнца и срабатывании оказавшегося под его прямыми лучами одного из фотодатчиков слежения.

При сезонном изменении солнечного склонения отражённые лучи падают также на участки коллектора за пределами торцов рефлектора, в результате чего общее теплопоглощение абсорбера практически не снижается.

При исчезновении прямого солнечного облучения, после некоторой выдержки времени, отключается циркуляция теплоносителя, а рефлектор поворачивается в исходное положение (вверх «дном»), закрывая собой все рабочие поверхности устройства от возможных атмосферных осадков.

С появлением Солнца устройство возвращается в рабочее положение.

Таким образом, простейшая конструкция такого солнечного нагревателя обеспечивает его высокоэффективную работу в режиме автоматического слежения, повышает его эксплуатационный ресурс благодаря надёжной защите всех рабочих поверхностей от всяких атмосферных осадков, а также гололёда (обледенения), устраняет необходимость выполнения работ по очистке этих поверхностей.

Читайте также:  Декоративные мостики для сада своими руками: фото

Другим новшеством, заслуживающим внимания собственников автономных домовладений, может стать солнечная теплица, обладающая уникальными свойствами и позволяющая собрать её своими силами.

Нет необходимости рассказывать о ней здесь: она подробно описана в Интернете в моей статье под заглавием «С такой теплицей нет забот, а урожаи – круглый год». Следует только сказать, что она без всякой покупной автоматики не только поддерживает заданный термовлажностный режим в любое время года, но и с помощью простейших теплообменников обеспечивает нагрев воды (на всякие бытовые нужды) и воздуха (для сушилок ягод, плодов, грибов и целебных трав – в летнее время).

А чтобы эти сушилки заодно и радовали глаз, их можно разместить, например, в избушках «на курьих ножках». Да мало ли что возможно придумать, но это уже «дело вкуса»!

Визуальные тренды 2020: как изменятся фотография и дизайн

Исследование от фотобанка Depositphotos и международных креативных агентств.

Каждый год фотобанк Depositphotos делает большое исследование тенденций в дизайне, фотографии и коммуникациях. Чтобы выделить основные визуальные тренды 2020 года и подготовить обзор идей и эстетики будущего, мы поговорили с креативными агентствами со всего мира. Наш главный инсайт: если вы не будете искать тренды — они неизбежно найдут вас.

Следующий год стремительно движется в футуристическом направлении. То, что казалось невозможным, станет будничным и привычным, дизайнеры продолжат удивлять магией CGI-технологий, а художники — делать все, чтобы максимально точно визуализировать концепции и идеи, которые только зарождаются. Эстетика киберпанка, брутализм и противостояние ИИ – что еще нас ждет в 2020?

1. Мир будущего

Расширенная реальность (XR) будет одной из главных тем в 2020 году. Horizon от Facebook и обновления Oculus Quest интегрируют виртуальную реальность в повседневную жизнь. Эти технологии не просто повлияют на то, как мы проводим свободное время, общаемся и покупаем товары и услуги. Будьте готовы погрузиться в виртуальную среду в ритейле, искусстве, развлекательной индустрии и даже дома.

Популярными темами также будут автоматизация, робототехника, 5G, киберспорт, искусственный интеллект, нейронные сети, интернет вещей и другие объединяющие смарт-технологии. Компаниям нужно научиться эффективно использовать новейшие технологии, а авторам контента для микростоков — стать первыми, кто благодаря креативному подходу визуализирует их использование.

Новейшие технологии влияют на подход в визуальной коммуникации, и это четко отражено в визуальном контенте, который авторы загружают на Depositphotos. На фоне последних достижений в области искусственного интеллекта, интернета вещей и XR мы уже видим тенденцию глобальной диджитализации. Визуальный контент должен адаптироваться, особенно для веб- и мобильных интерфейсов. Растет спрос на вертикальные фото, а также изображения и видеоролики, которые можно адаптировать для VR и AR. Такое будущее станет возможным благодаря дизайнам и иллюстрациям, которые дополняют фото- и видеоконтент.

