В свое время Стив поставил перед собой цель привлечь к продаже музыки через свой онлайновый музыкальный магазин с

В свое время Стив поставил перед собой цель привлечь к продаже музыки через свой онлайновый музыкальный магазин с

iPod почти столько же, сколько и на компьютерах iMac, но производство плееров на порядок дешевле. Благодаря продажам модного музыкального плеера iPod компания получила в четвертом квартале самые высокие доходы за последние десять лет. Стив Джобс признал, что он «приятно удивлен»

Стив продолжал вытаскивать новые «конфетки» из мешочка с надписью iPod. В Сан Хосе провели мероприятие, которое частично можно назвать пресс конференцией и частично – рок концертом. Стив Джобс стоял на сцене рядом с рок звездой Боно, солистом ирландской группы U2. Оба держали в руках новую модель плеера iPod, красного и черного цвета; его выпустили специальной партией в ограниченном количестве. Стив первым объявил присутствующим в зале: магазин iTunes Music Store будет продавать полный набор песен U2 в количестве 400 композиций; сюда войдут песни из альбома, который еще не вышел на рынок, а также около двух десятков редких или ранее не выходивших композиций. Боно сказал, что это – «потрясающая» новость. Это событие можно приравнять к событию такого же масштаба: не издававшиеся ранее песни Боба Дилана были записаны в цифровом формате и стали общедоступными

В телевизионном рекламном ролике, снятом для этой модели плеера, звучала музыка из нового альбома группы U2, «Vertigo» («Головокружение»); в ролике показаны силуэты людей, танцующих шимми на ярком цветном фоне. Идея оказалась настолько удачной, что применялась во всех роликах и щитах, рекламирующих iPod. Группа U2 получала свой процент от продаж модели плеера, в названии которой использовали ее имя (выпущена ограниченным тиражом). Но, по словам Боно, группа не взяла с Apple никакой оплаты за свою музыку, звучащую в рекламном ролике, хотя, по некоторым сведениям, группа отклоняла предложения об использовании своих песен в рекламе других компаний, при всем том, что сумма, которую они предлагали, составляла около 20 млн. долл. Боно сказал, что группа U2 извлечет из этой рекламы не меньше выгоды, чем Apple, так как будет способствовать продажам музыки U2 и плееров iPod U2. Такое проявление «поля искажения реальности» выше понимания обычных людей; понять это может только тот, кто на себе испытал силу личности Стива Джобса

В свое время Стив поставил перед собой цель привлечь к продаже музыки через свой онлайновый музыкальный магазин самых выдающихся музыкантов, особенно тех, у которых остались некоторые неопубликованные произведения. Невероятное умение Джобса убеждать других и на этот раз позволило ему достичь поставленной цели

Стив Джобс называл плеер iPod «плеером Walkman двадцать первого столетия». Билл Гейтс вынашивал планы сделать с этим плеером то же, что и с другим продуктом Sony – домашним видеомагнитофоном Betamax на базе технологии видеозаписи VCR; эта технология хотя и была превосходной, однако не получила широкого распространения, поэтому уступила место стандарту видеозаписи VHS и прекратила свое существование

Стив с удовольствием наблюдал, как компания Apple перестала быть сугубо компьютерной и начала свою деятельность в индустрии развлечений. Здесь компания Apple добилась грандиозной славы, ее доходы существенно увеличились, а курс акций снова начал повышаться. Проблема состояла в том, что Билл Гейтс и генеральный директор Microsoft Стив Балмер преследовали ту же цель. Это не значит, что они отказались от необыкновенно высоких прибылей от продажи программного обеспечения, но они не могли упустить те возможности, которые открывались в различных «уголках» рынка развлечений

В этом плане плеер iPod представляет весьма привлекательную мишень. И компания Microsoft не одинока в этом своем желании – она возглавила группу других компаний, стремящихся переделать историю. Ни Стив Джобс, ни Билл Гейтс никогда не забудут те дни, когда компания Apple со своим компьютером Apple II была «царицей горы», имя которой – компьютерный бизнес, a Microsoft – всего лишь одной из многих компаний, с завистью наблюдающих за успехом Apple. Майк Мюррей, менеджер по маркетингу компании Apple, работавший со Стивом в рамках проекта Macintosh, говорил, что Стив «очень скоро превзойдет Гейтса по всем статьям». Это был период, когда компания Apple готовилась к

iКона: Стив Джобс (91 стр.)

В телевизионном рекламном ролике, снятом для этой модели плеера, звучала музыка из нового альбома группы U2, «Vertigo» («Головокружение»); в ролике показаны силуэты людей, танцующих шимми на ярком цветном фоне. Идея оказалась настолько удачной, что применялась во всех роликах и щитах, рекламирующих iPod. Группа U2 получала свой процент от продаж модели плеера, в названии которой использовали ее имя (выпущена ограниченным тиражом). Но, по словам Боно, группа не взяла с Apple никакой оплаты за свою музыку, звучащую в рекламном ролике, хотя, по некоторым сведениям, группа отклоняла предложения об использовании своих песен в рекламе других компаний, при всем том, что сумма, которую они предлагали, составляла около 20 млн. долл. Боно сказал, что группа U2 извлечет из этой рекламы не меньше выгоды, чем Apple, так как будет способствовать продажам музыки U2 и плееров iPod U2. Такое проявление «поля искажения реальности» выше понимания обычных людей; понять это может только тот, кто на себе испытал силу личности Стива Джобса.

В свое время Стив поставил перед собой цель привлечь к продаже музыки через свой онлайновый музыкальный магазин самых выдающихся музыкантов, особенно тех, у которых остались некоторые неопубликованные произведения. Невероятное умение Джобса убеждать других и на этот раз позволило ему достичь поставленной цели.

