В чем преимущества шаровых кранов перед задвижками — — строительство, ремонт, дизайн, обустройство, коммуникации

СЕРВИС И
ЗАПЧАСТИ

Преимущество шарового крана «ВКМ» перед обычной задвижкой

  • user warning: Can’t create/write to file ‘/tmp/#sql_4936_0.MYI’ (Errcode: 28) query: SELECT t.* FROM term_node r INNER JOIN term_data t ON r.t (Errcode: 28) query: SELECT DISTINCT node.n >= 1 AND ((na.g ))) AND ( (node.status <> 0) AND (node.type in (‘contact’)) ) LIMIT 0, 50 in /var/www/webadmin/data/www/cup.ukrrosmetall.com.ua/sites/all/modules/views/includes/view.inc on line 771.

По сравнению с шаровым краном «ВКМ.С», задвижка очень неудобна в монтаже из-за своего габарита по высоте и веса, в 1,5-2 раза превышающего вес шарового крана.

В задвижке при регулярном открытии-закрытии очень быстро начинает протекать сальник. У шарового крана абсолютная герметичность затвора, отсюда отсутствие утечек и, следовательно, экономия воды.
Шаровые краны ВКМ.С; ВКМ.Т; ВКМ.М долговечны, т. к. его уплотнители выполнены из фторопласта, бронзы, высокопрочного чугуна, нержавеющей стали со стеллитовой наплавкой, которые в контакте с отшлифованной сферой практически не имеют износа и выдерживают более 10 тысяч циклов «открыто-закрыто».

Из-за гидравлических ударов в теплосети у задвижек очень часто происходит западание щек и непроизвольное перекрытие потребителей. Из-за конструктивных особенностей шарового крана такая ситуация с ним невозможна.
При высоких давлениях и при затягивании сальника открытие-закрытие задвижек очень затруднено из-за малого диаметра маховика, что приводит к применению дополнительных подручных средств. Для открытия или закрытия нужно несколько полных оборотов маховика. Шаровой кран открывается или закрывается поворотом штока на 90º(градусов).

На протяжении многих лет на объектах теплоэнергетики в качестве запорной арматуры использовались клиновые задвижки – вентили, преимущественно из чугуна или стали, с обрезиненным диском. Службы эксплуатации выявили ряд недостатков при использовании таких задвижек:

  • необходимость ежедневной ревизии для набивки сальников и очистки колец уплотнительных дисков;
  • сложность экстренного перекрытия трубопровода в аварийной ситуации;
  • неудовлетворительная внутренняя (по затвору) и внешняя (корпус-крышка) герметичность;
  • недостаточный срок безаварийной работы;
  • большие габариты и вес;
  • частые случаи выхода из строя из-за западания щек или поломки болтов.

На сегодняшний день существует достойная альтернатива традиционным вентилям и задвижкам – шаровые краны производства АО «НПАО ВНИИкомпрессормаш». Шаровая запорная и регулирующая арматура уже давно используется в системах внутреннего водоснабжения, отопления, газоснабжения, на отдельных узлах теплоэнергетических и промышленных объектов, таких как:
ОАО «ММК имени Ильича», ОАО «Днепрококс», ОАО «Баглейкокс», ОАО«Укрграфит», ОАО «Запорожтрансформатор», ОАО «Ясиновский коксохимический завод», АЭК «Киевенерго», ЗАО «Евроцемент», ОАО «Мечел-кокс», ОАО«Северсталь», ТОО «Темиртауский кирпич», ОАО«Арселор Митал Кривой Рог», ОАО«Минудобрения», ОАО «Белгородский цемент», ОАО «Укрнефть», ЗАО «Атлант».

На объектах теплоэнергетики, нефтегазового комплекса, химического комплекса, коксохимии, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и многочисленных промышленных объектах, где предъявляются повышенные требования к эксплуатационной надежности, в соответствии с действующими требованиями (СНиПы, ДСТУ, ГОСТ, требования эксплуатирующих организаций, рекомендации и др.)
Для трубопроводов на таких объектах в качестве запорной арматуры используют стальные или чугунные задвижки (из ковкого и высокопрочного чугуна). Однако ограничение нормативных документов распространяются и на применение арматуры из чугуна, поэтому основным запорным элементом на теплоэнергетических трубопроводах является стальная арматура. Стальные шаровые краны марки, которые появились на рынке СНГ 10-15 лет назад, и эксплуатационные качества которых получили самую высокую оценку специалистов, постепенно вытесняют традиционные задвижки.