2. Неоновая антиутопия

Премьеры фильмов часто вызывают всеобщий ажиотаж, а в 2020 году его может создать ролевая видеоигра. Cyberpunk 2077 способна поднять новую волну переосмысления поп-культуры в жанре sci-fi, где главный акцент — на превосходстве искусственного интеллекта над человеческим. Киберпанк-эстетика часто затрагивает фундаментальные аспекты жизни современного общества — сериалы «Черное зеркало», «Очень странные дела» и фильм «Бегущий по лезвию» тому доказательства.

Развивая эстетику киберпанка, неоновые цвета и антиутопические мотивы могут повлиять на визуальную коммуникацию и вне цифровой среды. Этот тренд не оставит без внимания моду и подготовит другие сферы искусства и дизайна к футуристическим аллюзиям. Тенденция продолжится и со временем задействует новые технологии, чтобы погрузить нас в атмосферу будущего.

Невозможно не заметить, что различные элементы дизайна — трехмерные, скевоморфные, плоскостные, анимационные и другие — все больше переплетаются. Эта интеграция станет еще более заметной с развитием VR, AR, AI и прочих новых технологий.

3. Огран-ИИ-чения

Будто в сюжете научно-фантастического романа, в 2020 году искусственный интеллект (ИИ) может взяться за решение задач, которые раньше выполнял человек. Благодаря еще более мощным компьютерам ИИ развивается со скоростью света и превосходит способности людей к обучению. Эти технологии меняют то, как мы покупаем, учимся, и влияют на ведение бизнеса и поведение потребителей во всем мире.

Обратная сторона медали — опасения общественности о том, что эти достижения могут привести к негативным последствиям. Примером стали недавние события в Гонконге, где использовали устройства и алгоритмы распознавания лиц протестующих. Настораживает и тема дипфейков, кибербезопасности и безопасности в целом. Если ведущие технологические государства, компании, общество и художники ищут решения текущих проблем, нам стоит готовиться к серьезной дискуссии об ИИ в 2020 году. Илон Маск уже пытался нас предупредить.

Сейчас мы все более осознанно относимся к вопросу влияния технологий. Я считаю, нам стоит сделать шаг назад и извлечь уроки из прошлого. Хотелось бы поставить под сомнение технологии и прогресс и увидеть, как трендом становится low-tech. ИИ — это всего лишь инструмент, но мы должны учитывать его обратный эффект. Например, когда технология становится более энергосберегающей и, следовательно, дешевой, мы используем ее чаще. Но каковы будут последствия?

— Anfi Sa, мультидисциплинарный художник и арт-директор, Super an der Spree

Использование малых архитектурных форм — оригинальный декор ландшафта в обзоре (146 фото)

Любимым местом отдыха многих горожан является дача. Именно там мы ощущаем свою близость к природе и ради этого чувства единения мы не жалеем сил на обустройство цветников и посадку деревьев.

Завершающим штрихом в обустройстве усадьбы и станет использование малых архитектурных форм (МАФ).

История возникновения малых архитектурных форм

МАФ известны в странах Европы еще со времен Ренессанса. Тогда же японские мыслители воспевали камень как необходимый элемент садового дизайна. Даже в самом маленьком японском садике вы всегда найдете крохотный фонтан или какое-либо сооружение из камней.

А в нашей стране всегда любили и ценили такой материал, как дерево. Вырезанными из него фигурками издавна украшали придомовую территорию. Отличным решением для современного участка, является альпийская горка.

Виды и назначение МАФ

У нас в стране МАФ стали популярными не так давно. Они бывают разной ценовой категории, и каждый может найти что-то, подходящее для себя, на свой вкус и кошелек.

Основное назначение МАФов – это сделать жизнь удобнее и добавить в нее эстетического наслаждения.

Малые архитектурные формы бывают трех основных групп:

Первая группа помогает разделить участок на зоны. Делается это с помощью устройства декоративных подпорных стен и ограждений, различных мостиков, лестниц и арок. Для той же цели могут служить фонтаны, вазы, скульптуры;

Ко второй группе относятся МАФы, без которых не добиться создания на дачном участке уютной зоны отдыха. Комфортный отдых не мыслим без наличия беседок, скамей и другой садовой мебели. Сюда же относится оборудование детских и спортивных площадок;

МАФы третьей группы созданы, чтобы сделать нашу жизнь удобнее. Привыкнув к комфортной городской жизни, нам и на даче трудно обойтись без уличных фонариков, питьевых фонтанчиков и урн.

