В первые годы деятельности NeXT Стив вообще не имел зарплаты в этой компании

iКона: Стив Джобс. (83 стр.)

Однако последнее слово все-таки осталось за Джоном Лассетером и Стивом Джобсом. Джон в который раз сотворил невиданное чудо. Когда в конце года были подытожены доходы от обоих фильмов, оказалось, что общая сумма кассовых сборов от фильма «Муравей Антц» составила 87 млн. долл., а от «Приключений Флика» – 114 млн. долл. К концу января, как было напечатано в отраслевом бюллетене, фильм «Приключения Флика» уже преодолел отметку 150 млн. долл. и стал самым кассовым фильмом за всю историю анимации.

Через год завершилась работа над новой версией фильма «История игрушек 2». Эд Кэтмелл рассказывал: «Мы сделали “Историю игрушек 2” за девять месяцев, тогда как обычно создание полнометражного анимационного фильма занимает около четырех лет. Я очень горжусь этим». Однако любителям кино не было никакого дела до рекордных сроков создания фильма. Может быть, работая в таком напряженном режиме, компания Pixar на этот раз совершила промах и должна потерпеть неудачу?

Никоим образом. Зрители не могли дождаться, когда они снова смогут увидеть Вуди, База Светика и другие игрушки. В кинотеатрах все места были заполнены, люди даже стояли в боковых проходах. За выходные дни, во время которых впервые вышел в прокат «Муравей Антц», этот фильм собрал 17 млн. долл.; фильм «История Игрушек 2» за одни выходные собрал 57 млн. долл., а за следующих пять дней – 80 млн. долл., побив предыдущий рекорд в категории анимационных лент, принадлежавший вышедшему год назад фильму «Приключения Флика». Эти показатели поставили «Историю игрушек 2» на четвертое место после фильмов, принесших самые большие кассовые сборы за первую неделю проката, – «Звездные войны», «Парк Юрского периода» и «День независимости».

В Голливуде принято считать, что продолжение фильма не приносит таких доходов, как сам фильм. «История игрушек 2» опровергла это утверждение, став первым анимационным сиквелом, оказавшимся более кассовым, чем его предшественник. Дети хотели снова и снова смотреть его.

За три года компания Pixar выпустила три чрезвычайно успешных фильма, по одному в год. По мнению некоторых, это ставило Стива Джобса в один ряд в Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Но с успехом приходит и выигрыш в силе: Стив получил в свое распоряжение не просто «рычаг», как средство для достижения своих целей, а очень длинный «рычаг».

В Голливуде награды получают создатели фильма; признание достается режиссеру, а также продюсеру и главе студии. Но именно Стив Джобс получил «мантию» гиганта киноиндустрии. Он стал настоящим Великим Моголом. «Город мишурного блеска» шумно обсуждал перспективы использования Стивом его «рычага».

В первые годы деятельности NeXT Стив вообще не имел зарплаты в этой компании, и так продолжалось вплоть до его женитьбы. В Pixar он в некоторые годы получал по 50 долл., в другие – совсем ничего. Даже в Apple, после того, как компания снова стала прибыльной и могла позволить себе выплачивать генеральному директору приличное жалование, Стив объяснил размер своей заработной платы только необходимостью получения медицинской страховки. Совет директоров компании постоянно уговаривал Стива принять большой пакет акций Apple; он всегда отказывался. Один журналист подсчитал, что, учитывая повышение курса акций Apple, Стив отказывался от прибыли почти в 1 млрд. долл.

«Стив Джобс – капиталист» – этот ярлык, казалось, не подходит Стиву Джобсу. Тем не менее, он совершенно отчетливо понимал разницу между наемным работником и собственником. Похоже, Стиву было неприятно получать заработную плату. Так жил отец Стива, Пол Джобс, а Стив не хотел повторять его жизненный путь.

В январе 2000 г. членам совета директоров, наконец, удалось уговорить Стива принять их предложение. Этому предшествовало девять прибыльных кварталов подряд, и совет директоров компании был склонен проявить щедрость. Член совета Эд Вулард сказал в своем заявлении: «Рыночная капитализация Apple возросла с менее чем 2 млрд. долл. до 16 млрд. долл. под руководством Стива после его возвращения в компанию два с половиной года назад». Далее Вулард заявил, что в благодарность за это совет директоров награждает Стива двумя подарками. Первый из них – пакет из десяти тысяч акций компании Apple общей стоимостью 870 млн. долл. (на текущий момент). Второй – корпоративный реактивный самолет Gulfstream V, стоимость которого составляла десятую часть стоимости первого подарка, но он был гораздо приятнее из-за его практической ценности. Этот самолет может взять на борт до двадцати пассажиров (хотя обычно его оборудуют в расчете на восемь пассажиров), с максимальным числом М[26] полета – 0,8, что составляет 80% скорости звука, или около 950 км в час; запаса топлива, которое может нести данный самолет, достаточно для совершения беспосадочного перелета из Сан-Франциско в Лондон. Это был не самолет компании, предоставляемый в распоряжение Стива, а ее подарок лично ему. Кроме того, компания взяла на себя оплату личного подоходного налога, который в противном случае Стиву самому пришлось бы выплатить за этот щедрый подарок, – 90 млн. долл.

Некоторые наблюдатели расценили переход от постоянного отклонения предложений совета директоров к внезапному принятию не только акционерного опциона и заработной платы, но и чрезвычайно щедрого подарка – самолета – как результат кардинального изменения социально-психологических установок Стива. Он переехал из скромного офиса в апартаменты генерального директора с видом на горы, которыми пользовался Джил Амелио. По некоторым данным, он возобновил практику парковки на местах, специально отведенных для автомобилей инвалидов. Помимо всего прочего, во время интервью Стив снова начал вести себя по отношению к журналистам раздражительно, высокомерно и оскорбительно. Он был весьма противоречивым человеком.

После выхода в прокат фильма «Корпорация монстров» в 2001 г. компания Pixar перешла на новый режим деятельности и вступила в новую эру своего существования. В первый раз Джон Лассетер передал роль режиссера в другие руки, возложив эти функции на троих человек – Питера Доктера, Дэвида Силвермана и Ли Ункриха. В результате создавалось, возможно, неверное впечатление, будто для выполнения работы, с которой Джон справлялся самостоятельно, потребовалось три человека. Голливудская «фабрика сплетен» обсуждала вопрос о том, не слишком ли быстро компания Pixar добилась такого успеха и не переросла ли она свои собственные возможности, что могло привести к снижению качества выпускаемых ею фильмов.

В начале ноября все сомнения скептиков были развеяны. За первых девять дней проката фильм «Корпорация монстров» собрал 100 млн. долл. – рекордное количество кассовых сборов за такой период во всей истории анимационных фильмов. Этот фильм получил три «Оскара», в том числе в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм», и занял третье место в ряду самых кассовых анимационных фильмов.

Компания Pixar выпустила четыре первоклассных фильма подряд, и они принесли ей самые большие кассовые сборы, получив признание как критиков, так и зрителей. Джеффри Катценберг в свое время заявил, что он «владеет» анимацией. Если кто-то и заслуживал такого титула, то это был явно не Джеффри Катценберг.

Стив Джобс сказал: «Я думаю, что у компании Pixar есть возможность стать новой компанией Disney». Еще несколькими годами раньше такое заявление показалось бы очередным свойственным Стиву «пусканием пыли в глаза».

И все же «новая компания Disney» – это была слишком скромная оценка достижений Pixar. Вскоре в средствах массовой информации появятся сообщения о том, что Pixar, заработав более 2,5 млрд. долл. прибыли, стала самой успешной студией за всю историю Голливуда.

Стив Джобс оставил свой след в двух отраслях бизнеса, имеющих самый высокий статус в мире. Тем не менее, он еще не использовал весь свой потенциал.

IКона: Стив Джобс. Джеффри С. Янг, Вильям Л. Саймон

Стив Джобс известен как человек, умеющий делать ставку на потенциальных победителей. На этот раз Лорин доказала, что она тоже умеет это делать.