Стив Джобс называл плеер iPod «плеером Walkman двадцать первого столетия». Билл Гейтс вынашивал планы сделать с этим плеером то же, что и с другим продуктом Sony — домашним видеомагнитофоном Betamax на базе технологии видеозаписи VCR; эта технология хотя и была превосходной, однако не получила широкого распространения, поэтому уступила место стандарту видеозаписи VHS и прекратила свое существование.

Стив с удовольствием наблюдал, как компания Apple перестала быть сугубо компьютерной и начала свою деятельность в индустрии развлечений. Здесь компания Apple добилась грандиозной славы, ее доходы существенно увеличились, а курс акций снова начал повышаться. Проблема состояла в том, что Билл Гейтс и генеральный директор Microsoft Стив Балмер преследовали ту же цель. Это не значит, что они отказались от необыкновенно высоких прибылей от продажи программного обеспечения, но они не могли упустить те возможности, которые открывались в различных «уголках» рынка развлечений.

В этом плане плеер iPod представляет весьма привлекательную мишень. И компания Microsoft не одинока в этом своем желании — она возглавила группу других компаний, стремящихся переделать историю. Ни Стив Джобс, ни Билл Гейтс никогда не забудут те дни, когда компания Apple со своим компьютером Apple II была «царицей горы», имя которой — компьютерный бизнес, a Microsoft — всего лишь одной из многих компаний, с завистью наблюдающих за успехом Apple. Майк Мюррей, менеджер по маркетингу компании Apple, работавший со Стивом в рамках проекта Macintosh, говорил, что Стив «очень скоро превзойдет Гейтса по всем статьям». Это был период, когда компания Apple готовилась к выпуску нового компьютера Macintosh и благодаря компьютеру Apple II имела статус самой авторитетной в мире компании, занимающейся производством персональных компьютеров. Однажды Гейтс уже поменялся ролями с Apple и не видит причин, которые помешали бы ему сделать подобное снова. «Эта история уже потеряла свою актуальность на рынке персональных компьютеров, хотя и способствовала определению подходов к решению проблем в этой сфере», — сказал он. Однако происходящее на потребительском рынке практически не имеет никакого отношения к «сухим» методам ведения бизнеса большинством компаний. Вполне может случиться так, что Стив Джобс оставит далеко позади, перещеголяет и перехитрит Microsoft и Гейтса со всеми его миллиардами.

Что произойдет, если конкурирующие компании выйдут на рынок с музыкальными плеерами, обладающими самыми ценными характеристиками iPod? Скорее всего, даже самые удачные из этих плееров не будут такими эффектными и такими же привлекательными, как плеер Apple, но некоторые из них наверняка станут дешевле. Кроме того, плеер iPod воспроизводит только музыку, купленную через iTunes Music Store; конкурирующие модели, по всей вероятности, предоставят пользователям гораздо больше возможностей выбора источника музыкальных файлов. Компания Apple не сможет безраздельно и бесконечно господствовать в этой сфере. Некоторые признаки ослабления позиций компании видны уже сейчас: в начале 2005 г. она объявила о снижении цен на плееры iPod. Но актуальным остается следующий вопрос: сколько стоит высокий класс? Разве в мире недифференцированных продуктов и розничных торговых сетей, таких как Wal-Mart, большинство потребителей не согласится заплатить на 50 долл. дороже за продукт заведомо более высокого класса? Возможно, потребители не захотят платить за качественный продукт на тысячи долларов больше, но сумма, не превышающая 100 долл., вполне безопасна, особенно если учесть, что потребитель получит от знакомства с iPod самые лучшие впечатления, — это именно тот аспект создания продукта, которому Стив уделяет такое большое внимание и в котором достиг непревзойденного мастерства. За удачным сочетанием аппаратного обеспечения, программ и интернет-технологий, лежащих в основе успеха Apple в музыкальной индустрии, стоит опыт работы компании за все годы ее существования. Ни одна компания в мире не имеет этого.

Кроме того, ни в одной компании мира нет Стива Джобса. Очень интересно будет наблюдать, сможет ли Стив и его команда найти оригинальное решение, позволяющее Apple остаться в числе главных игроков на рынке. Против них лучше ставку не делать.

Достижения Стива Джобса после выхода компании Apple на музыкальный рынок свидетельствуют о его безоговорочной победе. В свое время Стив явно завидовал успеху компьютера Apple II, созданного Стивом Возняком, и это чувство зажгло в нем желание доказать самому себе, что он тоже способен создать нечто такое же выдающееся. Сначала — компьютер Macintosh, затем — NeXT. Однако ни один из этих продуктов не смог усмирить демонов, поселившихся в его душе.

В музыкальном бизнесе Стив дождался своего звездного часа. Он добился действительно выдающихся успехов, взявшись за отрасль, прочно закрепившуюся в Соединенных Штатах Америки и не допускающую никаких посягательств на устоявшийся порядок. Ему удалось изменить структуру этой отрасли, подчинив ее своей воле. Стив Джобс начал свою деятельность в музыкальной индустрии в тот период, когда ее лихорадило от резкого снижения доходов, вынужденного сокращения штатов и угрозы полного исчезновения из-за непреодолимой силы под названием «скачивание». Не имея никакого отношения к музыкальной индустрии и даже не являясь поклонником современной музыки, Стив совершил невозможное — изменил лицо второй отрасли.