Основными элементами стальных шаровых кранов «ВКМ» производства АО«НПАО ВНИИкомпрессормаш» являются:

  • корпус – цельносварной или сборный;
  • запирающий элемент в виде шара с цилиндрическим отверстием;
  • шпиндель, по средствам которого осуществляют поворот шара;
  • съемная ручка или редуктор (привод);
  • уплотнение шпинделя (сальник) и шара (седло).

Цельносварной шаровой кран ВКМ.Ц

Цельносварной корпус крана, выполненный из углеродистой или нержавеющей стали, не имеет подвижных соединений, требующих подтяжки. Размещенный в корпусе отполированный шар изготавливается из высококачественной нержавеющей стали. С двух сторон к шару примыкают уплотнительные фторопластовые прокладки, стойкие к износу. В верхней части крана расположен шпиндель с уплотнительными прокладками. Благодаря упругому соединению с уплотнениями шар под влиянием рабочего давления свободно перемещается в сторону уплотнения, что дает надежную герметичность.

Главные преимущества шаровых кранов:

  1. Высокая герметичность.
  2. Минимальный износ шара.
  3. Простота конструкции.
  4. Высокое быстродействие.
  5. Удобный монтаж и эксплуатация.
  6. Низкая стоимость обслуживания при эксплуатации.
  7. Длительный срок безаварийной работы.

АО «НПАО ВНИИкомпрессормаш» на выходном контроле проводят испытания каждого шарового крана на герметичность – давлением 6-160 кгс/см2.
В большинстве случаев на объектах тепло- и водоснабжения используют стальные шаровые краны с фланцевым присоединением и с концами под приварку. Как правило, шаровые краны диаметром ДУ 150 выполняются с ручным приводом, а краны большего диаметра – с редуктором, пневмо- или электроприводом.

За рубежом краны шаровые специального назначения широко используются в качестве регуляторов.
Регулирующие шаровые краны обеспечивают стабильность давления рабочей среды. В Украине регулирующие шаровые краны пока не нашли такого широкого применения как на Западе, но все больше и больше строительною монтажных фирмы и эксплуатирующих организаций признают коммерческую целесообразность и техническую надежность регулирующих шаровых кранов.

Хотя задвижки имеют относительно низкую цену по сравнению с другими видами арматуры, это преимущество полностью перечеркивается высокой стоимостью обслуживания и обеспечения работоспособности задвижек. Стоимость ремонта вышедшей из строя задвижки составляет 70-80% от стоимости нового вентиля. При этом, замена уплотнительных колец шпинделя шарового крана требуется в 6 раз реже, чем ремонт задвижки, а стоимость материала составляет 6-8% от стоимости крана и время на замену сводится к 1-2 часам – в зависимости от диаметра.
Подсчитав материальные затраты и оценив усилия, затраченные на ликвидацию аварийных ситуаций, периодически возникающих при использовании устаревшей запорной арматуры, лишний раз можно убедиться в справедливости народной мудрости: «Скупой платит дважды».

Преимущества и недостатки конструкций шаровых кранов

Для перекрытия и регулировки подачи воды, газа, топливных смесей в трубопроводах соответствующего назначения используются краны различного типа. Это могут быть пробковые, вентильные или шаровые конструкции. Для систем водоснабжения наиболее надежными являются конструкции кранов шарового типа.

Особенности конструкции

Краны шарового типа представляет собой системы, где в качестве основы применяется деталь сферической формы с отверстием и возможностью поворотов на 90°. Такой шар, обычно изготавливаемый из латуни, служит запорной арматурой для прерывания потока воды. При повороте рукоятки крана происходит перемещение рабочего механизма конструкции, в итоге отверстие шара для подачи воды полностью перекрывается.

В систему шарового крана входят следующие комплектующие элементы:

  • металлический корпус;
  • уплотнители из резины;
  • рычаг поворота;
  • поворотная хромированная металлическая сфера с отверстием;
  • оцинкованный стальной винт;
  • шток;
  • тефлоновые уплотнители сферы.

Наиболее простая конструкция у бытовых кранов, предназначенных для регулировки подачи холодной воды. Более надежной является муфтовая система шарового крана, способная выдерживать значительную нагрузку. Такие конструкции применяют в трубопроводах горячего водоснабжения.