К тому времени Джеффри Катценберг уже освоился в студии DreamWorks и был полон решимости создать королевство анимационного кино, которое однозначно превзойдет не только Pixar, но и Disney.

Один из высших руководителей Disney, когда-то тесно сотрудничавший с Катценбергом, рассказывал: «Первое, что следовало знать о Джеффри, – это то, что он не обладает глубокими знаниями ни в одной области. Он способен быстро обучаться, и, вне сомнения, узнал очень многое о процессе создания кинофильмов, основываясь на собственном опыте, но он, кажется, не обладает широким спектром знаний. Меня всегда удивляла наивность его восприятия». По словам этого чиновника, Катценберг обладал большим самолюбием, но, увы, этот чиновник «меньше всех в своей жизни понимал Джеффри». На встречах с представителями Disney Катценберг, бывало, говорил что-нибудь в таком духе: «Представьте себе, как было бы хорошо, если бы люди, находящиеся в этой комнате, могли управлять General Motors». Высказывания такого рода были настолько нелепыми, что «выводили Эйснера из себя и он говорил что-нибудь типа: “Джеффри, будьте добры”»

Джон Лассетер считал, что у него сформировались дружеские взаимоотношения с Катценбергом, и помнил о том, как Джеффри в свое время отстаивал «Историю игрушек». «Это именно тот человек, который поверил в нас, когда мы хотели делать там [возле Сан-Франциско] фильмы для Disney», – вспоминает Лассетер. Поэтому Джон хотел и дальше поддерживать контакты с Катценбергом, после того как тот ушел из Disney в DreamWorks.

Осенью 1997 г., когда Джон только задумывал сюжет фильма «Приключения Флика», он вместе со своим сценаристом Эндрю Стэнтоном заглянул к Катценбергу и поделился с ним некоторыми идеями. «Мы рассказали ему все о “Приключениях Флика”», – вспоминает Лассетер.

Джеффри оказался заинтересованным слушателем и поощрял Джона продолжать свой рассказ различными вопросами, выпытывая у него детали. Он спросил Джона о дате выхода фильма в прокат. Тот ответил, что ко Дню благодарения.

В данном случае Джон поступил, по меньшей мере, неблагоразумно. Это не значит, что Джеффри относился к Джону плохо; возможно, он даже считал его своим другом. Однако здесь сыграл свою роль другой, более сильный фактор, о котором Джон, вероятно, не знал. По словам бывшего члена руководства Disney, Майкл Эйснер в свое время учил Катценберга ценить потенциальную силу информации, и Джеффри хорошо усвоил эти уроки. Эйснер убежден в том, что информация – это орудие для поиска благоприятных возможностей и определения слабых сторон конкурентов, а полученные знания должны использоваться для того, чтобы разбить конкурентов на их же стороне поля.

Как-то Эйснер проводил еженедельное совещание с командой телевизионного шоу Disney Sunday Movie. Сотрудница, занимавшаяся связями с общественностью, сообщила, что у нее есть друг, служащий другой студии, упомянувший в разговоре с ней о работе над аналогичным проектом. Эйснер решил уточнить, о чем именно идет речь. Она ответила, что ее друг не сказал ей более ничего конкретного. Эйснер посмотрел на женщину и спросил: «Вы уже с ним спали?». И добавил: «Мне нет дела до того, как вы это сделаете, но вы должны получить такую информацию». Женщину, похоже, не задело замечание Эйснера, но сам диалог наглядно иллюстрирует его отношение к информации как к важному элементу бизнеса.

В другом случае Эйснер вызвал бурный смех у подчиненных своим рассказом о том, как он и его коллега однажды перелезли через забор на территорию киностудии Universal для «разведки». Их обнаружили сторожевые собаки, и им едва удалось сбежать тем же путем, через забор.

Эти две истории, рассказанные автору человеком, слышавшим их от самих участников событий, иллюстрируют ненасытную жажду получения информации, сформировавшуюся у Джеффри Катценберга с подачи Майкла Эйснера. Следовательно, для Катценберга то, что он сделал после разговора с Лассетером о фильме «Приключения Флика», было не нарушением дружеских отношений, а просто бизнесом.

На протяжении нескольких лет в Голливуде витала идея создания анимационного фильма, в котором обыгрывался бы сюжет басни Эзопа «Муравей и кузнечик».

Вскоре после визита Джона Лассетера компания DreamWorks выкупила 40% Pacific Data Images (PDI) – начинающей студии анимации из Сан-Франциско, боровшейся в то время за свое существование.

Впоследствии стали известны некоторые подробности сделки. Катценберг сказал руководству PDI о том, что подпишет договор о финансировании студии, а также контракт на производство анимационного фильма, при условии что фильм будет готов к прокату до даты выхода «Приключений Флика». Сюжет фильма, над которым должны были работать специалисты PDI, основывался на басне «Муравей и кузнечик». По сути, Катценберг нанес своему другу Лассетеру удар ниже пояса, противопоставляя один фильм о насекомых другому и обеспечивая более ранний выход своего фильма на экраны кинотеатров.

Один из представителей киноиндустрии, проработавший с Катценбергом много лет, не видит никакого злого умысла в его действиях. «Джеффри воспринимал такие вещи со стратегической точки зрения, – рассказывает этот человек. – Увидев два проекта, основанные на одной и той же идее, он ни за что не хотел быть вторым и с фанатизмом работал над тем, чтобы выйти на рынок первым. Он довел эту стратегию до сведения всех людей [работавших над его проектом]: “Для нас чрезвычайно важно, чтобы мы сделали свой фильм первыми”. Именно так и произошло с фильмом “Муравей Антц” (“Antz”). Его решение снимать этот фильм основывалось на условии, что он будет завершен до выхода “Приключений Флика”. Стратегическое мышление такого типа – одна из самых сильных характеристик Джеффри». Далее этот человек добавил: «Вероятно, на жизненном пути Джеффри встречалось много людей, отношения с которыми испортились из-за того, что он играл в эту игру».

На этот раз Катценберг положил в основу стратегии обеспечения превосходства над конкурентами привлечение самых знаменитых актеров к озвучиванию фильма. В их список вошли Дженифер Лопес, Шарон Стоун, Дэнни Гловер, Джин Хэкмен, Дэн Эйкройд и Энн Бэнкрофт. Катценбергу удалось привлечь к участию в озвучивании главного героя фильма, муравья по имени Зед, актера, который очень редко соглашался на какие-то предложения, – Вуди Алена.

Фильм «Муравей Антц» вышел в прокат 2 октября 1998 г., за шесть недель до выхода «Приключений Флика». К тому времени, когда на экранах кинотеатров появились «Приключения Флика», «Муравей Антц» уже собрал 84 млн. долл.

Однако последнее слово все-таки осталось за Джоном Лассетером и Стивом Джобсом. Джон в который раз сотворил невиданное чудо. Когда в конце года были подытожены доходы от обоих фильмов, оказалось, что общая сумма кассовых сборов от фильма «Муравей Антц» составила 87 млн. долл., а от «Приключений Флика» – 114 млн. долл. К концу января, как было напечатано в отраслевом бюллетене, фильм «Приключения Флика» уже преодолел отметку 150 млн. долл. и стал самым кассовым фильмом за всю историю анимации.

Через год завершилась работа над новой версией фильма «История игрушек 2». Эд Кэтмелл рассказывал: «Мы сделали “Историю игрушек 2” за девять месяцев, тогда как обычно создание полнометражного анимационного фильма занимает около четырех лет. Я очень горжусь этим». Однако любителям кино не было никакого дела до рекордных сроков создания фильма. Может быть, работая в таком напряженном режиме, компания Pixar на этот раз совершила промах и должна потерпеть неудачу?