И исчерпал еще далеко не все свои возможности…

«Стива можно увидеть на обложке журанала Times; к нему благосклонно относятся на Уолл-стрит. Он идеально подошел бы для руководства Disney»

Один из руководителей компании Disney

На определенном этапе сотрудничества между компаниями Pixar и Disney полностью вскрылась суть конфликта между Стивом Джобсом и Майклом Эйснером. В 2003 г., незадолго до выхода в прокат фильма «В поисках Немо» («Finding Nemo»), Эйснер провел совещание совета директоров Disney, на котором сделал такой прогноз: компанию Pixar ждет «проверка реальностью». Он сказал, что первые отрывки из фильма о рыбе-клоуне не произвели на него никакого впечатления. Эйснер также сказал, что фильм значительно уступает «Истории игрушек» и «Корпорации монстров» и вряд ли станет таким же кассовым.

Казалось, Эйснер получает удовольствие от мысли, что компанию Pixar может постигнуть неудача. Такая суровая «проверка реальностью» позволила бы Эйснеру укрепить свои позиции на предстоящих переговорах со Стивом Джобсом по поводу пересмотра условий контракта между Pixar и Disney. Если фильм «В поисках Немо» не обеспечит больших кассовых сборов, Стив потеряет выигрыш в силе, полученный им благодаря предыдущим чрезвычайно успешным фильмам студии Pixar. При таком развитии событий, в отличие от последних переговоров, Стив не смог бы настаивать на более выгодных условиях сотрудничества с Disney. Учитывая, что в первом квартале 2003 г. произошло резкое сокращение уровня прибыльности Disney (на 41 %), Эйснер отчаянно нуждался в сохранении каждого цента прибылей, получаемых компанией. Он считал, что, несмотря на потерю части доходов из-за провала фильма «В поисках Немо» в краткосрочном периоде, компания Disney выиграет в долгосрочном благодаря более выгодным условиям контракта с Pixar.

«В поисках Немо» — история о рыбе-клоуне по имени Марвин, на глазах которого его единственного, горячо любимого сына забирает с собой водолаз. Для того, чтобы найти своего отпрыска, Марвин отправляется в долгий путь, пытаясь преодолеть собственные страхи и тревоги.

Что было на первом iPod: двадцать альбомов, которые выбрал Стив Джобс в 2001 году

Восемнадцать лет назад iPod ворвался на рынок аудиогаджетов и навсегда поменял вектор развития музыкальной индустрии. Про само устройство и его влияние написано много, но одна деталь заслуживает особого внимания. А именно — альбомы, попавшие в руки приглашенных журналистов вместе с первыми айподами. Рассказываем об этой музыке под катом.

Читайте также:  бронзовые аксессуары для ванной комнаты


Фото insung yoon / Unsplash

iPod: минутка истории

Одним из самых «модных слов» конца 90-х стал термин «мультимедиа». В это время цифровая музыка постепенно начала набирать популярность у аудитории. Рынок музыкальных проигрывателей был на подъеме — в 1999 году AOL приобрели производителя Winamp за 80 миллионов долларов. На прилавках начали появляться первые сравнительно доступные mp3-плееры.

Именно в такой обстановке Apple купили права на Soundjam MP — популярный тогда софт для проигрывания музыки — и начали работу над собственным «железным» плеером. Весной 2001 года Soundjam превратился в iTunes, а уже осенью компания представила iPod.

iPod не был первым mp3-плеером, но, в отличие от конкурентов, смог не только заинтересовать потребителя, но и долгое время оставаться «на виду». В своей презентации Джобс сравнивал продукт с лидирующим на тот момент Creative Nomad Jukebox — большим, неудобным плеером, работавшим на пальчиковых батарейках. Дизайн Apple, интеграция с iTunes и компактный размер сделали iPod массовым аудиоплеером.

Влияние на цифровые медиа и будущее подкастов

Сейчас плеер утратил былую новизну и привлекательность. Но влияние, которое он оказал на музыкальную индустрию, ощущается по сей день. Для миллионов людей iPod сделал цифровую музыку интуитивно понятным форматом. Его коммерческий успех подтолкнул Apple к запуску iTunes Store — магазина, популяризировавшего цифровое распространение музыки.

Более того, портативные mp3-плееры, наиболее известным из которых был iPod, стали двигателем подкаст-революции. Подкасты — это, по сути, «цифровое радио по требованию», которое дает аудитории свободу создавать свою программу передач. Ведущие замолкают и снова «выходят в эфир» тогда, когда это хочется слушателю, там, где ему это удобно.

Такое возможно только при наличии портативного плеера, на который можно в любой момент загрузить новые выпуски подкаста. Неудивительно, что само название «подкаст», придуманное британским журналистом Беном Хэммерсли (Ben Hammersley) в 2004 году, отсылает к слову «айпод» (от англ. iPod + broadcast, «радиовещание с айпода»).

Первые 20 альбомов: какими они были

А теперь взглянем на те двадцать альбомов, которые поставлялись вместе с первыми айподами.

Классика: 3 альбома

Открывает список сборник Йо-Йо Ма — суперзвезды современной классики и любимого музыканта Джобса. Он включает в себя фрагменты симфонических произведений и народные песни.

Также в этой категории находится «Гольдберг-Вариации» в исполнении Глена Гульда и симфонии Моцарта, исполненные Берлинским Филармоническим оркестром под управлением Карла Бома. К выходу айпода обе пластинки стали классикой жанра.

Рок «старой школы»: 5 альбомов

2 альбома The Beatles («A Hard Day’s Night» и «Abbey Road»), 2 альбома Simon & Garfunkel («Bookends» и «Bridge Over Troubled Water»), и бутлег Боба Дилана 1966 года.