Преимущества крана шарового типа

Широкому применению в различных трубопроводных системах шаровых кранов способствуют их следующие преимущества:

  1. Эффективность и надежность в эксплуатации.
  2. Предотвращение застоев и завихрений водных потоков.
  3. Компактность, простота установки и ремонта.
  4. Минимальная потеря воды.
  5. Удобство управления механизмом.
  6. Высокая степень герметичности.
  7. Износостойкость и долговечность.

Следует учесть, что надежность и долговечность шаровых кранов которые купить можно здесь зависит от качества сборки, материалов конструкции и эксплуатационных нагрузок.

Недостатки шаровых кранов

К минусам кранов шарового типа можно отнести такие недостатки:

  1. При низком качестве воды возможно засорение отверстия шара.
  2. При длительном отсутствии поворотов механизма крана возможны накопления солевых отложений, затрудняющих в дальнейшем его эксплуатацию.
  3. Ржавчина и песчинки, которые содержатся в воде, проходящей по старым трубопроводам, могут стать причиной повреждений шара. В результате в закрытом положении кран станет пропускать воду.
  4. Продукция невысокого качества могут не выдержать нагрузок и впоследствии дать течь.
  5. Краны для регулировки подач холодной воды можно использовать только при плюсовых значениях температуры окружающего воздуха. Иначе в закрытом кране вода замерзнет и разорвет механизм.

Совет! В целях профилактики каждые 2 месяца рукоятку крана следует несколько раз провернуть, чтобы очистить механизм от солевых отложений.

Советы по выбору качественного изделия

Избежать приобретения бытовых кранов низкого качества или подделок известных торговых марок помогут следующие рекомендации:

  • перед покупкой изделия следует осмотреть его конструкцию и проверить качество сборки – все детали должны быть плотно подогнаны, рукоятка должна поворачиваться с определенным усилием;
  • на поверхности деталей не должно быть следов ржавчины, наплывов, различных повреждений;
  • шар качественного изделия должен быть из латуни, в подделках используется стальная сфера;
  • за исключением моделей хромированного смесителя у качественных кранов корпуса должны быть латунными, в подделках они часто стальные или из силумина;
  • корпусные стенки не должны быть разной толщины;
  • товар должен иметь соответствующую маркировку, сертификат качества, гарантийный талон, технический паспорт с подробным описанием, инструкцией по установке и эксплуатации.

Важно! Размеры крана должны точно соответствовать значениям диаметра трубопровода, в котором предполагается его установка.

Рекомендуем к прочтению

Читайте также:  Многофункциональные кабины Cabinet для переводчиков и других применений

Как циклюют паркет? Технология работ Окна KBE: преимущества немецкого производства для отечественного пользования Учимся правильно укладывать керамогранит Мебель из массива дерева – особенности выбора

Добавить комментарий Отменить ответ

Трансформаторы продолжают оставаться очень важными или даже ключевыми элементами множества различных систем.

Загрязнение окружающей среды негативно сказывается не только на природе, но и на самочувствии человека, его здоровье.

Шаровой кран или задвижка

Почему шаровой кран?

За последние десять лет, согласно современному подходу к арматуре на коммунальных сетях, все чаще заменяют чугунные и стальные задвижки шаровыми кранами. Данный момент радовал как российских производителей современной арматуры, так и потребителей.

Несомненно шаровой кран отличается преимуществами перед задвижками:

  • шаровой кран имеет более высокие эксплуатационные характеристики, надежность и качество;
  • у шарового крана абсолютная герметичность затвора, отсюда отсутствие утечек и, следовательно, экономия воды;
  • из-за воды невысокого качества задвижки очень быстро выходят из строя, что приводит к необходимости замены задвижки на новую;
  • шаровой кран более долговечен.

Конечно же есть один недостаток – это цена шарового крана, которая выше, чем цена задвижки. В ситуации экономии бюджета, есть большое искушение сделать выбор, основываясь на цене. Но и в этом случае, рациональное сравнение должно быть основано не на цене приобретения, а на «совокупной стоимости владения» оборудованием, в нашем случае шаровым краном или задвижкой. Если стоимость шарового крана в среднем выше стоимости задвижки аналогичного диаметра в три раза, то его полный срок службы выше в 4 раза.

Любой ли шаровой кран?

1. Размер (строительная длина шарового крана)

2. Полный и неполный проход

Выбор полного или неполного прохода шарового крана зависит от условия работы конструкции в трубопроводной системе и ее допустимого гидравлического сопротивления.
Можно выделить два наиболее характерных случая: когда конструкция устанавливается на магистральной линии с большим расходом среды, необходимо иметь арматуру с малым гидравлическим сопротивлением во избежание больших энергетических затрат на транспортировку среды, особенно жидкой, но в тупиковых позициях вполне допустимо применять арматуру, имеющую повышенный коэффициент гидравлического сопротивления.