Никоим образом. Зрители не могли дождаться, когда они снова смогут увидеть Вуди, База Светика и другие игрушки. В кинотеатрах все места были заполнены, люди даже стояли в боковых проходах. За выходные дни, во время которых впервые вышел в прокат «Муравей Антц», этот фильм собрал 17 млн. долл.; фильм «История Игрушек 2» за одни выходные собрал 57 млн. долл., а за следующих пять дней – 80 млн. долл., побив предыдущий рекорд в категории анимационных лент, принадлежавший вышедшему год назад фильму «Приключения Флика». Эти показатели поставили «Историю игрушек 2» на четвертое место после фильмов, принесших самые большие кассовые сборы за первую неделю проката, – «Звездные войны», «Парк Юрского периода» и «День независимости».

Читайте также:  Кухня в деревенском стиле эксклюзивно на OurInterior.com

В Голливуде принято считать, что продолжение фильма не приносит таких доходов, как сам фильм. «История игрушек 2» опровергла это утверждение, став первым анимационным сиквелом, оказавшимся более кассовым, чем его предшественник. Дети хотели снова и снова смотреть его.

За три года компания Pixar выпустила три чрезвычайно успешных фильма, по одному в год. По мнению некоторых, это ставило Стива Джобса в один ряд в Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Но с успехом приходит и выигрыш в силе: Стив получил в свое распоряжение не просто «рычаг» как средство для достижения своих целей, а очень длинный «рычаг».

В Голливуде награды получают создатели фильма; признание достается режиссеру, а также продюсеру и главе студии. Но именно Стив Джобс получил «мантию» гиганта киноиндустрии. Он стал настоящим Великим Моголом. «Город мишурного блеска» шумно обсуждал перспективы использования Стивом его «рычага».

В первые годы деятельности NeXT Стив вообще не имел зарплаты в этой компании, и так продолжалось вплоть до его женитьбы. В Pixar он в некоторые годы получал по 50 долл., в другие – совсем ничего. Даже в Apple, после того как компания снова стала прибыльной и могла позволить себе выплачивать генеральному директору приличное жалование, Стив объяснил размер своей заработной платы только необходимостью получения медицинской страховки. Совет директоров компании постоянно уговаривал Стива принять большой пакет акций Apple; он всегда отказывался. Один журналист подсчитал, что, учитывая повышение курса акций Apple, Стив отказывался от прибыли почти в 1 млрд. долл.

«Стив Джобс – капиталист» – этот ярлык, казалось, не подходит Стиву Джобсу. Тем не менее он совершенно отчетливо понимал разницу между наемным работником и собственником. Похоже, Стиву было неприятно получать заработную плату. Так жил отец Стива, Пол Джобс, а Стив не хотел повторять его жизненный путь.

В январе 2000 г. членам совета директоров, наконец, удалось уговорить Стива принять их предложение. Этому предшествовало девять прибыльных кварталов подряд, и совет директоров компании был склонен проявить щедрость. Член совета Эд Вулард сказал в своем заявлении: «Рыночная капитализация Apple возросла с менее чем 2 млрд. долл. до 16 млрд. долл. под руководством Стива после его возвращения в компанию два с половиной года назад». Далее Вулард заявил, что в благодарность за это совет директоров награждает Стива двумя подарками. Первый из них – пакет из десяти тысяч акций компании Apple общей стоимостью 870 млн. долл. (на текущий момент). Второй – корпоративный реактивный самолет Gulfstream V, стоимость которого составляла десятую часть стоимости первого подарка, но он был гораздо приятнее из-за его практической ценности. Этот самолет может взять на борт до двадцати пассажиров (хотя обычно его оборудуют в расчете на восемь пассажиров), с максимальным числом М 26 полета – 0,8, что составляет 80% скорости звука, или около 950 км в час; запаса топлива, которое может нести данный самолет, достаточно для совершения беспосадочного перелета из Сан-Франциско в Лондон. Это был не самолет компании, предоставляемый в распоряжение Стива, а ее подарок лично ему. Кроме того, компания взяла на себя оплату личного подоходного налога, который в противном случае Стиву самому пришлось бы выплатить за этот щедрый подарок, – 90 млн. долл.

Некоторые наблюдатели расценили переход от постоянного отклонения предложений совета директоров к внезапному принятию не только акционерного опциона и заработной платы, но и чрезвычайно щедрого подарка – самолета – как результат кардинального изменения социально-психологических установок Стива. Он переехал из скромного офиса в апартаменты генерального директора с видом на горы, которыми пользовался Джил Амелио. По некоторым данным, он возобновил практику парковки на местах, специально отведенных для автомобилей инвалидов. Помимо всего прочего, во время интервью Стив снова начал вести себя по отношению к журналистам раздражительно, высокомерно и оскорбительно. Он был весьма противоречивым человеком.

После выхода в прокат фильма «Корпорация монстров» в 2001 г. компания Pixar перешла на новый режим деятельности и вступила в новую эру своего существования. В первый раз Джон Лассетер передал роль режиссера в другие руки, возложив эти функции на троих человек – Питера Доктера, Дэвида Силвермана и Ли Ункриха. В результате создавалось, возможно, неверное впечатление, будто для выполнения работы, с которой Джон справлялся самостоятельно, потребовалось три человека. Голливудская «фабрика сплетен» обсуждала вопрос о том, не слишком ли быстро компания Pixar добилась такого успеха и не переросла ли она свои собственные возможности, что могло привести к снижению качества выпускаемых ею фильмов.

В начале ноября все сомнения скептиков были развеяны. За первых девять дней проката фильм «Корпорация монстров» собрал 100 млн. долл. – рекордное количество кассовых сборов за такой период во всей истории анимационных фильмов. Этот фильм получил три «Оскара», в том числе в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм», и занял третье место в ряду самых кассовых анимационных фильмов.

Компания Pixar выпустила четыре первоклассных фильма подряд, и они принесли ей самые большие кассовые сборы, получив признание как критиков, так и зрителей. Джеффри Катценберг в свое время заявил, что он «владеет» анимацией. Если кто-то и заслуживал такого титула, то это был явно не Джеффри Катценберг.

Стив Джобс сказал: «Я думаю, что у компании Pixar есть возможность стать новой компанией Disney». Еще несколькими годами раньше такое заявление показалось бы очередным свойственным Стиву «пусканием пыли в глаза».

И все же «новая компания Disney» – это была слишком скромная оценка достижений Pixar. Вскоре в средствах массовой информации появятся сообщения о том, что Pixar, заработав более 2,5 млрд. долл. прибыли, стала самой успешной студией за всю историю Голливуда.

Стив Джобс оставил свой след в двух отраслях бизнеса, имеющих самый высокий статус в мире. Тем не менее он еще не использовал весь свой потенциал.

iКона: Стив Джобс., стр. 83

Однако последнее слово все-таки осталось за Джоном Лассетером и Стивом Джобсом. Джон в который раз сотворил невиданное чудо. Когда в конце года были подытожены доходы от обоих фильмов, оказалось, что общая сумма кассовых сборов от фильма «Муравей Антц» составила 87 млн. долл., а от «Приключений Флика» – 114 млн. долл. К концу января, как было напечатано в отраслевом бюллетене, фильм «Приключения Флика» уже преодолел отметку 150 млн. долл. и стал самым кассовым фильмом за всю историю анимации.

Через год завершилась работа над новой версией фильма «История игрушек 2». Эд Кэтмелл рассказывал: «Мы сделали “Историю игрушек 2” за девять месяцев, тогда как обычно создание полнометражного анимационного фильма занимает около четырех лет. Я очень горжусь этим». Однако любителям кино не было никакого дела до рекордных сроков создания фильма. Может быть, работая в таком напряженном режиме, компания Pixar на этот раз совершила промах и должна потерпеть неудачу?

Никоим образом. Зрители не могли дождаться, когда они снова смогут увидеть Вуди, База Светика и другие игрушки. В кинотеатрах все места были заполнены, люди даже стояли в боковых проходах. За выходные дни, во время которых впервые вышел в прокат «Муравей Антц», этот фильм собрал 17 млн. долл.; фильм «История Игрушек 2» за одни выходные собрал 57 млн. долл., а за следующих пять дней – 80 млн. долл., побив предыдущий рекорд в категории анимационных лент, принадлежавший вышедшему год назад фильму «Приключения Флика». Эти показатели поставили «Историю игрушек 2» на четвертое место после фильмов, принесших самые большие кассовые сборы за первую неделю проката, – «Звездные войны», «Парк Юрского периода» и «День независимости».