Про любовь Джобса к «Битлз» известно всем. Он выбрал два альбома — один из раннего творчества группы, один из позднего — которые сравнительно легки для восприятия.

Более экспериментальные или агрессивные работы («Белый альбом», «Revolver», «Sgt. Pepper’s») остались за бортом.


Фото Matthijs Smit / Unsplash

Два альбома легендарного дуэта Simon & Garfunkel тоже не вызывают удивления — они получили широкое признание критиков, и многие песни из этих работ слушатели знают наизусть.

Бутлег Боба Дилана, записанный на концерте 1966 года в Манчестере, — самая странная работа в этой категории. Официально альбом был выпущен лишь через 32 года после концерта — в 1998 году. За это время Дилан попробовал себя во многих амплуа и находился в, казалось бы, состоянии кризиса идентичности. Но в 1997 году, впервые за 10 с лишним лет, он выпустил первую «платиновую» пластинку.

На возникшей волне ностальгии был выпущен этот бутлег, который публика приняла с распростертыми объятьями. В США пластинка получила статус «золотой». Учитывая неканоничность альбома, его выбор был очевидным показателем личных предпочтений Джобса.

Джаз и блюз: 4 альбома

Вокальный джаз представляет Элла Фицджеральд, исполнившая песни Коула Портера на вершине своей карьеры. Многие песни из этого альбома достигли популярности еще в первой половине двадцатого века.

Инструментальный джаз представляют одни из самых популярных альбомов в жанре — Дейв Брубек с инновационным «Time Out», и «Kind of Blue» Майлза Дэйвиса — альбом, определивший переход из бибопа в пост-боп. Оба альбома являются важными культурными доминантами своего времени.

Завершает секцию король блюза Би Би Кинг, со знаковым тюремным концертом. По мнению многих, это — одна из лучших работ исполнителя, которая важна как с музыкальной, так и с социальной точки зрения.

Пресный поп-рок: 3 альбома

Канадские исполнительницы поп-рока Аланис Морисетт (Alanis Morissette, альбом Jagged Little Pill) и Сара Маклахлан (Sarah McLachlan, альбом Surfacing) — как Пепси и Кола. Обе в своих альбомах сделали ставку на любовные баллады. У обеих был качественный, временами электронный продкашн. Обе пользовались популярностью среди женщин благодаря песням про внутреннюю силу, которая только возрастает от столкновения с несправедливостью и неудачами в любви.

Завершает эту троицу группа Dave Matthews Band — худшая в мире по мнению газеты LA Weekly и просто плохая по мнению многих других. Их музыку считают шаблонной и предсказуемой. Их фанаты — предмет особенной ненависти онлайн-сообществ. Но каждый их концерт собирает тысячи людей.

Электроника: 1 альбом

Единственный электронный альбом в подборке — уже ставший классикой «Play» Моби. Можно назвать его слишком коммерческим, «музыкой для рекламных роликов», но факт остается фактом: практически каждый знает хотя бы одну песню оттуда.

Кантри: 2 альбома

«Breathe» кантри-исполнительницы Фэйт Хилл (Faith Hill) принес певице Грэмми в категории «лучший кантри-альбом». Саундтрек к фильму братьев Коэнов «О где же ты, брат?» получил награду «альбом года» от Ассоциации Кантри-музыки и впоследствии также был награжден Грэмми. Логично предположить, что в выборе кантри Джобс в первую очередь полагался на мнение экспертов жанра.

Гранж и регги: 2 альбома

Чтобы разбавить подборку чем-то молодежным, были добавлены два альбома — сборник Боба Марли и «Nevermind» Nirvana.

Многие подростки, попав в университетскую среду, проходят период увлечения «альтернативной» культурой. Вместе с этим нередко появляется поверхностный интерес к растафарианству и музыке Боба Марли. Это настолько известный стереотип, что его даже высмеяла команда SNL. В ту же категорию попадает «Nevermind» — альбом номинально молодежный, но со временем утративший свою «shock value».

В чем же суть подборки

Как видите, подборка необычная. В ней нет тех альбомов, которые профессионалы используют для рецензии аудиоустройств. Полностью отсутствует эмбиент и музыка с упором на электронные саундскейпы — нет даже Pink Floyd. Отсутствуют пластинки со «стерильным» звуком из 80-х.

Нет работ, известных своим динамическим диапазоном и тембральными вариациями — например, Spirit Of Eden группы Talk Talk. Популярный электропоп (на дворе была эпоха Бритни Спирс!) и хип-хоп (Eminem только выпустил The Marshall Mathers LP) тоже остались за бортом.


Фото Kay / Unsplash

Альбомы, которые попали на айпод, оказались там не для того, чтобы помочь журналистам с рецензией. В чем же состояла их роль? Подборка напоминает записанную родственником кассету. Местами пресные и несовершенные, эти записи рисуют подчеркнуто простой, невычурный образ Джобса, обычного мужчины, который любит водолазки и «битлов». В подборке нет ничего особенного — но этого и не нужно.

Первый айпод стоил порядка 400 долларов. Для нового, непроверенного продукта от компании, проходящей трансформацию после смены руководства — это немало. Подростки, которые слушают последние хиты, не были целевой аудиторией Apple. Требовательные любители музыки, которые высмеяли бы заявление Джобса о «mp3-файлах CD-качества», тоже.

Компания стремилась привлечь внимание среднего класса, людей неискушенных, но обеспеченных — и эта подборка должна была резонировать с их вкусами и интересами. Учитывая выдающийся успех айпода, расчет оправдался.