Энергетические затраты на компенсацию перепада давлений, создаваемого гидравлическим сопротивлением, пропорциональны кубу скорости, квадрату диаметра прохода, коэффициенту гидравлического сопротивления и плотности среды. Отсюда следует, что наибольшее энергетические потери будут создаваться в трубопроводах, в которых жидкости перемещаются с большой скоростью. В этих условиях необходимо использовать краны, имеющие малые значения коэффициента гидравлического сопротивления. Ориентировочные значения коэффициента для различных типов кранов: полнопроходные – 0,1-0,4; неполнопроходные – 0,4-1,6.

Какого производителя выбрать?

Подавляющее большинство шаровых кранов известных зарубежных брендов производятся по стандартам, несколько отличающимся от арматурных стандартов, применявшихся ранее в России и странах СНГ. И именно строительная длина крана является первым и самым очевидным отличием – шаровые краны зарубежного производства со строительной длиной «под задвижку» могут быть изготовлены производителем только под заказ. Разумеется, стоимость и срок такого заказа неизбежно увеличивается.

Следующее значительно отличающаяся характеристика импортной арматуры – эффективный проход крана. Большинство шаровых кранов зарубежного производства имеют редуцированный (стандартный) по отношению к присоединительному диаметру диаметр эффективного прохода.

При таких условиях лишь незначительное число шаровых кранов зарубежных производителей могут быть признаны аналогами наиболее популярным в коммунальном хозяйстве задвижками. Один из таких зарубежных производителей является компания Temper, датская компания, которая имеет свое производство в России в городе Кургане. Шаровые краны Temper полностью адаптированы под российские стандарты трубопроводной арматуры, а в связи с местным производством, то и цена на данные краны существенно ниже, чем на краны импортного производства.

Подобрать шаровые краны, оформить заказ Вы можете в нашем интернет-магазине или обратиться менеджеру компании ТСК, позвонив по телефону или оставить заявку на сайте.

Шаровый кран или задвижка?

Шаровый кран или задвижка?

Преимущества шаровых кранов перед задвижками достаточно очевидны,но не смотря на это,на некоторых предприятиях продолжают использовать клиновые задвижки, мотивируя это несколькими причинами.

Некоторые инженеры на предприятиях считают что, задвижка, выполненная из стали, будто бы надёжнее шарового крана, и с её помощью можно осуществлять регулирование потока среды. Однако,инженеры ведущих компаний по производству трубопроводной арматуры однозначно заявляют: клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока среды, в отличие от тех же шаровых кранов.

Особенности клиновых задвижек

Практическое применение показывает, что при использовании задвижек в качестве регулирующей арматуры, задвижки довольно быстро выходят из строя, переставая удерживать поток среды в закрытом состоянии, то есть не выполняют даже своей непосредственной функции.

Следует отметить, что речь идёт именно о стальных задвижках, так как чугунные задвижки здесь даже не рассматриваются. Основная проблема в том, что чугунная ТПА чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации.

Так например, нельзя применять чугунные задвижки при температуре выше +350 градусов и ниже -20 градусов (здесь речь идёт о лучших марках чугуна) по шкале Цельсия. Имеются также ограничения по типу перекачиваемой среды (чугунную ТПА практически невозможно безопасно использовать в некоторых типах газопроводов), давлению, диаметру проходного отверстия и т.д. Хотя задвижки до сих пор и являются наиболее распространённым типом ТПА на различных трубопроводах, в последнее время наблюдается тенденция к замене задвижек на шаровые краны во многих системах.

Основные причины замены:

– задвижки требуют постоянного контроля за техническим состоянием (например, чистки сальниковых уплотнений),

– задвижки неважно показывают себя при возникновении внештатных ситуаций, требующих быстрого перекрытия потока рабочей среды.

Кроме того, конструкция задвижки не обеспечивает хорошей герметичности, причём, это касается практически всех элементов: как самого затвора, так и корпуса. Далее заметим, что клиновые задвижки обладают изрядным весом и солидными габаритами, а также часто ломаются, что приводит к регулярному возникновению аварийных ситуаций.