Малые архитектурные формы разделяют также по факту наличия растений. Первый вид, где растения не используются, мы уже рассмотрели. Познакомимся с некоторыми представителями второго вида.

Трельяжи. Представляют собой декоративные решетки из дерева или металла, обвитые зеленью. Часто они служат зеленой ширмой. Из них даже можно составить беседку.

Пергола. Это своеобразная навесная конструкция с крышей из вьющихся зеленых растений, которая может покоиться на повторяющихся арках или столбах, соединенных брусьями. Основное назначение перголы – защита от жаркого солнца.

Для той же цели можно использовать арку, обвитую цветущими растениями. Из ряда арок можно создать тоннель, в тени которого будет славно отдохнуть в жару.

Из дворцовых парковых ансамблей в нашу жизнь пришел боскет. Он представляет собой несколько зеленых стен, созданных густо посаженными деревьями и кустарниками.

Для МАФов могут использоваться такие натуральные материалы, как дерево, лоза, камень. Также они могут быть выполнены из бетона и металла.

Примеры малых архитектурных форм

Беседка. Крытое архитектурное сооружение, обычно устанавливается на фундаменте и служит местом для беседы, например за чашкой чая. Беседки обычно делаются деревянными, металлическими или кирпичными. Также эти материалы можно комбинировать. Беседка может быть различной формы – от круга до шестигранника. Беседка несомненно украсит ваш дачный участок. В ней можно отлично отдохнуть в жаркий день.

Ротонда и газебо. Это крытые сооружения, созданные для уединения и частных разговоров. Они не очень популярны у простых дачников.

Бельведер. Эта архитектурная форма пришла к нам из средневековых европейских стран. Бельведер представляет собой смотровую площадку, окруженную со всех сторон колоннами. Обычно для его строительства выбирают самое высокое место. Бельведеры делают из камня, дерева, металла, бетона. Минусом этой МАФы является сложность вписания ее в окружающий интерьер.

Фонарики. При помощи декоративных фонарей можно не только осветить территорию участка, но и сделать акцент на каких-либо элементах ландшафтного дизайна. Фонарики особенно чудесно будут смотреться рядом с небольшим прудиком. Выбор их размеров зависит от размера участка. Фонари могут быть с подставками и без, могут стоять прямо на земле или на пьедестале с ножками. Их использование придаст вашему саду чарующий вид.

Читайте также:  Дом там, где сердце: интерьер бывшего таунхауса Кортни Лав

Мебель для сада. Под садовой мебелью мы имеем в виду скамьи и скамейки. Они могут располагаться у декоративного водоема, рядом с цветиком или просто в тени садовой дорожки. Красивая скамья может стать изюминкой вашего участка.

Скульптура. Самостоятельно ее очень сложно правильно выбрать и установить. Обязательно потребуется помощь профессионалов. Не смотря на это, скульптуры – это великолепно. С их помощью можно создать неповторимую атмосферу. Скульптурой можно гармонично дополнить фонтан, рокарий или пергалу.

Существует еще много МАФ, которыми вы можете украсить территорию вашей дачи, превратив ее в царство гармонии и уюта.

Только не забывайте, что все выбранные вами малые архитектурные формы должны сочетаться между собой и соответствовать дизайну всего участка.

Использование малых архитектурных форм в фото обзоре 2020 года!

Сложная функционально-пространственная система современной городской среды постоянно является объектом изучения и проектирования для дизайнеров и архитекторов. Сегодня для российских городов актуальна проблема организации пространственной социальной инфраструктуры современной урбанистической, агрессивной городской среды. Появилась необходимость в разработке более гуманных по отношению к человеку рекреационных пространств в системе городской среды. Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [8]. Город Владивосток не является исключением. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества [3]. Важность исследования заключается в том, что сегодня существует проблема недостаточной проработки теории и практики проектирования и использования малых архитектурных форм в формировании дизайна рекреаций городской среды.