Еще несколько наших материалов о музыке и аудиогаджетах:

Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант
Почему музыку больше не записывают так, как раньше?
Вышли на пенсию — обсуждаем когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
В чем особенности и задачи звукового сопровождения игр
Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию
Pay what you want: как эта модель проявила себя в музыке, и кто пробовал так зарабатывать

Что бы вы изменили?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

«Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и Стива Гроува» — книга о том, как достигать целей в бизнесе

На рынке высоких технологий возможны великие победы и не менее великие поражения. Приходится делать ставки. Но чем смелый шаг отличается от авантюры? Как действовать решительно, но не подвергать компанию лишнему риску? Как свести риск проигрыша к минимуму? Публикуем отрывок из книги Дэвида Йоффи (David Yoffie) и Майкла Кусумано (Michael Cusumano).

Играй по-крупному, но не ставь на кон компанию

Стратегия — игра не для слабонервных. Великие стратеги делают неочевидные, сложные ходы, которые иногда словно противоречат логике и инстинктам, — все для того, чтобы изменить расклад конкуренции в свою пользу. Большая игра требует высоких ставок, будь то крупные финансовые обязательства или отчаянный натиск на всех лидеров отрасли одновременно. Размер ставки может напугать не только конкурентов, но даже партнеров и коллег. Но если игра ведется умело, то и прибыль может оказаться баснословной.

В начале 80-х, когда Билл Гейтс решил разрабатывать Windows и напрямую состязаться с IBM, он поставил свою молодую компанию против гиганта, который фактически создал всю компьютерную индустрию. Гейтс выиграл, и в итоге Microsoft стала ведущим мировым производителем ПО. В 1985 г., когда Энди Гроув решил сменить лицензионную политику Intel и сделать компанию чуть ли не единственным поставщиком микрочипов нового поколения, он переписал все правила и законы отрасли. При этом он — что неудивительно — был вынужден вложить в дело миллиарды долларов. Затраты окупились с лихвой: из маленького частного предприятия Intel превратилась в настоящего гиганта, лидера на своем рынке. В 2009 г. Стив Джобс рискнул будущим серии Macintosh, перейдя с процессора PowerPC на продукцию Intel, но успех этой затеи подарил новую жизнь и компьютеру Mac, и компании Apple в целом.

Эти примеры показывают: хороший стратег должен быть способен на смелый ход, но при этом не должен ставить на кон свою компанию. Чтобы удержать бизнес на плаву, Гейтс откладывал разрыв с IBM до тех пор, пока другие проекты Microsoft не начали приносить достаточно средств. Гроув снизил риски от своего смелого хода: разбил капиталовложения на отдельные порции и фазы. А Джобс весьма разумно выбрал момент, когда положение его компании упрочилось и риск был уже не столь велик.

Общая формула, кажется, такова: дерзай, но не теряй головы. «Дерзать», согласно большинству толковых словарей, означает «быть бесстрашным перед лицом опасности, проявлять смелость и решительность». Многие компании потерпели неудачу по вине слабых руководителей, неспособных или не желающих сделать трудный выбор, взять на себя ответственность. Истинный лидер, напротив, всегда готов на решительный шаг, если нужно запустить свое дело или вдохнуть в него новую жизнь. В решениях Гейтса, Гроува и Джобса прослеживаются четыре принципа, которые привели их к успеху.

1. Играй по-крупному, чтобы сменить правила.
2. Не ставь на кон компанию.
3. Будь санитаром собственного леса.
4. Сокращай потери.

Выбери нужный момент

При разработке Macintosh Джобсу почти случайно удалось избежать крайностей и не подставить компанию под удар. Но он, очевидно, извлек из этой истории важный урок для себя. Пятнадцать лет спустя он оказался перед сложным выбором: перейти на процессоры Intel или по-прежнему держаться за PowerPC. Intel настойчиво предлагала Apple свои технологии с того момента, как Джобс снова появился на сцене. Однако поначалу Джобс отказывался. В конце 90-х Apple еще так сильно зависела от выручки с Macintosh, что любые перебои в продажах обрекли бы компанию на гибель. Продажи компьютеров Macintosh и их софта приносили более 80% всего дохода компании. Кроме того, хотя в Intel и горели желанием привлечь Apple на свою сторону, однако условия сделки предлагали не слишком заманчивые. Джон Рубинштейн даже назвал их кабальными с экономической точки зрения.

К июню 2005 г., когда Джобс на конференции разработчиков объявил о переходе Apple на процессоры Intel, ситуация в корне переменилась. В 2001 г. был запущен iPod, и в 2004-м его продажи пошли полным ходом, что резко уменьшило зависимость Apple от продажи компьютеров. В течение двух кварталов того самого года, когда Джобс окончательно принял решение перейти на чипы Intel, было продано около 10 млн iPod. Это не просто подстраховало Apple в финансовом плане — Джобс теперь даже мог вести переговоры с позиции силы.

Как отметил в то лето один из экспертов, «рыночный триумф iPod шлейфом зацепил и продажи Mac. Словом, трудно представить более благоприятный момент для их смелого хода». За последние три месяца 2005 г. было продано 14 млн плееров — в три раза больше, чем в предыдущий рождественский квартал, — и выручка компании выросла на 63% за один год. Популярность iPod защитила компанию от последствий возможного провала по линии Mac. В 2006 г., пока Apple завершала переход на новые процессоры, iPod по-прежнему обеспечивал рост оборота. К тому времени компания получала от продаж Macintosh менее 40% общей выручки. Остальное давала музыка.