Особенности шаровых кранов

Шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками представляют собой более новый тип запорной ТПА, хотя конструкции шарового крана уже более ста лет. Из названия нетрудно понять, что основной запорный элемент в этих кранах имеет форму шара.Практическое применение такой конструкции показывает себя с гораздо более выгодной стороны, чем задвижка. Также следует отметить, что современные шаровые краны значительно более герметичны, чем клиновые задвижки. Дело в том, что производителям удалось решить проблему всех шаровых кранов прошлого (недостаточную герметичность), при использовании современных материалов. Седло современного шарового крана изготавливается из полимерных композиций, а не из металла, как это было раньше. Кроме того, такое решение позволило попутно и значительно облегчить управление краном, так как теперь не приходится прилагать значительных усилий для изменения положения запорного элемента. Следующей особенностью шаровых кранов является компактная конструкция, что также выгодно отличает шаровой кран от клиновой задвижки. Особенно это касается систем жилищно-коммунального хозяйства, однако и в достаточно крупных трубопроводах шаровые краны по габаритам значительно выигрывают у клиновых задвижек. На данный момент производители предлагают шаровые краны, выполненные из сталей, чугуна, латуни и пр. материалов.

Латунные краны нельзя использовать в системах, где температура среды превышает +100 градусов и они не слишком хорошо себя показывают и при минусовых температурах. Кроме того, латунные шаровые краны выполняются небольшими по диаметру (обычно не более 50 мм).

Стальной шаровой кран справится с температурой +200 градусов и будет работать при -50 градусах Цельсия, что делает его незаменимым в системах перекачивания сред в условиях севера. К преимуществам стальной арматуры отнесём и увеличенный диаметр проходного отверстия. Но есть и один недостаток – это цена шарового крана. В ситуации экономии бюджета, есть большое искушение сделать выбор, основываясь на цене. Но и в этом случае, рациональное сравнение должно быть основано не на цене приобретения, а на «совокупной стоимости владения» оборудованием, в нашем случае шаровым краном или задвижкой. Если стоимость шарового крана в среднем выше стоимости задвижки аналогичного диаметра в 2 раза, то его полный срок службы выше в 4 раза.

Читайте также:  Дизайн и интерьер спальни 4 на 4

Какой шаровый кран выбрать?

Несмотря на все преимущества современной арматуры, очень важен фактор – насколько взаимозаменяемы устаревшие чугунные задвижки и шаровый кран. Чтобы не создавать трудности в дальнейшей эксплуатации трубопровода, насколько быстро и эффективно возможно заменить арматуру? Поэтому важно понимать какие именно шаровые краны лучше задвижек, то есть какие свойства должна иметь арматура, чтобы заменить старые задвижки на действующих трубопроводах? Рассмотрим данные свойства:

1. Строительная длина шарового крана (L=. мм)

При ремонте трубопровода, где установлены стальные или чугунные задвижки, важную роль играет строительная длина шарового крана. Если правильно выбрать шаровой кран, то можно избавиться от дополнительных монтажных работ, которые не всегда удобны или невозможны из-за особенностей технологии и условий безопасности. Применяемые в России стандарты строительных длин для задвижек и шаровых кранов – различаются, также различаются строительные длины шаровых кранов различных отечественных и зарубежных производителей. Но оптимальный выбор все-таки существует – некоторые российские производители учитывают «национальные особенности» коммунальных трубопроводов и производят шаровые краны, руководствуясь стандартами строительных длин для задвижек (например равнопроходные краны LD , разборные краны LD 11с67п или краны TEMPER “под задвижку “ ). Такие краны полностью соответствуют заменяемой задвижке. При монтаже нового трубопровода, выбор строительной длины крана более независим. Но не помешает уверенность,что строительная длина используемой арматуры не является эксклюзивной и при необходимости замены через несколько лет не придется искать одного единственного производителя шарового крана с уникальной строительной длиной. При использовании шарового крана, очень часто строительная длина оказывается тесно зависимой от другого важного параметра арматуры – условного прохода.

2. Полный и неполный (стандартный) проход

Выбор полного или неполного (стандартного) прохода шарового крана зависит от условия работы конструкции в трубопроводной системе и ее допустимого гидравлического сопротивления. Можно выделить два наиболее характерных случая: когда конструкция устанавливается на магистральной линии с большим расходом среды, необходимо иметь арматуру с малым гидравлическим сопротивлением во избежание больших энергетических затрат на транспортировку среды, особенно жидкой, но в тупиковых позициях допустимо применять арматуру, имеющую повышенный коэффициент гидравлического сопротивления.