Целью данной работы является выявление современных тенденций в дизайне рекреаций городской среды, исследование теоретических и практических принципов проектирования и организации использования малых архитектурных форм в рекреациях городской среды. Одним из этапов данного исследования является изучение характеристик понятия «малые архитектурные формы в дизайне рекреаций городской среды», критерии их оценки студентами, обучающимися по направлению «дизайн среды», включение в учебный процесс дизайн-проекта «малые архитектурные формы в дизайне рекреаций городской среды».

Материалы и методы исследования

Объектом исследования является организация форм и методов исследования и проектирования малых архитектурных форм в дизайне рекреаций городской среды города Владивостока. Для решения задач исследования были изучены образовательный стандарт по направлению подготовки «дизайн среды»; современные требования к подготовке специалистов на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Градостроительного кодекса РФ, проведен анализ методической и специальной литературы по проблеме. В работе использовались общетеоретические методы научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Дизайн играет большую роль в организации и оздоровлении современной городской среды. Дизайн может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры [2].

Сегодня городскую среду необходимо сделать более интересной, динамичной, комфортной, учитывать новые тенденции в проектировании городских рекреаций. Городские рекреации становятся местом для кратковременных, но важных видов активности, таких как музыка, утренняя гимнастика, фестивали, инсталляции и другое. Альтернативой создания специализированных пространств для каждого вида деятельности могут стать адаптивные рекреации, проектируемые с учетом постоянных, сезонных и краткосрочных элементов [1]. В настоящее время важным становится критерий пользы, горожане для отдыха предпочитают активные занятия. Спорт, прогулки, туристические маршруты рассматриваются не только как занятия спортом, но и как средство получения новых знаний и положительных эмоций.

В систему формирования рекреаций городской среды входит много составляющих, в том числе малые архитектурные формы (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты организации рекреаций городской среды

Малые архитектурные формы являются важным функциональным и художественно-декоративным элементом в наполнении рекреаций городской среды, создают комфортные условия для пребывания и проведения времени горожан на улице. В число малых форм, с которыми взаимодействует горожанин, входят объекты ландшафтной архитектуры, малых архитектурных форм, скульптурные композиции, благоустройство территории. Малые архитектурные формы – это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства [9].

К малым архитектурным формам городского дизайна относятся объекты:

– декоративного назначения: декоративные стенки, декоративные скульптуры, фонтаны, беседки, малые мосты, декоративное оформление фасадов с помощью рельефных и мозаичных панно и многое другое;

– утилитарного массового использования: скамьи, урны, ограждения, указатели, лестницы, подпорные стенки, номерные знаки домов, вазы для цветов и озеленения; светильники, киоски, информационные стенды, телефонные автоматы, почтовые ящики, навесы у остановок, опоры контактной сети, светофоры, дорожные знаки и другое;

– для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения: столы и скамьи, качели, карусели, стенки для лазанья, песочницы, катальные горки, навесы, ограждения, осветительное оборудование и другое.

К сфере городского дизайна относятся также уличная мебель; оборудования различных площадок в городской среде, скверах, парках; устройства для разграничения функциональных зон (ограды, барьеры между тротуаром и проездом и пр.), партерные объекты: танцевальные площадки и театральные арены, компоненты графического дизайна, арт-объекты.

Объекты малых архитектурных форм являются важным элементом городской среды, делают город более гуманным и интересным для его жителей и гостей города. Малые архитектурные формы по своему характеру и стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды города.

Сегодня основными принципами проектирования малых архитектурных форм в формировании дизайна рекреаций городской среды, в том числе города Владивостока, являются:

– комплексность, заключающаяся в проектировании не отдельных малых архитектурных форм, а их комплексов, проектировании функционально и композиционно взаимосвязанных элементов предметно-пространственной среды. Сегодня малые формы не рассматриваются как отдельные самодостаточные элементы, а включаются в сценарий формирования и организации функционального зонирования пространства городской среды;

– единая идея проекта, проектирование комплексов малых архитектурных форм в едином стиле с учетом стилевых особенностей сложившегося образа окружающей застройки городской среды;

– проектирование с учетом своеобразия природных условий и своеобразия ландшафта проектируемой городской среды;

– сохранение национального колорита, преемственности, учет культурных традиций;

– создание интересного, запоминающегося художественного образа, соответствие художественного своеобразия малых форм своему назначению;

– функциональное зонирование, малые архитектурные формы позволяют делить территорию рекреаций на определенные зоны, различные по своему назначению, позволяют расставить акценты в нужных местах;

– применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду, близкую человеку психологически [10];

– учет эргономических требований при проектировании малых форм в среде города;

– масштабность и соразмерность, гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба малых архитектурных форм с масштабом человека и окружающего пространства;

– рациональное, эффективное использование материалов и конструкций.