В Голливуде принято считать, что продолжение фильма не приносит таких доходов, как сам фильм. «История игрушек 2» опровергла это утверждение, став первым анимационным сиквелом, оказавшимся более кассовым, чем его предшественник. Дети хотели снова и снова смотреть его.

За три года компания Pixar выпустила три чрезвычайно успешных фильма, по одному в год. По мнению некоторых, это ставило Стива Джобса в один ряд в Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Но с успехом приходит и выигрыш в силе: Стив получил в свое распоряжение не просто «рычаг», как средство для достижения своих целей, а очень длинный «рычаг».

В Голливуде награды получают создатели фильма; признание достается режиссеру, а также продюсеру и главе студии. Но именно Стив Джобс получил «мантию» гиганта киноиндустрии. Он стал настоящим Великим Моголом. «Город мишурного блеска» шумно обсуждал перспективы использования Стивом его «рычага».

В первые годы деятельности NeXT Стив вообще не имел зарплаты в этой компании, и так продолжалось вплоть до его женитьбы. В Pixar он в некоторые годы получал по 50 долл., в другие – совсем ничего. Даже в Apple, после того, как компания снова стала прибыльной и могла позволить себе выплачивать генеральному директору приличное жалование, Стив объяснил размер своей заработной платы только необходимостью получения медицинской страховки. Совет директоров компании постоянно уговаривал Стива принять большой пакет акций Apple; он всегда отказывался. Один журналист подсчитал, что, учитывая повышение курса акций Apple, Стив отказывался от прибыли почти в 1 млрд. долл.

«Стив Джобс – капиталист» – этот ярлык, казалось, не подходит Стиву Джобсу. Тем не менее, он совершенно отчетливо понимал разницу между наемным работником и собственником. Похоже, Стиву было неприятно получать заработную плату. Так жил отец Стива, Пол Джобс, а Стив не хотел повторять его жизненный путь.

Некоторые наблюдатели расценили переход от постоянного отклонения предложений совета директоров к внезапному принятию не только акционерного опциона и заработной платы, но и чрезвычайно щедрого подарка – самолета – как результат кардинального изменения социально-психологических установок Стива. Он переехал из скромного офиса в апартаменты генерального директора с видом на горы, которыми пользовался Джил Амелио. По некоторым данным, он возобновил практику парковки на местах, специально отведенных для автомобилей инвалидов. Помимо всего прочего, во время интервью Стив снова начал вести себя по отношению к журналистам раздражительно, высокомерно и оскорбительно. Он был весьма противоречивым человеком.

После выхода в прокат фильма «Корпорация монстров» в 2001 г. компания Pixar перешла на новый режим деятельности и вступила в новую эру своего существования. В первый раз Джон Лассетер передал роль режиссера в другие руки, возложив эти функции на троих человек – Питера Доктера, Дэвида Силвермана и Ли Ункриха. В результате создавалось, возможно, неверное впечатление, будто для выполнения работы, с которой Джон справлялся самостоятельно, потребовалось три человека. Голливудская «фабрика сплетен» обсуждала вопрос о том, не слишком ли быстро компания Pixar добилась такого успеха и не переросла ли она свои собственные возможности, что могло привести к снижению качества выпускаемых ею фильмов.

В начале ноября все сомнения скептиков были развеяны. За первых девять дней проката фильм «Корпорация монстров» собрал 100 млн. долл. – рекордное количество кассовых сборов за такой период во всей истории анимационных фильмов. Этот фильм получил три «Оскара», в том числе в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм», и занял третье место в ряду самых кассовых анимационных фильмов.

Компания Pixar выпустила четыре первоклассных фильма подряд, и они принесли ей самые большие кассовые сборы, получив признание как критиков, так и зрителей. Джеффри Катценберг в свое время заявил, что он «владеет» анимацией. Если кто-то и заслуживал такого титула, то это был явно не Джеффри Катценберг.

Стив Джобс сказал: «Я думаю, что у компании Pixar есть возможность стать новой компанией Disney». Еще несколькими годами раньше такое заявление показалось бы очередным свойственным Стиву «пусканием пыли в глаза».

И все же «новая компания Disney» – это была слишком скромная оценка достижений Pixar. Вскоре в средствах массовой информации появятся сообщения о том, что Pixar, заработав более 2,5 млрд. долл. прибыли, стала самой успешной студией за всю историю Голливуда.

Стив Джобс оставил свой след в двух отраслях бизнеса, имеющих самый высокий статус в мире. Тем не менее, он еще не использовал весь свой потенциал.

«Потерянные» годы Стива Джобса. Действие 1. NeXT

Когда человек становится легендой, каждое упоминание о нем, каждое неопубликованное или неуслышанное в свое время интервью становится на вес золота. Стив Джобс не всегда был в Apple. Да, он сам признавал, что его судьба и судьба Apple были неразрывно связаны. Это как любовь на расстоянии. Стив Джобс до последнего был с Apple, но были в его жизни и моменты, когда его любимая компания оставалась вне зоны доступа. Именно об этих годах будет наше повествование.

Журналист Брент Шлендер (Brent Schlender) поделился с общественностью записанными в аудиоформате интервью, которых никто нигде и никогда не слышал. До сегодняшнего дня. Предлагаем вашему вниманию вырезки из материала Шлендера и комментарии AppleInsider.ru.

Если бы по жизни Стива Джобса поставили оперу, это была бы трагедия в трех актах. Назывались бы они примерно так:

Акт I: Основание компании Apple Computer и начало индустрии персональных компьютеров.

Акт II: Годы отчуждения.

Акт III: Триумфальное возвращение и трагическая смерть.

Первый акт был бы пикантной комедией о смелом и гениальном принце, который был изгнан из своего же королевства. Заключительный акт повествовал бы о том, как мудрый и многое переосмысливший принц вернулся и вылечил своих подданных, которые сами не ведали, что творили. Оба акта были бы похожи на волшебную сказку, достойную своим пафосом пера самого Шекспира.

Но второй акт — Годы отчуждения — окрашен совершенно в другие тона и пропитан совершенно другим духом. Суть этого действия выражена в названии акта, то есть в удобной фразе, которой журналисты и биографы описывают время с 1985 года по 1996, когда Джобс был далек от Apple. Этот промежуточный период стал ключевым для Стива. И возможно — самым счастливым. Он остепенился, женился, завел семью. Но самое главное — это его работа в двух других компания, NeXT и Pixar, где Джобс научился быть лидером и стал тем человеком, который был способен возродить Apple и поднять ее до невообразимых высот.

Разговор со Стивом Джобсом

Стив Джобс, слегка похожий на Мавроди

На первый взгляд, что может выглядеть более удивительным, чем босоногий хиппи, который бросил колледж Рид, чтобы отправиться исследовать Индию практически пешком? Таковы уроки бизнеса Стива Джобса. Другими словами, он рос. Не по дням, а по часам. Каждую секунду своего существования. Если убрать мелкие моменты, сюжет второго акта может лечь в основу фильма для студии Pixar. Лейтмотив можно уложить в один простой тезис: «Это история о том, как главный герой меняется в лучшую сторону».

Я брал интервью у Джобса для Fortune и The Wall Street Journal с 1985 года, но я даже не мог и близко представить себе важность этих «потерянных» лет, пока прошлой осенью Стив не покинул нас. Поскребя по сусекам, я нашел три десятка кассет с записями обширных интервью — некоторые длились по три часа — которые я брал у него на протяжении 25 лет. Фрагменты вы найдете в этом повествовании. Многие из тех кассет я никогда не прослушивал, некоторые даже не были расшифрованы. До сегодняшнего дня. На некоторых была записана болтовня его детей на кухне. В некоторых местах он нажимал на паузу, чтобы сказать то, что боялся оставить во всеуслышание. Это невероятно интересно.