Наибольшие энергетические потери будут создаваться в трубопроводах, в которых жидкости перемещаются с большой скоростью. В этих условиях необходимо использовать краны, имеющие малые значения коэффициента гидравлического сопротивления. Ориентировочные значения коэффициента для различных типов кранов: полнопроходные – 0,1-0,4; неполнопроходные – 0,4-1,6.

Большинство шаровых кранов известных зарубежных брендов производятся по стандартам, отличающимся от арматурных стандартов, применявшихся в России и странах СНГ. Именно строительная длина крана является первым и самым очевидным отличием – шаровые краны зарубежного производства со строительной длиной «под задвижку» могут быть изготовлены производителем только под заказ. Стоимость и срок такого заказа неизбежно увеличивается. Следующее значительно отличающаяся характеристика импортной арматуры – эффективный проход крана. Большинство шаровых кранов зарубежного производства имеют редуцированный (стандартный) по отношению к присоединительному диаметру диаметр эффективного прохода.

Преимущества шаровых кран перед клиновыми задвижками

– шаровые краны могут быть изготовлены практически для любого диаметра;
– шаровые краны способны выдержать существенно больший уровень давления;
– температурный диапазон эксплуатации шаровых существенно больше, чем у клиновых задвижек;
– у шаровых кранов практически нет заклинивания и ими существенно легче управлять, задвижки же заклинивают довольно часто, особенно после того, как длительное время находятся в открытом либо закрытом положении;
– более высокая герметичность шаровых кранов;
– шаровые краны являются универсальными, тогда как клиновые задвижки в большинстве случаев используются только на воду;
– шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками имеют более компактные размеры и меньший вес;
– шаровые краны служат намного дольше, существенно реже выходят из строя и более надежны, чем клиновые задвижки;
– клиновые задвижки нуждаются в регулярном осмотре и обслуживании, шаровые краны не нуждаются в постоянном контроле состояния;
– клиновые задвижки могут применяться только в качестве запорной трубопроводной арматуры, а шаровые краны могут эксплуатироваться как запорная так и запорно-регулирующая ТПА.

Какой выбрать кран: шаровый, задвижка, вентиль или пластиковый

Водозапорная арматура, используемая в быту, имеет широкое понятие. К этому виду относятся даже водозапорные устройства в смесителях и в клапанах бачка унитаза, но все-таки принцип работы следует изучить на водозапорной арматуре бытового водопровода. В этом материале поговорим о том, какой кран лучше: задвижной, вентильный или шаровый.

Показатели популярности использования водозапорных устройств

Применение такой арматуры в быту очень распространено, но ответить на вопрос, какое устройство (задвижка, вентиль, шаровый кран) лучше, практически нельзя. Это зависит от системы, в какой оно устанавливается и способа эксплуатации. Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Они обязательно должны учитываться при установке в конкретную монтажную схему. Одно устройство может подходить идеально, а другие не оправдают ожидания.

До появления шарового крана в водопроводе применялись задвижки и вентильные клапаны.

Кран-задвижка

Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.

Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.

При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.

Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:

  • малая гидравлическая сопротивляемость, способствующая не уменьшению используемого диаметра;
  • полнопроходимость устройства (без изгибов и поворотов, создающих завихрения);
  • небольшая эксплуатационная длина;
  • ремонтопригодность.

Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:

  • потеря герметичности вследствие засорения (удаляется прочисткой сидельных поверхностей);
  • появление течи из-под штока (устраняется подтяжкой сальниковой гайки или заменой одноименной прокладки, если она отыщется в продаже);
  • большая высота, не позволяющая осуществить установку задвижки в помещениях с ограниченной высотой);
  • полное закрытие-открытие изделия достаточно длительно по времени (требует не одного поворота маховика);
  • ограниченный ассортимент (изготавливают всего несколько заводов-производителей).

Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.

Вентиль или запорный клапан

Вентиль можно назвать братом задвижки. В действие приводится устройство поворотом моховика, что передает импульс шпинделю, который приходит в поступательное движение и на другом конце закрывается золотник, оборудованный прокладкой. Если вентиль закрывается, то доходя до нижнего положения, упирается в седло, в результате чего перекрывается (запирается) жидкость. Отсюда и происходит название — запорный клапан. Запорные клапана широко применяются в водных и топливных системах. Они являются запорно-регулирующими и представлены широко внешним видом и конструкцией. Срок службы варьирует от 20 до 30 лет из-за качества материалов и особенностей эксплуатации. Износ наступает тогда, когда будет пройдено 8 тысяч циклов закрыто-открыто.