Основные принципы организации дизайна городских рекреаций средствами малых архитектурных форм в г. Владивостоке организуются на должном уровне, но следует в большей мере учитывать следующие актуальные направления: комплексность проектирования, функциональную и композиционную взаимосвязь элементов предметно-пространственной среды со средой города, стилевое единство, своеобразие природных условий и ландшафта.

Сегодня особенный акцент при формировании рекреаций городской среды г. Владивостока средствами малых архитектурных форм, в соответствии с современными тенденциями, направлен на проектирование:

– высоких экологических качеств городских пространств, связь с природой;

– разнообразной городской утилитарной среды;

– дружелюбной, гуманной городской среды;

– объектов, связанных с историей, со значимыми событиями города;

– городских выставок малых форм, арт-объектов;

– жанровых скульптурных сценок, привлекательных для туристов и горожан;

– проектирование спортивных объектов в рекреациях городской среды, в связи массовым увлечением горожан спортом;

– предлагаются новые тенденции – «город как игра», для горожан такие игровые проекты становятся частью бренда.

Примером, демонстрирующим широкие возможности малых форм, стала пешеходная тропа здоровья вдоль Корабельной набережной в г. Владивостоке. Главным архитектурным элементом здесь является волна: деревянные скамейки, пешеходные и велосипедные дорожки в форме «волн». Протяженные контуры сидений превращены в своеобразные «лежаки». Лавочки здесь также выступают в качестве средства обозначения границ функциональных зон и проходят нескончаемой волной-лентой вдоль моря по набережной (рис. 2). Разное цветовое и фактурное решение общественных участков Корабельной набережной, выделение пешеходных путей и велосипедных дорожек создает визуальное зонирование пространства и позволяет лучше ориентироваться в нём.

Рис. 2. Корабельная набережная, г. Владивосток

Рис. 3. Форт, г. Владивосток

Идентичность и эмоциональная связь с местом особенно важны для рекреаций городской среды, активное освоение и использование среды связывает горожан с местом их проживания. Элементами уникальности и запоминаемости каждого отдельного рекреационного пространства могут стать необычные арт-объекты, малые формы, скульптуры и другие объекты, подчиненные какой-либо общей теме или связанные с историей города, например форты Владивостокской крепости (рис. 3).

Наиболее распространенным видом монументально-декоративного искусства в г. Владивостоке является представляемая в различных вариантах скульптура. В последнее время жанровая скульптура стала очень популярной и представляет собой характерные бытовые сценки, делающие город привлекательней для горожан и для туристов. Так, например, в г. Владивостоке стало модным ставить скульптуры, значимые для истории города, связанные с историей развития города: скульптура моряка, джентльмена за столиком, тигрят на набережной и т.п.

На кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов дизайнеров, по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» и в дипломных проектах используется практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс построен на выполнении реальных проектов по заказам предприятий, фирм и организаций города и края, в том числе и ВГУЭС. Практико-ориентированная направленность учебного процесса формирует у студентов дизайнеров при выполнении учебных проектов базовые профессиональные навыки. [5]. Практическая значимость изучаемого материала является одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения [6]. Непрерывное интегрированное профессиональное образование в современных условиях способствует достижению его основной цели – подготовке высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда [7].