Читайте также:  Детская площадка своими руками фото пошаговая инструкция из дерева

Уроки невероятно ценные: Джобс сложился как управленец и начальник, научился идти с людьми на компромисс. Он стал корпоративным архитектором, который видит скелет бизнеса насквозь так же, как архитектор разглядывает макет строящегося здания. Такими людьми он и сам всегда восхищался. Он стал мастером переговоров, научился управлять талантливыми людьми на примере художников в Pixar. Что самое важное, он научился искусству адаптации, которое сыграло ключевую роль в пошаговом подъеме Apple за последнее десятилетие.

[Думаю, не ошибусь, если скажу, что наши читатели считают, что этот период в жизни Джобса, то есть его изгнание и отчуждение, самый печальный. На самом деле нет.]

Одиннадцать лет — это очень много. Особенно когда твое время пребывания на земле подходит к концу. Но как вы знаете, многие люди — особенно творческие — наиболее плодовитыми становятся годам к 30-40. Невероятный успех Apple за последние 14 лет жизни Джобса с лихвой покрывает эти «потерянные» годы. Но они на самом деле изменили все. Пока я слушал кассетные записи, я понял, что эти годы по сути и стали самыми продуктивными.

Стив Джобс не блуждал бесцельно по пустыне после того, как был отстранен от Apple в 1985 году. Он не был беспечным русским бродягой, он горел жаждой мести, он хотел отомстить тем, кто обернулся против него, и доказать миру, что он не просто мальчик для битья. Спустя несколько дней после изгнания, он неожиданно продал свою долю в Apple, выручив около 70 миллионов долларов, и приступил к созданию другой компьютерной компании, в этот раз названной NeXT. Этот стартап позиционировался как механизм для революции в сфере образования с помощью мощных и красивых компьютеров. А на самом деле, это была ставка на то, что однажды Джобс вернет себе лучшую часть Apple.

Стив Джобс и Джордж Лукас

Стив Джобс жестко торговался с Джорджем Лукасом, покупая группу, которая стала Pixar, всего за 5 миллионов долларов. Лукас никогда не пожалел о продаже, между прочим. Более того, большая часть постпродакшна Pixar была сделана в его студии на Skywalker Ranch.

За все годы джобсова отчуждения от Apple, я не могу припомнить ни одного хорошего слова, которое Джобс сказал бы в адрес руководства компании. Сначала он ныл о том, как генеральный директор Джон Скалли «отравил» культуру этого места. Шли годы, слава Apple постепенно меркла, и Джобс снова начал: «Сейчас она похожа на злую ведьму из страны Оз, которая кричала: “Я таю, я таю!”» [ведьму звали Гингема или Бастинда].

«Компании крышка. Они не могут сделать хороший компьютер, чтобы спасти свои шкуры. Им нужно больше вкладываться в индустриальный дизайн, представить заново фактор новизны. Но нет, они нанимают [Гила] Амелио [на пост генерального директора]. Это как если бы Nike наняла парня, который бегал в обуви Kinney».

В NeXT Джобс хотел создать замечательный компьютер. Он хотел сделать это с помощью огромных ресурсов (около 100 миллионов долларов), заручившись поддержкой Х. Росс-Перота (H. Ross Perot), японского производителя принтеров Canon и Университета Карнеги-Меллона. Он хотел сделать это с помощью удивительного автоматизированного завода в Фремонте, Калифорнии, где каждая поверхность и оборудование будут окрашены в оттенки серого, черного и белого. Он хотел сделать это стильно, работая с архитекторами на постоянной основе в штаб-квартире в Редвуде, и придать компьютеру особую эстетику. Штаб-квартира NeXT на тот момент выглядела в духе современных Apple Store. Ключевой особенностью была лестница, которая словно плавала в воздухе.

Еще он собирался сделать это с революционной организацией, с тем, что он сам называл Открытой Корпорацией.

«Представьте себе это следующим образом», — говорил он. — «Если вы посмотрите на свое собственное тело, ваши клетки специфичны сами по себе, но каждая из них составляет общий план для всего тела. Мы считаем, что наша компания будет лучшей из всех возможных компаний, если каждый работник будет знать общую задачу и будет использовать это в качестве критерия для принятия решений “против”. Мы полагаем, что множество мелких, средних и крупных решений будут приниматься лучше, если все люди будут понимать их».

[Как сказал Вольтер, «все к лучшему в этом лучшем из миров». Но вы ведь знаете, что его «Кандид» был всего лишь троллингом Лейбница. У Джобса была весьма смелая теория, но…]

Если представить время Джобса как путешествие по школе бизнеса, старт в NeXT был похож на те дни, когда каждый ученик думает, что знает все и сможет перевернуть мир. На самом деле, Джобс все сделал неправильно. Открытая Корпорация на практике была полным провалом. Ее отличительной чертой было то, что даже зарплаты сотрудников не были секретом. Короче, план не сработал. Все сделки проводились с расчетом, что самую большую выгоду получат ключевые сотрудники.

Весь бизнес-план Джобса был написан неправильно. Прошло два года, прежде чем NeXT наконец-то стала что-то предлагать пользователям. Когда компьютер NeXTcube вышел на рынок, он был слишком дорогим, чтобы захватить серьезную долю рынка. В конце концов Джобс признал, что «эта красивая машина», которую он придумал с инженерами, стала провалом. Он уволил большую часть сотрудников и перевел компанию с производства аппаратного на написание программного обеспечения. Сначала была переписана операционная система NeXT, которая называлась NextSTEP и запускалась на компьютерах на базе Intel. Компания также создала гениальную среду для разработки, которая получила название WebObjects и стала самой продаваемой программой компании.

Джобс не мог знать, что WebObjects позднее послужит отличным инструментом в создании онлайн-магазина Apple, ну или что NextSTEP перекочует в Apple. Дорога NeXT была очень каменистой, видимо из-за того, что компания родилась из желания мести. Она была хороша настолько, насколько вообще хорошим может быть хобби.

Из трех компаний, в создании которых был замешан Джобс, Pixar стала чистейшим выражением корпоративной и организационной части его характера. NeXT была ребенком мести и злобы, Pixar была дитем любви.

Следующая часть: Pixar. До завтра и не переключайтесь!

Вопрос читателям: как считаете, были ли годы Стива Джобса, проведенные вне Apple, «потерянными»?

Поколение NeXT. Несостоявшаяся революция Стива Джобса

Если вы следите за материалами рубрики “ Ретро ”, то наверняка знаете, что в 1985 году пути Apple и одного из ее основателей — Стива Джобса — круто разошлись, чтобы вновь пересечься только в 1996-м. Но вот в чем вопрос: чем занимался Джобс “в изгнании”? Можно вспомнить успехи Стива и студии Pixar , однако его деятельность на компьютерном фронте была пусть и не такой прибыльной, но уж точно не менее интересной.

Поэтому сегодня мы поговорим о компьютере NeXT , созданном Джобсом в 1988 году. Несмотря на скромный коммерческий успех — всего 50000 проданных машин — NeXT умудрился оказать большое влияние на ход компьютерной истории, а некоторые идеи, впервые опробованные при его создании, в том или ином виде появились в компьютерах конца XX и начала XXI века.

Следующий!

Ненадолго перенесемся в 1985-й, в недра Apple, где в это время раскручивался маховик огромной интриги. Стив Джобс к тому моменту успел отличиться не только успешной разработкой первого “Мака”, но и громким провалом проектов Apple III и Apple Liza , а также тем, что выжил Джеффа Раскина , который являлся отцом идеи Macintosh . Неудивительно, что Маркулла , державший все финансовые рычаги компании, решил избавиться от Джобса. И когда совет директоров 31 мая 1985 года разродился приказом об отставке Стива, он воспринял новость спокойно и поспешил переключить свою бьющую через край энергию на новый, полностью самостоятельный проект.