Читайте также:  Декор камина своими руками (28 фото): как сделать украшение в виде камина

Дроби и распределяй ставки

Если финансовая уязвимость Apple вынудила Стива Джобса отложить «большой шаг» навстречу Intel и выждать подходящего момента, то Microsoft с середины 80-х не знала нужды в средствах. В результате Билл Гейтс мог играть по-крупному, не опасаясь банкротства. Тем не менее он снижал степень риска для компании — и создавал возможность еще поднять ставки, — расширяя и разветвляя деятельность Microsoft.

На заре своей карьеры Гейтс снизил зависимость компании от производства операционной системы за счет разработки приложений — таких как Word и Excel, — что дало Microsoft альтернативный источник доходов. Кроме того, он позаботился, чтобы новые приложения запускались не только на компьютерах с Windows или OS/2, но и на платформах отдельных конкурентов — например, Macintosh. По признанию Джона Ширли, Гейтс не сразу разглядел все преимущества этой стратегии, но стоило ему прозреть — и он энергично взялся за дело: «Билл не подумал о приложениях для первой модели IBM PC, но потом на рынок ворвался Macintosh, и появилась возможность закрепить за собой новую территорию».

Создавая приложения — особенно для чужих платформ, — Гейтс обезопасил будущее Microsoft. Даже если бы Windows проиграла конкуренцию OS/2 или продуктам Apple, у Microsoft все равно остался бы жизнеспособный бизнес. Эта стратегия также открыла перед компанией многие двери, пока Windows набирала обороты и завоевывала свою долю рынка. Хотя Гейтс полагал, что Windows рано или поздно вытеснит OS2, он не мог знать, сколько времени на это уйдет. Выступая перед Бостонским обществом кибернетики в 1993 г. и вспоминая свое решение взяться за Windows, он признавался: «Microsoft сделала довольно смелую ставку на графический интерфейс. Но на то, чтобы графический интерфейс стал массовым продуктом, потребовалось куда больше времени, чем я ожидал». Итак, пока длилось ожидание, Гейтс старался не допускать полного разрыва с IBM. Позже Джон Ширли рассказал: «Гейтс не сжигал за собой мосты и в крайнем случае готов был переписать все приложения Microsoft под OS/2 — если бы IBM удалось как следует раскрутить продукт».

Растяни ставки во времени

Гейтсу сложно было предугадать, в какие сроки сыграет его ставка на Windows. Энди Гроув, напротив, тщательно и осознанно выбирал момент, чтобы поставить на стратегию единственного источника — таким образом он снижал риски. В долгосрочной перспективе стремление Intel снабжать микропроцессорами весь мир требовало капиталовложений в десятки миллиардов долларов. Однако поначалу компания вложила в дело микроскопическую долю этой суммы. Когда Intel готовилась выпускать процессоры серии 386, Гроув отдал распоряжение построить всего один новый завод. За те два года, что ушли на строительство, расходы Intel ни разу не превысили среднестатистических показателей. В предшествующие десять лет компания направляла на текущие расходы от 15 до 20% выручки. В течение четырех лет после запуска нового чипа текущие расходы составляли от 13 до 16% выручки. Подход Intel к производству и продажам серии 386 отличался такой же сдержанностью и умеренностью. В 1988 г. серия 386 приносила менее половины от всей выручки компании. В 1989 г. — спустя четыре года после начала производства 386-го — модель 286 обгоняла по продажам 386-й более чем в два раза. К 1992 г., когда Гроув решил расширить производство и резко увеличить капиталовложения, переход к роли эксклюзивного поставщика уже не таил в себе никакого риска.

Конечно, не все ставки Гроува были удачны. Можно вспомнить начало 90-х и проект Itanium — совместную с Hewlett-Packard попытку создать новый 64-битный микропроцессор. Однако Itanium поглотил не так много ресурсов, чтобы подставить под удар Intel и ее основные линейки продуктов.

Горький урок: Nokia ставит на Windows

Эта история наглядно показывает, как опасно делать слишком высокие ставки. В 1999 г. Nokia была самой дорогой компанией в Европе с капиталом в 200 млрд евро (около 250 млрд долларов). В следующем десятилетии компания лидировала на рынке сотовых телефонов. В 2010 г., спустя три года после появления iPhone, на долю Nokia все еще приходилось 37% рынка смартфонов. Но неудачные решения этих десяти лет уже давали о себе знать. Nokia не сумела сделать свою операционную систему Symbian достойным конкурентом iOS или Android. Кроме того, компания ушла из США прежде, чем Америка стала главным рынком смартфонов в мире. В феврале 2011 г., когда продажи Nokia и стоимость ее акций стали падать, CEO Стивен Элоп открыто признал: «Мы отстаем, мы упустили новые тенденции и потеряли время». Три дня спустя он заявил, что Nokia отдает свое будущее в руки прежнего работодателя — Microsoft. Можно было попробовать зацепиться за Android или разработать телефоны на нескольких разных платформах для большей надежности. Вместо этого Элоп решил, что сможет вытянуть компанию, связав ее судьбу с Windows. В ближайшие десять месяцев стало очевидно: он совершил катастрофическую ошибку. Продажи телефонов на платформе Symbian рухнули, а телефоны с Windows так и не пошли — к 2013 г. они завоевали всего лишь 4% рынка. Итак, продажи падали, потери росли, а рыночная стоимость компании с того момента, как Элоп озвучил свое решение, сократилась на 90% — до 4 млрд евро (5,2 млрд долларов). Отчаявшись, Элоп в сентябре 2013 г. продал Microsoft основной бизнес Nokia, мобильные телефоны, за 5,4 млрд евро (7 млрд долларов).