Читайте также:  Как выбрать светильники на кухню? Посмотрите стилевые решения! Фото

За 2015–2016 учебный год на кафедре дизайна ВГУЭС студентами 4 и 5 курсов были выполнены следующие практико-ориентированные дизайн-проекты по ландшафтной организации городской среды по заказам ВГУЭС, предприятий и организаций города и края:

– ландшафтная организация территории кампуса ВГУЭС по ул. Гоголя в г. Владивостоке;

– организация «Тропы здоровья» на территории кампуса ВГУЭС по ул. Гоголя в г. Владивостоке;

– ландшафтная организация территории восточного сада для Русского исторического парка «Изумрудная долина», в г. Уссурийск;

– организация велоструктуры на Корабельной набережной в г. Владивостоке;

– ландшафтная организация центральной площади г. Владивостока.

По заказам университета выполнялись проекты по ландшафтной организации отдельных фрагментов территории кампуса ВГУЭС.

На кафедре дизайна и технологий ВГУЭС ведется планомерная работа по проектированию и внедрению в предметно-пространственную среду г. Владивостока дизайнерских разработок малых архитектурных форм с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью. Проектирование малых архитектурных форм выполняется в соответствии с общим функциональным, планировочным, композиционным решением развития городской среды, в состав которой они входят.

Гармоничная городская среда складывается с включением комплекса компонентов дизайн-объектов, малых архитектурных форм. Грамотное сочетание этих компонентов позволяет создать качественный, понятный образ пространств рекреаций города. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений.

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [4].

Городская среда агрессивна по отношению к человеку. Задача дизайнеров и архитекторов – сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование малых архитектурных форм, природных и искусственных зеленых пространств, что вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает. Рассмотренные в статье направления и тенденции являются далеко не полным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации рекреаций городской среды.

Архитектурные формы и парковая мебель: как будут благоустраивать столичные парки в 2020 году

Больше 150 парковых зон собираются благоустроить в столице в 2020 году. Из них 139 объектов располагается в спальных районах. Москва –мировой лидер по количеству благоустроенных зон отдыха. Только за последние 10 лет в порядок привели 732 зон отдыха. Всего за прошлые годы было обустроено 56 км набережных, что составляет четвертую часть от всех.

Сергей Собянин на одной из встреч отмети, что до 2023 года зона вдоль Москвы-реки станет доступным для прогулок. В ближайшие годы благоустроить планируется и около 30 км набережных Яузы.

Как собираются в 2020 году благоустраивать парки

В создании парков по месту жительства непосредственное участие принимают жители города. Они решают, где именно провести работы, какие насаждения использовать. Им же предлагается выбрать оптимальные элементы архитектурного и ландшафтного дизайна. Часто для реализации планов используется закупка разной парковой мебели.

Популярностью пользуется продукция Ногинского ЛМЗ. Завод занимается производством кованой, литой продукции для благоустройства парков, скверов, улиц. Познакомиться с ассортиментом можно на сайте https://nlmz.ru/lit/parkovaya-mebel/. Информация пригодится и тем москвичам, кто принимает участие в обсуждениях проблем, связанных с благоустройством территории.

Малые архитектурные формы

Они обязательная часть благоустройства территорий. В зависимости от задач могут представлять собой объекты утилитарного, декоративного, игрового назначения. Они подразделяются на виды, использующие декоративные свойства растений и формы без применения эффектов озеленения. К первому типу относятся перголы, цветочницы. Малые архитектурные формы второго вида – киоски, скульптуры, камни. Такие объекты постоянно находятся в поле зрения, влияют на формирование эстетического вкуса. Поэтому отвечают современным требованиям художественного оформления, имеют качественную отделку.

Только в 2019 году было использовано больше 44 тысяч малых архитектурных форм для оформления площадок. Планируется, что в 2020 году их количество не будет меньше. Их размещение связано с учетом:

  • функционального зонирования;
  • архитектурно-планировочного решения;
  • окружающего фона.

В столице количество малых архитектурных форм определяется с учетом их назначения и единовременной посещаемости.

Парковая мебель при благоустройстве Москвы

В эту категорию входят разные подгруппы. Все они служат для комфорта и эстетической привлекательности парков и скверов. В каталогах вы найдете:

  • Лавочки. Классические, модерновые, угловые, двухсторонние модели и другие позволяют реализовать в полном объеме задумки городских архитекторов.
  • Урны. Новые парки не обходятся без них. Делаются они из крепких материалов в разных стилях.
  • Беседки. Это зоны, где могут проводить время родители, пока их дети играют на площадке, молодежь.
  • Велопарковки. Многие москвичи в теплое время года предпочитают передвигаться по городу на велосипедах. Специальные велопарковки устанавливаются не только в парках и скверах, но и возле торговых и развлекательных центров.
  • Парковые светильники и плафоны. Такие средства освещения могут быть сделаны в разных стилях. Часто сочетаются с другими элементами уличной мебели.

На заседании правительства Москвы было отмечено, что программа создания благоприятной городской среды, реализуемая с 2011 года, не будет приостанавливаться. Благоустроены будут не только парки, но и несколько улиц. В 2019 году Москва вошла в пятерку наиболее освещенных городов в мире. Планируется, что возрастет и количество сооружений, украшенных архитектурно-художественной подсветкой.

Статья 20. Содержание малых архитектурных форм

Статья 20. Содержание малых архитектурных форм

1. Территории жилой застройки, общественные зоны, скверы, улицы, парки, площадки для отдыха оборудуются малыми архитектурными формами – беседками, теневыми навесами, цветочницами, скамьями, урнами, декоративными бассейнами, фонтанами, устройствами для игр детей, отдыха взрослого населения, газетными стендами, оградами, телефонными будками (навесами), павильонами для ожидания автотранспорта.

2. Малые архитектурные формы могут быть стационарными и мобильными; их количество и размещение определяется проектами благоустройства территорий.

3. Малые архитектурные формы для территорий общественной застройки, площадей, улиц, скверов и парков, набережных изготавливаются по индивидуальным проектам.

4. Проектирование, изготовление и установка малых архитектурных форм при новом строительстве в границах застраиваемого участка осуществляется заказчиком в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Архитектурное и цветовое решение согласовывается с органом уполномоченным Администрацией города.

5. Конструктивные решения малых архитектурных форм должны обеспечивать их устойчивость, безопасность пользования; при изготовлении целесообразно использовать традиционные местные материалы: дерево, естественный камень, кирпич, металл и т.д.

6. Юридические и физические лица – владельцы (балансодержатели) малых архитектурных форм – обязаны за свой счет осуществлять их замену, ремонт и покраску по мере необходимости.

7. Детские площадки должны:

1) иметь планировку поверхности с засыпкой песком неровностей в летнее время;

2) регулярно подметаться и смачиваться в утреннее время;

3) очищаться от снега и производиться его откидывание в сторону при толщине слоя выше 15 см в зимнее время;

4) быть покрашены, окраску ограждений и строений на площадке производить не реже одного раза в год, а ремонт – по мере необходимости;

5) комиссионно обследоваться не реже 1 раза в 3 месяца.

Ответственность за содержание детских площадок и обеспечение безопасности на них возлагается на хозяйствующие субъекты, осуществляющие их эксплуатацию.

1) режим работы фонтанов, график обслуживания определяются собственником, арендатором, балансодержателем объектов по согласованию с органом уполномоченным Администрацией города;

2) ответственность за содержание в исправности и чистоте фонтанов и обеспечение безопасности данных объектов возлагается на хозяйствующих субъектов.

9. Игровое и спортивное оборудование:

1) игровое оборудование должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным;

2) спортивное оборудование должно быть предназначено для различных возрастных групп населения и размещаться на спортивных, физкультурных площадках либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе рекреационных зон земель поселений;

3) спортивное оборудование в виде физкультурных снарядов и тренажеров должно иметь специально обработанную поверхность, исключающую получение травм (отсутствие трещин, сколов и т.п.);

4) ответственность за содержание и обеспечение безопасности игровых площадок и спортивного оборудования возлагается на хозяйствующих субъектов, в собственности или в распоряжении которых они находятся.

10. Лица виновные в порче (уничтожении) объектов малых архитектурных форм и других объектов благоустройства, несут ответственность в установленном законом порядке.

>
Установка памятников, памятных досок, произведений монументально-декоративного искусства
Содержание
Решение Переславль-Залесской городской Думы Ярославской области от 29 февраля 2012 г. N 15 “Об утверждении Правил благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылка на основную публикацию