Поскольку Джобс не мыслил себя вне компьютерной индустрии, он решил основать собственную компанию по производству компьютеров, но для начала отправился в “турне” по учебным заведениям США с расспросами о том, каким представляют себе идеальный компьютер преподаватели, студенты и школьники. Разумеется, без финансов и специалистов создание конкурентоспособного компьютера было бы невозможным. И первое, что сделал Джобс после увольнения и “опроса общественного мнения”, — обратился за помощью. к совету директоров Apple. У своей бывшей компании (Стив по-прежнему оставался ее крупным акционером) он попросил нескольких специалистов, с которыми он работал над Macintosh, а заодно предложил боссам Apple стать акционерами его компании по “скромной” цене в $3 млн за 10% акций. Чтобы испортить отношения с Джобсом окончательно, Apple на словах согласилась поддержать его начинание, но дальше слов дело не пошло, что не помешало Стиву меньше чем за год увести из Apple группу квалифицированных электронщиков и пятерых менеджеров.

И вот в начале 1986 года новая компания с символичным названием NeXT Inc. отправилась в самостоятельное плавание по волнам компьютерной индустрии. Стартовый капитал составил всего $7 млн (эти деньги Джобс снял со своего личного счета). Однако для грандиозного проекта этого было мало. Вопреки ожиданиям Стива, миллионеры не спешили выстраиваться в очередь за акциями. Но тут неожиданно появился миллиардер Росс Перот , который услышал о новом проекте Джобса по телевизору. Росс охотно расстался с $20 млн в обмен на 16% акций, а чуть позже его примеру последовала компания Canon и ряд инвесторов помельче. Менее чем за год капитал NeXT достиг отметки $125 млн. С такой внушительной суммой можно было приниматься за любой проект, и Джобс взялся за работу со свойственным ему размахом: на один только логотип нового компьютера было потрачено $100 тыс.

На полпути от персоналки к суперкомпьютеру

Впоследствии ОС NeXTstep стала основой знаменитой Mac OS X.

Идея Джобса была простой — создать машину, которая предоставляла бы пользователям уникальные возможности, потрясающую эргономику, неповторимый дизайн — и все это за вполне разумную цену.

Для NeXT Computer был выбран новейший процессор Motorola 68030 с частотой 25 МГц и системная шина NuBUS с поддержкой Plug’n’Play , “позаимствованная” у “Макинтоша”. Кроме основного процессора, NeXT был вооружен еще математическим сопроцессором Motorola 68882 и DSP -процессором Motorola 56001 для мультимедиа-задач — в первую очередь для работы со звуком. Объем памяти первого NeXT составлял 8 Мбайт, и это в то время, когда модуль на 4 Мбайт стоил $1500 .

Одной из самых насущных проблем компьютеров того времени были устройства хранения информации — чаще всего для этого использовали 5 -дюймовые диски или в лучшем случае — 3,5 -дюймовые. Объем дистрибутивов постоянно рос: нетрудно догадаться, насколько “быстрой” и “увлекательной” была установка софта, к примеру, с 20 дискет. А винчестеры, как и оперативная память, в те времена продавались по космическим расценкам: жесткий диск объемом 640 Мбайт стоил $5000 . Джобс решил убить двух зайцев сразу: отказаться от медленных дисководов, а заодно и от дорогих винчестеров. Вместо этого было решено использовать новые магнитооптические дисководы Canon с дискетами емкостью 256 Мбайт. Шаг был рискованным: на момент проектирования NeXT дисководы также существовали лишь на бумаге и в производство должны были быть запущены только к началу выпуска компьютера. Из новшеств также стоит отметить встроенную Ethernet -карту. Еще более интересно выглядели графические возможности системы: она могла работать с разрешениями вплоть до 1120х832 и комплектовалась гигантским по меркам 80-х годов 17-дюймовым монохромным монитором Sony .

Все это техническое великолепие работало под управлением ОС NeXTstep , созданной на базе Mach UNIX 4.3 . Графическая оконная подсистема NeXTstep базировалась на языке Adobe PostScript .

Для сравнения: типичный IBM -совместимый компьютер тех времен использовал в лучшем случае Intel 80386 с частотой 16 МГц, 1 Мбайт ОЗУ, 3,5-дюймовый дисковод, винт на 10 Мбайт, цветной дисплей разрешением 320х200 или монохромный — 640х480 и не имел ни звуковой, ни сетевой карты.

Благодаря мощному железу и ОС, NeXT автоматически попадал в весовую категорию рабочих станций, немного уступая монстрам от Sun и DEC , но при этом был вдвое дешевле. Однако даже это было недешево: цена первой модели NeXT составляла $9999 .

Возможности NeXT Station могли впечатлить любого, даже искушенного пользователя.

К концу 1987- го была готова фабрика для производства NeXT с плановой мощностью 120000 машин в месяц. По первоначальному расчету к этому же времени должен был подоспеть и сам компьютер, однако запуск в серию тормозился разработкой ОС. А работу над железом тормозил уже сам Джобс. До сих пор живы легенды о том, как он “задалбывал” дизайнеров в поисках нужного оттенка цвета для корпуса, а инженеров — в поисках оптимального скругления углов. Наконец нужный цвет и “правильные” углы были найдены, и NeXT обзавелся стильным кубическим корпусом высотой 30 см.

В октябре 1988- го, когда NeXT впервые был показан публике, ОС все еще не была готова и демонстрация проходила на NeXTstep 0.8 beta . Тем не менее счастливчики, присутствовавшие на презентации, были настолько впечатлены, что аплодировали стоя.

Первые продажи машины начались лишь через год — несколько экземпляров NeXT были проданы самым престижным вузам США, да и то с недоделанной ОС. Все чаще звучавший вопрос “ не беспокоит ли вас задержка с разработкой NeXT? ” Джобс парировал одним и тем же клише: “ Какая там задержка! Этот компьютер опережает свое время минимум на пять лет! ”

Несмотря на справедливость утверждения, брешь для прорыва любой новой идеи на рынке ПК стремительно затягивалась: в 1988 году у NeXT были отличные шансы, но в 1990-м, когда он поступил-таки в розничную продажу, шансы таяли на глазах. Массовый покупатель, прочно подсевший к этому времени на “Мак” или PC, не соблазнялся ни потрясающим дизайном, ни новаторской эргономикой (у клавиатуры были кнопки для управления громкостью звука, параметрами изображения на мониторе и питанием компьютера), ни щедрым набором ПО. Несмотря на все ухищрения, компании, переименованной к этому моменту в NeXT Computer Inc. , не удавалось продавать больше 400 компьютеров в месяц.

Успеху NeXT отчасти мешала высокая цена, отчасти — монохромный монитор: цвет, вопреки ожиданиям, оказался для пользователей большим приоритетом, чем высокое разрешение. Практически сразу после дебюта компьютера на рынке обнаружилась проблема и посерьезнее — отсутствие других носителей информации, кроме магнитооптики: один МО-диск стоил $100, а МО-дисковод в системе был всего один, и с него к тому же загружалась ОС. Поэтому даже элементарное копирование данных с диска на диск превращалось в незабываемое приключение. Не говоря уже о том, что магнитооптика уступала в скорости жестким дискам.

Несмотря на коммерческий провал, компьютеры NeXT могут похвастаться уникальной биографией. Они применялись в таких организациях, как NASA, ЦРУ и даже в легендарной Зоне 51.

Благодаря своим графическим возможностям и поддержке двух мониторов, NeXT был очень популярен среди разработчиков игр — созданные на нем проекты затем переносились на PC. В частности, id Software использовала NeXT вплоть до разработки Quake II, когда необходимость перехода на OpenGL заставила Кармака отказаться от этой платформы. Так что свой первый вдох импы и кибердемоны сделали именно на экране NeXT.

Последний парад

Спасти ситуацию должны были новые модели NeXT. В 1991 году Джобс анонсировал три новых компьютера: NeXT Station , NeXT Station Color и NeXT Cube .

Стив Джобс потратил уйму времени и сил на дизайн своего детища – это того стоило.

Как нетрудно догадаться, NeXT Station и NeXT Station Color отличались только монитором — приставка Color подразумевала наличие цветного 17-дюймового монитора (4096 цветов). Конфигурация обеих машин включала в себя: процессор Motorola 68040 , 8 Мбайт ОЗУ, винчестер 105 Мбайт и 3,5-дюймовый дисковод для дисков объемом 2,88 Мбайт. Вся эта начинка была упакована в компактный корпус и стоила $5000 и $8000 соответственно. При желании и наличии пары лишних тысяч долларов можно было поставить монитор с диагональю 21 дюйм.