Как продавать свою музыку

В интернете существуют ресурсы по купле/продаже музыки, звуковых эффектов, сэмплов, лупов и прочих аудио-файлов. Суть этих сайтов заключается в посредничестве между теми кто хочет продать свою музыку, и теми кто хочет эту музыку купить. Таким образом они помогают встретится покупателям и продавцам музыкальных и звуковых файлов и совершить сделку по купле/продаже. Эти ресурсы называются Аудио-Стоками (Stock Audio).

Аудио-стоки – площадки продажи авторской музыки

Аудио-сток берёт на себя весь труд по поиску покупателей вашей музыки, и приёмам платежей, что максимально упрощает музыканту существование. Владельцу аудио-файлов требуется только зарегистрироваться в аудио-стоках и послать туда на продажу свои музыкальные произведения. И его музыка будет продаваться без выходных и круглые сутки! Привлекает то, что одни и те же музыкальные композиции могут продаваться десятки и сотни раз без вашего участия.

Всё что от вас требуется это создать музыкальный трек, или звуковой эффект, опубликовать его в аудио-стоке, ввести ключевые слова и всё! Далее, иногда заходите и смотрите сколько набежало денег. Вы спросите “что же делать в свободное время?”. Что хотите то и делайте, можете на диване лежать, а можете следующую композицию делать, для увеличения заработка.

Многие музыканты не понимают как происходит процесс продажи аудио-файлов, сомневаются что кто-то захочет купить их музыку, они думают что это нереально. На самом деле это гораздо проще чем продавать музыку в реальном мире. Вам не придётся искать клиентов, оббивать пороги агенств, делать прочие ненужные телодвижения… Только вдумайтесь… На аудио-стоки ежемесячно заходят миллионы покупателей со всего мира! Это уйма народу!

Естественно, аудио-сток делает свой труд не бесплатно. С продажи вашего музыкального произведения вы получаете от 25 до 70%, остальную сумму аудио-сток оставляет себе.

Продавая свою музыку на аудио-стоках можно заработать до нескольких тысяч долларов в месяц. Всё зависит от качества музыки, её востребованности и размера вашего портфолио. В среднем 400-500 долларов при небольшом портфолио в 30-40 композиций.

Кто же покупает музыку и звуковые эффекты на аудио-стоках?
Производители рекламы, заставок, флеш-роликов, различных игр и приложений, программ, дизайнеры-оформители, диджеи, иногда слушатели и другие… Все аудио-стоки не российские, поэтому люди там привыкли платить за авторскую музыку.

Продажи аудио-стоками осуществляются в основном по двум лицензиям:

1. Лицензия для частного некоммерческого использования.
Например для создания ролика для друзей, сайта, работы для школы и т.п. Стоят музыкальные произведения от 2 до 20 долларов (примерно).

2. Расширенная лицензия для коммерческого использования.
Дает право покупателю музыки и звуковых эффектов использовать произведение в коммерческих целях, но не дает право продавать или тиражировать произведение больше определенного количества раз, например 10 000 экземпляров открыток с вашим синти-поп лупом, выпуск рекламного ролика и т.п. Все права на музыку остаются у вас. Стоят произведения в 10-20 раз дороже, чем по лицензии 1.

Если вы ещё сомневаетесь что продажа авторской музыки в интернете это прибыльное дело, то вот вам примеры:

Пример 1. Этот незатейливый набор звуков стоимостью в 5 долларов был продан 115 раз. Давайте посчитаем сколько же автор получил денег. Если автор продавал его по “Лицензии для частного некоммерческого использования”, то он получал 25% с каждой продажи. 25% с 5 долларов это 1 доллар 25 центов, умножаем $1,25 на 115 = $143,75. Получается что он только на одном этом файле заработал 143 доллара 75 центов! Вы послушали этот звук? Уверен, вы и десяти центов за него не дадите, однако оказывается что с помощью аудио-стока его можно продать за 143 доллара! (и эта цифра будет увеличиваться).

Пример 2. Эта довольно простая музыкальная композиция ценой в $14 была продана 291 раз. Если предположить что автор продавал её по “Лицензии для частного некоммерческого использования”, то он получал 25% с каждой продажи. 25% с $14 это 3,5 доллара. $3,5 умножаем на 291, получаем $1018,5. Автор музыкального произведения заработал на нём 1018 долларов! И эта сумма будет увеличиваться, так как продажи продолжаются. И это только на одном аудио-стоке, а можно зарегистрироваться на нескольких. Если же автор продавал свою музыку по “Расширенной лицензии для коммерческого использования”, то его заработок ещё выше – 50-70% с продажи! Считайте сами.

Вот страница музыканта Leto, если навести курсор мыши на изображение кошачей лапы, то можно увидеть что его заработок находится в пределах 10 000 – 50 000 долларов.

Регистрация на аудио-стоке для продажи своей музыки и звуковых эффектов

Если вы решили попробовать свои силы, то могу предложить вам зарегистрироваться на одном из самых популярных аудио-стоков:

First Name – Имя
Last Name – Фамилия
Your Email – Адрес эллектронной почты
Re-Type – Адрес эллектронной почты ещё раз

Username – Название вашего проекта, или Логин (будет виден всем, изменить нельзя)
Password – Придумайте пароль
Re-Type – Пароль ещё раз

I Agree to be bound by these Terms & Conditions – Поставьте галочку.

В поле Type the two words введите два изображённых слова, если слова неразборчивы обновите их нажав на кнопку с двумя закруглёнными стрелками.

Нажмите на Create Your Account.

Далее нужно подтвердить Email. Войдите в свою почту и нажмите на ссылку в присланном письме.
Регистрация завершена!