Устройства тоже имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются его эксплуатационными характеристиками:

  • плавное регулирование водяного потока
  • ремонтопригодность (замена прокладки золотника или сальниковой прокладки с ее подтяжкой);
  • наличие меньшего количества трущихся деталей, что обеспечивает вентилю повышение срока эксплуатации;
  • применение вентилей при регулировании потока воды на несколько объектов (без них просто не обойтись) водо и теплоподачи.

Недостатки характеризуются уменьшением эксплуатационных свойств из-за:

  • увеличенного гидравлического сопротивления, создающего застойную зону, где могут скапливаться взвешенные частицы, что может вызывать преждевременный износ и коррозию;
  • выхода из строя прокладки золотника (отрыв потоком жидкости, залипание, усыхание), что ведет к частому ремонту;
  • необходимости поддержания вентильного устройства в рабочем состоянии для чего следует хотя бы раз в год полностью его открывать или закрывать, если нагрузка в работе длительно отсутствовала.
Читайте также:  касторама обои (Castorama): отзывы, производители, качество

Исключением из правил служит здесь прямоточный вентиль с наклонным шпинделем, где создается меньшее сопротивление в гидравлике. Этому служит развернутое расположение седла к потоку жидкости.

Шаровый кран

Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».

Шаровые краны бывают:

  • проходные (проход жидкости через кран равен потоку жидкости из-за равенства диаметра в трубе и кране) с отсутствием гидравлического сопротивления;
  • редуцированные, где диаметр прохода через кран меньше отверстия трубы подачи воды, где происходит смена сопротивления (применяется в системах, где не особо важно наличие такого сопротивления).

Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества выражены следующими качествами:

  • универсальность, применение во всех сферах, где по трубам проходят жидкостные вещества;
  • многообраие, выраженное разными видами (с внешней и внутренней резьбой) и конфигурацией, разборностью и возможностью соединения в любом сочетании с деталями и встраиваемыми фильтрами;
  • практичность и долговечность (срок службы до 50 лет) с 25 тысячным циклом эксплуатации;
  • малые габариты, что позволяют применять его в разных системах и помещениях;
  • быстрота открытия-закрытия устройства;
  • перекрытие потока за четверть оборота (собратья таким свойством не обладают).

Шаровые краны имеют такие недостатки :

  • ограниченность его применения в водопроводах обусловлено тем, что такие краны не являются регулирующими в полной мере. Внутренние шары, при неполном повороте, позволяют мусору забивать образующиеся при этом щели и способствуют разгерметизации и износу запорного устройства;
  • невысокая морозостойкость (остатки жидкости в кране могут замерзнуть) и привести в негодность кран, чего нельзя сказать о других видах описанных здесь;
  • рекомендуемое открывание-закрывание крана по причинам, как и у вентиля.

Пластиковый или металлический кран

С приходом полипропиленовых труб на рынок, стали активно продвигаться полипропиленовые краны. Они предлагаются, как дешевая альтернатива латунным. Любой пластик при постоянном температурном воздействии способен в короткие сроки прийти в негодность. Это важно учитывать при покупке пластиковых кранов.

Зачастую полипропиленовые краны соединяются с трубой методом сварки. После того, как кран выйдет из строя, понадобится отрезать трубу и вварить туда новый кран. С металлическими кранами все иначе. Нужно выкрутить один и поставить другой.

В вопросе выборе лучшего крана помните, что латунный кран всегда надежнее любого пластика.

Выводы и полезное видео

Учитывая, что все запорные устройства, хоть и однотипны, все-таки они имеют между собой различия. Каждое из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые могут отсутствовать у других. При проектировании водоснабжающих и теплообеспечивающих систем в быту целесообразно применять виды запорных устройств, способных решить поставленные задачи. В быту лучшим краном будет шаровый, в других задачах возможно выиграют задвижной и вентильный.

Задвижка или шаровой кран

Несмотря на то, что преимущества шаровых кранов достаточно очевидны, на некоторых предприятиях по-прежнему продолжают использовать клиновые задвижки, мотивируя это следующими причинами.

Как считают некоторые инженеры на предприятиях, задвижка, выполненная из стали, будто бы надёжнее шарового крана, и с её помощью можно осуществлять регулирование потока среды.

Однако же инженеры ведущих компаний по производству трубопроводной арматуры заявляют весьма категорично: клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока среды, в отличие от тех же шаровых кранов.

Особенности клиновых задвижек

Практика показывает, что при использовании задвижек в качестве регулирующей арматуры, последние достаточно быстро выходят из строя, переставая удерживать поток среды в закрытом состоянии, то есть не выполняют уже даже своей непосредственной функции.

При этом отметим, что речь идёт именно о стальных задвижках, так как чугун здесь можно даже не рассматривать. Дело в том, что чугунная ТПА чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации.

  1. Так, нельзя применять чугунные задвижки при температуре выше +350 градусов и ниже -20 градусов (и то речь идёт о лучших марках чугуна) по шкале Цельсия.
  2. Имеются также ограничения по типу перекачиваемой среды (чугунную ТПА практически невозможно безопасно использовать в некоторых типах газопроводов), давлению, диаметру проходного отверстия и т.д.

Продолжая разговор о задвижках, отметим, что, хотя задвижки до сих пор и являются наиболее распространённым типом ТПА на различных трубопроводах, тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция к замене задвижек на шаровые краны во многих системах.

И это неудивительно:

  • задвижки требуют постоянного контроля за техническим состоянием (например, чистки сальниковых уплотнений),
  • также задвижки неважно показывают себя при возникновении внештатных ситуаций, требующих быстрого перекрытия потока рабочей среды.

Кроме того, конструкция задвижки не обеспечивает хорошей герметичности, причём, это касается практически всех элементов: как самого затвора, так и корпуса. Далее заметим, что клиновые задвижки обладают изрядным весом и солидными габаритами, а также часто ломаются, что приводит к регулярному возникновению аварийных ситуаций.

Особенности шаровых кранов

Шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками представляют собой более новый тип запорной ТПА, хотя конструкции шарового крана уже более ста лет. Из названия нетрудно понять, что основной запорный элемент в этих кранах имеет форму шара.

На практике же такая конструкция показывает себя с гораздо более выгодной стороны, чем задвижка.

  1. Во-первых, шаровые краны могут применяться (в зависимости от исполнения) в работе практически с любыми средами: это и вода, и газ, и нефтепродукты, и пар и проч. Шаровые краны прочнее задвижек, поэтому и диапазон их применения шире.
  2. Во-вторых, шаровые краны без какого-либо вреда для оборудования можно использовать и в качестве запорной, и в качестве регулирующей ТПА.

Также отметим, что современные шаровые краны значительно более герметичны, чем клиновые задвижки. Всё дело в том, что производителям удалось решить проблему, которая была ахиллесовой пятой всех шаровых кранов прошлого (недостаточную герметичность), при помощи современных материалов.

Седло современного шарового крана изготавливается из полимерных композиций, а не из металла, как это было раньше. Кроме того, такое решение позволило попутно и значительно облегчить управление краном, так как теперь не приходится прилагать значительных усилий для изменения положения запорного элемента.

Следующей особенностью шаровых кранов является компактная конструкция, что также выгодно отличает шаровой кран от клиновой задвижки. Особенно это касается систем жилищно-коммунального хозяйства, однако и в достаточно крупных трубопроводах шаровые краны по габаритам значительно выигрывают у клиновых задвижек.

Что же касается системы управления данной ТПА, то шаровые краны могут управляться гидро-, пневмо- или электроприводом. Особо стоит отметить управление шаровыми кранами в газопроводных системах, где сама среда осуществляет управление пневматическим приводом крана.

Осталось добавить, что на данный момент производители предлагают шаровые краны, выполненные из сталей, чугуна, латуни и пр. материалов.

Однако латунные краны нельзя использовать в системах, где температура среды превышает +100 градусов. Также они не слишком хорошо себя показывают и при отрицательных температурах. Кроме того, латунные шаровые краны выполняются небольшими по диаметру (обычно не более 80 мм).

Ну а стальной шаровой кран справится даже с температурой +200 градусов, будет он работать и при -50 градусах Цельсия, что делает его незаменимым в системах перекачивания сред в условиях севера. Также к преимуществам стальной арматуры отнесём и увеличенный диаметр проходного отверстия (до 300 мм в стандартном исполнении и до 500 мм по спецзаказу).

Некоторые товары из каталога:

В следующей статье читайте о сравнении этих двух видов трубопроводной арматуры. Если у вас есть практический опыт, который дополняет информация или противоречит ей, оставляйте комментарии, они будут полезны не только нам.

Ссылка на основную публикацию