Флагманом модельного ряда стал NeXT Cube стоимостью $8000. Внешне он был идентичен самой первой системе, однако память была увеличена до 16 Мбайт, в распоряжение пользователя попали три слота NeXTbus . Как и Station, Cube в стандартной конфигурации работал только с монохромным монитором, но за $4000 можно было приобрести уникальную плату NeXTDimension Board на базе мощнейшего процессора Intel 80860 (не путать с 8086!) производительностью 66 MFLOPS (миллион операций над числами с плавающей запятой). Связки из этих же чипов использовались в то время в графических станциях Silicon Graphics и DEC Alpha . Но и в одиночку 80860 умел немало — обеспечивал прорисовку линий, Z -буферизацию и прочие “трехмерные” штучки, о которых PC-пользователи еще и слыхом не слыхивали. NeXTDimension Board несла на борту 4 Мбайт быстрой VRAM -памяти для расчетов и 8 — 32 Мбайт DRAM под текстуры, позволяя работать с разрешениями до 1600х1200 . В распоряжении пользователя были два разъема S-Video (вход и выход), три композитных разъема и стандартный VGA -выход, что позволяло одновременно подключить к NeXT два монитора — цветной и монохромный. Операционная система NeXTstep к этому времени уже умела работать с виртуальным рабочим столом, “растянутым” на два экрана.

На самом деле NeXTDimension Board должна была еще захватывать потоковое видео, но фирма, которая разрабатывала чип для видеозахвата, неожиданно прекратила свои работы, и слот под эту микросхему остался пустым.

Увы, если даже в 1990-м шанс NeXT был упущен, то что тогда говорить о 1991-м? В этом году от Джобса начали уходить ключевые сотрудники. Ушел и главный инвестор — Росс Перот, который со словами “ я не должен был давать вам деньги — это была одна из самых больших ошибок в моей жизни ” спешно продал все акции компании. Подобное бегство с тонущего корабля стало началом неминуемой катастрофы, о которой официально было объявлено 10 февраля 1993 года. В этот день компания NeXT официально прекратила производство компьютеров, провела масштабные увольнения и сосредоточила все усилия на выпуске ОС NeXTstep для различных аппаратных платформ.

Софтовое направление худо-бедно позволило компании протянуть до 1996 года, причем в некоторых областях (например, в банковском деле) удобная и надежная NeXTstep продавалась очень хорошо.

Но продажа программ — вовсе не то, о чем мечтал Джобс. Поэтому когда столкнувшаяся с трудностями Apple решила снова вернуть коммерческого гения в родные пенаты, Стив незамедлительно воспользовался этой возможностью. В декабре 1996-го компания Apple официально объявила о покупке NeXT Computer Inc. за $430 млн, из которых $130 млн пошли в карман Джобса (напомню, что, став генеральным директором Apple, “скромняга” Стив назначил себе зарплату $1).

Судьба Джобса сложилась благополучно, а выдающийся компьютер NeXT тихо и мирно скончался. Но идеи, опробованные в нем, живы до сих пор: кубический корпус, NeXTstep, “мутировавшая” в знаменитую MacOS X, NeXTDimension Board, вдохновившая создателей 3D-видеокарт, мультимедиа-клавиатура и еще масса менее очевидных идей и решений.

Стив Джобс: последнее громкое слово в промышленном дизайне

Сдержанность, функциональная простота и курс на удобство потребителя — вот фундаментальные качества, которые мы знаем и любим в продуктах компании Apple, корпорации, которая осуществила революцию в дизайне и изменила ход технологического развития. Сегодня мы предлагаем вспомнить Стива Джобса, человека, с которого все начиналось: неоднозначного, эксцентричного и абсолютно гениального.

Из этой статьи вы узнаете:

  • каким был Стив Джобс в свои ранние годы;
  • как появился знакомый нам компьютер Apple и какими были его прототипы;
  • основные принципы дизайна от Стива Джобса;
  • малоизвестные и интересные факты из его биографии.
  • вдохновляющие цитаты.

Портрет Стива

Детство и ранние годы

Стивен Пол Джобс родился 24 февраля 1955 года в семье двух выпускников Университета Висконсина. Его мать, Джоанна Шибл (позже Симпсон), работала логопедом, а отец, Абдулфаттах «Джон» Джандали, был сирийским профессором политологии. По неизвестным причинам они решили отдать ребенка на усыновление, а вскоре после этого поженились. Стив Джобс смог найти информацию о своих биологических родителях лишь когда ему исполнилось 27 лет.

Усыновить маленького Стива решили Клара, бухгалтер, и Пол Джобс, машинист и ветеран береговой охраны. Новоиспеченная семья обосновалась в калифорнийском районе Mountain View, который в будущем станет известен миру под названием Кремниевой Долины.

Пол и Стив Джобс

Будучи ребенком, Стив помогал отцу в семейном гараже: Пол показывал сыну, как обращаться с электроникой. Благодаря этому хобби, Джобс осваивал полезные практические навыки. С ранних лет он отличался сообразительностью и мыслил инновационно. Несмотря на то, что ему быстро наскучило формальное обучение, с проверочными работами Стив справлялся настолько хорошо, что администрация хотела сразу перевести его в среднюю школу. У родителей Джобса был несколько иной взгляд на ситуацию: не желая опережать события, они отклонили это предложение.

Стив долго не мог определиться со своими целями в жизни. Поступив в Рид Колледж в Портленде и проучившись там полгода, он решил отказаться от высшего образования и стал посещать университетские курсы. Одними из них были курсы по каллиграфии, которые, по словам Джобса, сильно повлияли на его будущую любовь к типографии.

Знакомство с Возняком и первый компьютер

Когда Джобсу было 16 лет во время учебы в Высшей школе Хоумстеда, его друг Билл Фернандес представил его Стиву Возняку, студенту Калифорнийского Университета в городе Беркли. Они быстро нашли общий язык и подружились. Однажды они даже позвонили в Ватикан, и этот звонок едва не дошел до Папы. Джобс и Возняк использовали свои технологические ноу-хау в создании «blue boxes» — электронных устройств, открывших новые возможности для совершения бесплатных звонков на большие расстояния.

В 1974 году, когда Стиву исполнилось 19 лет, он занял позицию дизайнера видеоигр в компании Atari и пригласил Возняка помочь ему в работе над продвижением классической аркадной игры «Breakout». Впоследствии Джобс получил за это неплохое вознаграждение и разделил его с другом.

Стив Джобс и Стив Возняк на первой компьютерной ярмарке Западного побережья, 1977 Стив Джобс и Стив Возняк, 1979 Первый компьютер Apple

Приятели вместе посещали Homebrew — клуб компьютерных любителей, собиравшихся в калифорнийском Менло-парке с 1975 года. Именно там Возняк впервые увидел MITS Altair и решил создать нечто еще более простое. Итак, он собрал свой первый компьютер, используя клавиатуру похожую на печатную машинку и обычный телевизор в качестве экрана. Это изобретение стало прототипом каждого современного компьютера и позднее было названо Apple. Но Возняк не стремился изменить мир своими проектами, он лишь хотел продемонстрировать, что ему удалось сотворить, используя не так много ресурсов.

Основание Apple Computer Inc. и загадка логотипа

Совместная деятельность Джобса и Возняка началась с небольшого семейного гаража. Джобс продал свой микроавтобус Volkswagen, а Возняк — свой HP-калькулятор, чтобы инвестировать в работу над компьютером. В результате, 1 апреля 1976 года два друга основали Apple Computer Inc. Еще на начальном этапе им помогал их приятель Рональд Уэйн. Джобс уговорил его взять 10% акций компании и участвовать в рабочем процессе в роли судьи в его спорах с Возняком. Не протянув и двух недель, Уэйн отступил, продав за $500 свою долю, которая 40 лет спустя могла бы стоить $72 миллиарда.

Назвав корпорацию Apple Джобс мог навлечь беду на нее в будущем, поскольку имя не лучшим образом ассоциировалось с издателем группы The Beatles — Apple Corps, однако помыслы Стива были довольно невинными.

«Время от времени он работал в садах Орегона. Я подумал, что это может быть потому что там было много яблок, или, возможно, виной было его экзотическое происхождение. Может быть слово просто пришло ему на ум. Так или иначе, мы оба пытались подобрать более подходящие названия, но ни одному из нас не удалось придумать ничего лучше Apple» — Стив Возняк о Стиве Джобсе в интервью журналу Byte.

Сам Джобс впоследствии поделился, что название действительно взбрело ему в голову после его возвращения с яблочной фермы. Оно показалось ему «забавным, энергичным и не отпугивающим». Оно было выигрышным еще и потому, что начиналось с первой буквы алфавита и сразу обеспечивало верхнюю позицию в любых списках.

Существовала также теория о том, что за именем Apple кроется связь с историей Ньютона. Эта мысль подтверждается еще и тем, что оригинальный логотип компании являлся достаточно сложной иллюстрацией Ньютона, сидящего под деревом. Позже руководство Apple остановилось на откусанном яблоке. Новый логотип спровоцировал появление ряда теорий, в частности, некоторые видят в нем отсылку к Алану Тьюрингу, компьютерному ученому и шифровальщику, совершившему самоубийство, съев пропитанный цианидом фрукт. Однако дизайнер логотипа, Роб Джанофф, уверяет, что это лишь примечательная городская легенда.

Первый логотип Apple, 1976

Джобса и Возняка принято считать революционерами компьютерной индустрии. Им приписывают демократизацию технологии, поскольку их целью было создать продукцию, которая будет более лаконична, доступна и понятна для потребителей. Стив Возняк продумывал серию удобных персональных компьютеров, а Джобс отвечал за маркетинг. Сперва компания продавала компьютеры по $666.66 за каждый. Уже в 1980 году Apple Computer Inc. стала публично-торговой компанией, акции которой свободно обращались на бирже. К концу первого дня продаж ее рыночная стоимость оценивалась в $1.2 миллиарда.

Несколько следующих моделей Apple имели ряд серьезных дизайнерских недостатков, которые привели к отрицательным отзывам и разочарованию потребителей. Компании пришлось конкурировать с мировым лидером IBM/PC, который внезапно превзошел Apple по продажам. Тогда Стив Джобс решил пригласить маркетингового эксперта из Пепси-Колы Джона Скалли и предложил ему занять место CEO в Apple.

The Macintosh Classic, 1984

В 1984 году корпорация выпустила компьютер Macintosh, который ознаменовал новый стиль жизни для компании — молодой, романтический и креативный. Его производительность и продажи значительно превышали показатели IBM/PC, но Джон Скалли все же был уверен, что Джобс только вредит компании. Сумев убедить в этом и совет директоров Apple, Скалли постепенно вытеснил его из компании в 1985 году. Стив продал все свои акции, которые, спустя 10 лет, обеспечили бы ему чистый капитал, достигающий $36 миллиардов.

Стив Джобс и The Macintosh, 1984

Другие проекты Джобса и возвращение в Apple

Всего через год Стив купил у Джорджа Лукаса анимационную компанию, позднее ставшую известной под названием Pixar Animation Studios. Джобс искренне верил в ее потенциал и инвестировал $50 миллионов из собственных средств. Студия продолжила снимать мультфильмы, в дальнейшем ставшие культовыми, такие как «Валли», «История игрушек», «В поисках Немо». Фильмы, выпускаемые Pixar, в совокупности собрали $4 миллиарда. В 2006 Стив Джобс продал компанию, и студия Pixar объединилась с Walt Disney, а сам Джобс при этом стал ее крупнейшим акционером. По данным Forbes к этому времени его чистое состояние достигало $6.5-7 миллиардов.

Ed Catmull, Steve Jobs and John Lasseter

После ухода из Apple Стив Джобс запустил новое предприятие NeXT Inc., нацеленное на разработку оборудования и программного обеспечения. Компания запуталась в попытках продать большей части населения свою специализированную операционную систему, и в конце концов Apple купила NeXT в 1996 году за $429 миллионов. Через год Джобс вернулся на прежний пост CEO в Apple и вдохнул жизнь в корпорацию. Он добровольно согласился на зарплату в размере $1 в год, сформировал новую управленческую команду и сосредоточился на дизайне.

В последующие несколько лет Apple выпустил iMac, Macbook Air, iPod и iPhone — инновационные продукты, продиктованные эволюцией технологий. Подхватив тенденцию, конкуренты бросились копировать продукцию компании. К 2007 году корпорация могла похвастаться фантастической прибылью, которая оценивалась в $1.58 миллиардов, профицитом в размере $18 миллиардов, хранящимся в банке, и полным отсутствием долгов. Успешные продажи iPod и iTunes вывели компанию на второе место после Walmart.

Дизайн и основные принципы работы Джобса

Немногим известно, что любовь Джобса к дизайну начала формироваться еще в детстве. Дома в районе, где жил Стив, застраивались Джозефом Эйхлером, вдохновленным Фрэнком Ллойд Райтом и его принципом современного простого дома для американского обывателя. Отличительной чертой этих построек были стеклянные стены от пола до потолка, множество раздвижных дверей и открытая балочная конструкция. Джобс отзывался о нем с большим уважением: «Эйхлер сделал великое дело. Его дома были хорошо спроектированы, не выделялись высокой ценой и предложили чистый дизайн и простой вкус для людей с невысокими доходами». Именно это привило Стиву страсть к созданию детально разработанных продуктов для масс-маркета.

«Мне нравится способность воплотить поистине потрясающий дизайн и простые возможности в нечто доступное по цене. В этом состоял оригинальный взгляд Apple. Это мы старались сотворить с первым Mac. И это нам удалось сделать с iPod»

Под руководством Джобса продукция Apple приобрела исключительный дизайн — лаконичный, нестандартный и вызывающий доверие. Время, в котором жил Стив Джобс, не было богато промышленными дизайнерами, между тем его партнерство с Хартмутом Эсслингером в 80-х, а затем с Джонни Айвом с 1997-го года, обусловило новаторскую инженерную и дизайнерскую эстетику, выделявшую Apple среди других и превратившую ее в одну из самых ценных промышленных компаний. В работе он руководствовался принципом глубокой простоты, проистекающей от знания сущности продукта, сложности его разработки и функции каждого элемента.

«Простота — это высшая степень утонченности» — первая маркетинговая брошюра Apple в 1997 году.

Тяга Джобса к простой элегантности дизайна окончательно сформировалась, когда он начал практиковать буддизм. Окончив колледж, он совершил длительное паломничество по Индии в поисках просветления. В этой поездке его сопровождал друг по колледжу Даниэль Коттке, в будущем он поделился своими впечатлениями: «Дзен оказал на него глубокое влияние. Это видно во всем подходе Стива к строгой, минималистичной эстетике, интенсивному фокусу».

Кто помогал Джобсу воплощать его дизайнерские идеи

Долгое время внимание Стива было сосредоточено на Macintosh, но затем он решил создать системный язык дизайна для всей продукции Apple. Задавшись целью выбрать дизайнера мирового класса, который станет для Apple тем же, чем Дитер Рамс был для Braun, он организовал конкурс. Победителем стал Хартмут Эсслингер, немецкий дизайнер, ранее ответственный за внешний вид телевизоров Sony Trinitron. Главный принцип, которым он руководствовался, было то, что «форма следует за эмоцией», а не за функцией. Он разработал новый дизайн для Apple в 80-х годах: белые корпуса, плотные, с округлыми краями, тонкие выемки, созданные равно для вентиляции и украшения.

Несколько лет назад Эсслингер предоставил немецкому изданию Zeit Online фотографии прототипов устройств Apple, которые были разработаны им в 1982 году.

Ссылка на основную публикацию
Редко, но метко