Проходим тест

Прежде, чем вы сможете загрузить и продать свои работы, вы должны пройти тест, подтверждающий что вы хорошо поняли правила данного аудио-стока. Сейчас я подскажу вам правильные ответы, но в дальнейшем, советую ознакомиться со всей информацией доступной из вашего аккаунта, воспользовавшись любым онлайн-переводчиком.

Тест (Take the Author Quiz)

Список вопросов (они каждый раз меняются местами) и ответов:

Q) Who is responsible for copyright violations in submitted files?
A) The author

Q) What must you include in your file description?
A) A sentence or two describing the mood, style, feeling, setting and/or specific instruments used in the music

Q) Does AudioJungle allow you to upload music created entirely from loops from Garageband, Music Maker, or similar software?
A) No

Q) What should you do if another author has copied one of your files?
A) Contact Envato support

Q) Let’s say you spent 8 hours creating a sound effect that’d be great for a driving game. Other comparable sound effects on AudioJungle cost around $5. When uploading, what should you say in the message to the reviewer?
A) In this case, no message is needed

Q) Tags help users find your files more easily. How many tags should you include?
A) 30 or fewer

Q) Who decides how files are priced?
A) The AudioJungle staff

Q) If you’d like to use an asset within your file that someone else created and you’re unsure whether you’re allowed to, what should you do?
A) Ask a lawyer or the asset’s license holder

Q) When is it acceptable to upload a file type that’s on the files-we-don’t-need list?
A) When the file quality is especially high

Q) Which of the following would be an appropriate file title?
A) Wind Chimes by the Ocean
(Важно чтоб все слова в названиях кроме предлогов были с большой буквы. )

Читайте также:  Дом, в котором любят черный цвет

Exclusively и Non-Exclusively

Каждое произведение можно продавать двумя способами: Exclusively и Non-Exclusively.

Exclusively – вы получаете от 50 до 70% с каждой продажи (чем больше продаж, тем больше процент), но не имеете право продавать данное музыкальное произведение на других аудио-стоках.

Non-Exclusively – вы получаете 25% и можете продавать в других местах.

Подготовка музыкальных файлов

Чтобы вашу музыку можно было прослушать, нужно сделать “превью” – копию файла в формате mp3 со сжатием 128Kbps, причём “превью” должно быть снабжено “водяным знаком” (Watermark) – защитой от несанкционированного использования. Для этого смикшируйте ваш wav-файл со звуком “Watermark Loop”, который можно скачать перейдя по ссылке “Watermarks” в разделе “Author Resources” вашего аккаунта. Звук должен быть хорошо слышен, но при этом не должен слишком мешать прослушивать вашу музыку потенциальным покупателям. После микширования сохраните файл в формате mp3 128Kbps.

К продаже допускаются файлы wav 16-Bit Stereo, 44.1 kHz и mp3 320 kbps. Вы можете продавать wav или mp3. Вы, так же, можете продавать wav и mp3 вместе, если создадите zip-архив с ними. Для покупателя wav является приоритетным, так как это несжатый формат.

Отправка музыки на продажу в аудио-сток

Чтобы загрузить музыкальные файлы для продажи, нажмите на кнопку UPLOAD в разделе BEGIN UPLOAD вашего аккаунта.

Name – Имя композиции
Description – Её описание. Отнеситесь внимательно к этому полю, так как именно по словам в описании вашу музыку будут находить потенциальные покупатели. Возьмите за образец самые продаваемые композиции.

Загрузите все файлы нажав на кнопку UPLOAD.
Audio Preview – Превьюшный mp3-файл с “водяным знаком” (128 kbps).
Main Files(s) – wav-файл, или mp3-файл 320 kbps, или zip-архив с ими двумя.

Category – Выберите подходящую категорию.
Audio Files Included – Выберите какой формат вы продаёте. С клавишей shift можно выбрать оба.
Length – Длительность музыкального файла.
Looped Audio – Укажите является ли ваш аудио-трек лупом или нет.
BPM – Темп музыкальной композиции. Если темпа нет, или он неизвестен, то можно не указывать.

Instruments Tags – Названия звучащих инструментов. Например: piano, cello, violin, voice.
Mood Tags – Тут можно перечислить ощущения которые испытывает слушатель при прослушивание данного трека (например: dark, contemporary, joyful, suspenseful, fun, funny, happy, rhythmic, energetic, positive), а так же музыкальные стили (например: big beat, electronic, break beat). Учитесь у самых продаваемых авторов.

Any images / sounds / video / code… – Поставьте галочку и нажмите UPLOAD.

Ваши файлы отправлены. Через некоторое время их проверят, и если они соответствуют всем требованиям, оценят и выставят на продажу.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.

Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.

В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.

Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

ПосредникЦена в месяц
РАО и ВОИС(200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
«Бубука»2500 ₽
«МузКафе»от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
«Retail Media Group»от 500 ₽ — в зависимости от технического решения
Посредник:
РАО и ВОИС
Цена в месяц:
(34 ₽×М² × 200М²) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
Посредник:
«Бубука»
Цена в месяц:
2500 ₽
Посредник:
«МузКафе»
Цена в месяц:
от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
Посредник:
«Retail Media Group»
Цена в месяц:
от 500 ₽ — в зависимости от технического решения

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:

2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:

3. Перейдите в раздел Tracks:

4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:

Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:

Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Памятка

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Четыре законных способа получить музыку бесплатно:

  1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Здесь есть риск, что композиции есть в базе РАО и ВОИС. Тогда может возникнуть конфликт и придётся доказывать свою правоту в суде.
  2. Ставить старую музыку.
  3. Договориться с правообладателями напрямую.
  4. Писать музыку самому.

Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию