Вилла для босса в Бразилии

Эйтор Вилла-Лобос. «Бразильские бахианы»

Творчество Иоганна Себастьяна Баха – блистательный пример искусства, которое не устареет никогда. Каждая эпоха открывает в нем нечто новое – и в каждой стране его слышат по-своему. Бразильский «взгляд» на баховскую музыку выразил композитор Эйтор Вилла-Лобос в самом известном своем сочинении – «Бразильских бахианах».

О том, какой колоссальной значимостью обладал этот цикл для самого Вилла-Лобоса, свидетельствует тот факт, что композитор трудился над его созданием в течение полутора десятилетий. В его понимании музыка Баха была тем универсальным источником, который объединяет все национальные музыкальные традиции мира, поэтому для Вилла-Лобоса обращение к этому источнику не выглядело отступлением от национальных корней, приверженность которым он сохранял всегда. В «Бразильских бахианах» соединяются два начала: с одной стороны, это стилизация под Баха, с другой – красочный музыкальный язык бразильского фольклора, причем последний занимает господствующее положение. К копированию баховских приемов и интонаций Вилла-Лобос не стремился, ориентация на стиль Баха проявляется более обобщенно – в принципах музыкального развертывания. Пьесы цикла насыщены мелодиями широкого дыхания, постепенно «прорастающими» из первоначального интонационного ядра, а фуга становится естественной формой для воплощения любых образов.

Цикл состоит из девяти «Бахиан», предназначенных для разных исполнительских составов, причем каждая «Бахиана» тоже является циклом. «Бразильская бахиана» № 1 для виолончельного ансамбля, включает три части. Первая из них – «Интродукция эмболад» (национальных мелодий, имеющих быстрый темп), бразильские мелодические интонации сочетаются в ней с гармонией на классической основе, а по мере музыкального развития на фоне сохраняющегося первоначального ритма возникает строгая тема в баховском духе. Во второй части – «Модинье» – печальная кантиленная мелодия, напоминающая баховские арии, сменяется маршевым разделом. Заключительная часть – «Беседа» – имеет форму фуги (автор утверждал, что изобразил здесь соперничество четверых музыкантов-шоранов).

«Бразильская бахиана» № 2 для камерного оркестра была написана тогда же, когда и первая – в 1930 г., но премьера ее состоялась по прошествии восьми лет. Прелюдия, открывающая ее, имеет подзаголовок «Песня крестьянина», Ария – «Песня нашего края», в Танце тромбон излагает мелодию в духе речитатива. Завершает «Бахиану» токката с подзаголовком «Глубинная кукушка» (это бразильское наименование поездов, ездивших по узкоколейным железным дорогам в глубинных районах Бразилии, малопонятно для иностранцев, поэтому за пределами Бразилии эту пьесу часто именуют «Сельским паровозиком») – изображение движущегося поезда сочетается в ней с мелодической выразительностью.

«Бразильская бахиана» № 3 для фортепиано и оркестра открывается Фантазией, состоящей из двух разделов – ариозного и быстрого, с эффектным фортепианным соло. В Арии выразительная тема в бразильском стиле сопровождается контрапунктом, он относительно прост. В Токкате возникает образ народного танца.

Над «Бразильской бахианой» № 4 композитор работал в 1930–1936 гг. и создал два варианта – для фортепиано и для оркестра. В этой «Бахиане» особенно примечательна вторая часть в духе сосредоточенного хорала. Название третьей части – Ария-кантига – сочетает жанровые обозначения, отсылающие к эпохе Баха и к бразильскому фольклору (точнее, к его жанру, имеющему испанские корни), мерное движение басов придает ей величественное звучание. «Миудиньо» – пьеса в танцевальном духе с асимметричным ритмом.

Наиболее известна «Бразильская бахиана» № 5 для сопрано с ансамблем виолончелей, состоящая из двух частей. В «Арии» лирическая, медленно развертывающаяся мелодия возникает на фоне виолончельного пиццикато, напоминающего гитарный аккомпанемент, однако переплетение голосов, проводимых виолончелями, создает подобие баховской полифонии, по мере развития появляется новая мелодия в более оживленном темпе. Вторая часть «Бахианы» – «Молот» – построена на остинатном ритме и мелодии, имитирующей щебетание птиц (она проистекает из фольклора северо-востока Бразилии).

«Бразильская бахиана» № 6 для фагота и флейты открывается пьесой, имеющей меланхолическое настроение, за которой следуют технически разнообразная Фантазия и Allegro, раскрывающее все красочные возможности дуэта духовых.

В оркестровой «Бразильской бахиане» № 7, состоящей из Прелюдии, Жиги, Токкаты и Фуги, наиболее интересна Токката, имеющая подзаголовок «Музыкальное соревнование», основная ее тема возникает в окружении терпких диссонансов. В Фуге на бразильскую тему композитор в некоторой степени отходит от строгих правил.

«Бразильская бахиана» № 8 тоже предназначена для оркестрового исполнения. Наиболее впечатляющие ее моменты – проникновенная Ария-модинья и Токката, скерциозная тема которой напоминает катиду – народную пляску центральных районов Бразилии.

«Бразильская бахиана» № 9 – весьма трудное для исполнения хоровое произведение, вершина вокального мастерства композитора.

«Бразильские бахианы» Эйтора Вилла-Лобоса – замечательный пример синтеза национального колорита и классических традиций. Это не «уход в прошлое», а неразрывная связь прошлого и настоящего.

Статьи

Две мечты Эйтора Вила Лобоса

Варвара Куделина

Когда слушаешь арию из «Бразильской бахианы» № 5, кажется, что она создана кем-то из классиков прошлых столетий. Но ее автор, Эйтор Вила Лобос, — наш современник: он жил в первой половине XX века в Бразилии.

Просто он очень любил Баха, в чьих творениях слышал универсальное музыкальное начало — то же самое, что звучало и в народных песнях его любимой родины. Соединить в творчестве классику и бразильский фольклор — такой была мечта Вила Лобоса, и он воплотил ее в «Бразильских бахианах». Их девять, и у каждой свой характер, в каждой слышны народные напевы Бразилии — то лирические, то шуточные…

Вила Лобос не получил систематического музыкального образования — музыке его учила сама Бразилия: в юности он много путешествовал, выступая с бродячими музыкантами, шоранами, и учебником гармонии стала для него родная земля. А отец научил Эйтора играть на виолончели, которую он полюбил на всю жизнь.

И конечно, гитара — у Вила Лобоса она словно заговорила! Вот как описал его игру гитарист Андрес Сеговия: «…он схватил гитару так резко, как будто боялся, что она вырвется. Скосил глаза на левую руку, как бы призывая ее слушаться, посмотрел на правую руку, как бы предупреждая о наказании в случае ошибки, и совершенно неожиданно вырвал аккорд такой силы, что я испугался: „Гитара моя не выдержит“. Рассмеявшись, он с детской непосредственностью произнес: „Подождите, подождите“. Я ждал, но, опасаясь за „жизнь“ инструмента, не мог спокойно слушать его. Лобос начал импровизировать. Вскоре он прекратил игру… Но и того, что прозвучало, было вполне достаточно, чтобы понять: перед нами большой композитор, чья музыка привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями… Это было счастьем для гитары и меня». В этой вроде бы маленькой зарисовке весь композитор с его энергией и любовью.

Он мечтал о том, чтобы вся Бразилия услышала и полюбила Баха, и для этого даже создал оркестр, который гастролировал по стране и исполнял классическую музыку.

В 1930 году бразильское правительство поручило Вила Лобосу создать единую систему музыкального образования. Но как, ведь в Бразилии столько бедных, и почти нет культурной традиции? И в качестве ее основы Вила Лобос выбрал хоровое пение, ведь «музыка человеческого голоса… объединяет души, очищает чувства, облагораживает характер, увлекает дух к самым прекрасным идеалам».

Эйтор взялся за дело со свойственной ему энергией. И размахом. Несколько лет он ничего не сочинял, не давал концертов и целиком посвятил себя новому делу. Он выступил с докладами в 66 городах, основал десятки музыкальных школ, создал хоровые коллективы в главных центрах страны, открыл школу учителей-хормейстеров и стал ее руководителем. По его инициативе в 1942 году была открыта Национальная академия хорового пения, ее президентом Вила Лобос оставался до конца жизни.

Читайте также:  Арка в квартире фото идеи

«Хоровое пение есть одно из высших проявлений музыки, ее истинное предназначение. Обладая огромной объединяющей силой, оно помогает… ощутить себя частицей коллектива, почувствовать свою принадлежность обществу, родине», — писал Вила Лобос. И в дни национальных и народных праздников собирал на стадионе «Васку да Гама» в Рио-де-Жанейро до 40 000 школьников и до 1000 оркестрантов, и вместе они пели патриотические и народные песни. На эти грандиозные «орфеоны» собирались десятки тысяч слушателей. Так Эйтор осуществлял вторую свою заветную мечту — «научить всю Бразилию петь»!

Почти каждый год Вила Лобос давал концерты в Европе и США, исполняя собственные сочинения и сочинения своих соотечественников, — так бразильскую музыку узнавали во всем мире.

При этом он ни на минуту не оставлял творчества. И в последние десять лет жизни написал пять симфоний (№ 8–12), три фортепианных концерта (№ 3–5), концерты для гитары, арфы, Второй виолончельный концерт, шесть струнных квартетов, пять симфонических поэм, оперу и два балета, не считая небольших сочинений. Энергия его казалась неиссякаемой. «Вила Лобос, несмотря на свои семьдесят лет, остается самым активным нашим композитором. Музыка его по-прежнему свежа и непосредственна, и родник ее не подает признаков оскудения», — написал в 1957 году, за два с половиной года до кончины композитора, музыкальный критик Карльтон Смит.

Вила Лобос умел мечтать и воплощать свои мечты. Может быть, поэтому его музыка говорит с нами так задушевно и так страстно, а главное, искренне. И в арии из «Бразильской бахианы» звучит что-то главное, что так хочет услышать наша душа.

Культура Бразилии

Бразилия – огромная страна, в которой проживают иммигранты со всех концов света – Америки, Европы, Азии и Африки. Она объединила в себе традиции и обычаи самых разных народов, что послужило причиной ее незабываемого колорита. Для культуры Бразилии характерна смешанность и разнородность. В отличие от других стран, в которых конфликты на культурной и национальной почве являются частым явлением, ей удалось добиться удивительного синтеза и комфортного сосуществования всех культурных традиций.

Особенности национальной культуры Бразилии

Традиции этой страны формировались на протяжении тысячелетий, начиная с эпохи неолита, плавно перетекая в период европейской колонизации. Этот процесс продолжается и в наше время. Особенности национальной культуры Бразилии сложились под влиянием индейской, западной и африканской культуры. Первая существовала здесь изначально, вторая была завезена европейскими колонизаторами, третья – рабами из Африки. Благодаря европейцам в стране начал распространяться португальский язык. Он является одним из самых красивых языков в мире, на котором были написаны все шедевры бразильской литературы.

Вторым культурным наследием европейцев является католическая религия. Духовная культура Бразилии по большей части связана именно с католицизмом. По количеству верующих страна занимает первое место в мире. С приходом первых миссионеров в стране начали праздновать Рождество и Пасху. Португальцы завели традицию устраивать знаменитые карнавалы. Кроме того, именно благодаря португальским колонизаторам в стране появились такие направления в искусстве, как барокко, ренессанс, неоклассицизм и др.

Иммигранты из африканских стран привезли в Бразилию новые традиции. Вместе с ними здесь зародились:

  • бразильский танец-борьба капоэйра;
  • музыкальные направления босса-нова и самба;
  • религии умбанда и кандомбле;
  • новые наречия в португальском языке.

Значимую роль в становлении национальных традиций Бразилии оказала культура коренных индейских народов. Ягоды асаи, маниока и чай мате – неотъемлемая часть бразильской кулинарии, пришедшая именно от индейцев. В местном фольклоре часто встречаются персонажи (курупире. саси-перере), которые также перекочевали из индейских сказаний. Даже национальная особенность спать в гамаках является наследием культуры индейцев из экваториальных лесов Амазонии, которые придумали этот способ для защиты от насекомых, змей и животных.

Говоря о культуре Бразилии, нельзя не упомянуть о футболе. Он является национальным видом спорта и одной из главных достопримечательностей. Именно в этой стране родились Пеле, Роналду, Роналдиньо, Неймар и многие другие спортсмены, ставшие легендами мирового футбола. Сборная страны является 5-кратным чемпионом мира. Футбольные мероприятия играют важную роль в культурной жизни страны и привлекают миллионы туристов.

Музыкальные и танцевальные традиции Бразилии

Современная бразильская музыка, в том числе ритмичная самба, сформировалась под влиянием африканской культуры. Помимо этого, в ней заметны мелодии польки, вальса, хоты – музыкальных жанров, которые были завезены европейцами. Все особенности музыкальной культуры Бразилии прекрасно отражает музыка Х. Вилла-Лобоса – бразильского композитора, использовавшего в своих произведениях индейские, португальские и африканские ритмы.

Танцевальные традиции страны развивались в тесной связи с музыкой. Самба – не единственный представитель танцевальной культуры страны. Местные танцоры используют интересные находки мировых школ и сочетают их с национальным самобытным танцем. Оценить этот микс и креативность можно на концертах таких известных балетных трупп, как Stagium и Grupo Corpo.

Архитектура и искусство Бразилии

В поисках идентичности архитектурный стиль этой страны также прошел несколько стадий. Сейчас в нем можно встретить элементы рококо и барокко, тропические темы и индейские мотивы. Лучше всего архитектурные традиции, как и обычаи разных народов, демонстрирует столица Бразилии – Бразилиа. Большинство здешних построек было возведено по проектам Оскара Нимейера и Луисио Коста – авторов, придерживающихся в своей работе индивидуального стиля и новаторства.

У бразильского художественного искусства также богатая история. Оно началось с примитивных наскальных рисунков, которые обнаруживают здесь до сих пор. В XVIII в. возникла национальная школа живописи, которая достигла мирового признания в XIX в. Это стало возможным благодаря работам таких художников, как Б. Альмейда, Кандиду Портинари и Ди Кавалканси. Каждые два года в Сан-Паулу проходит международная выставка, в которой участвуют художники из 50 стран мира.

Большой вклад в развитие мировой литературы внесли такие известные бразильские писатели, как:

Изучая праздники и традиции Бразилии во время отдыха в Рио-де-Жанейро, следует обязательно посетить бразильскую литературную академию. Именно здесь обучаются будущие мировые писатели и поэты.

Телевидение и кино Бразилии

Кинематограф стал развиваться в стране практически сразу после своего изобретения. Одной из первых киностудий стала «Атлантида», которая начала снимать кинокомедии «шашадас». Затем бразильская киноиндустрия прошла через эпоху «нового кино», главными представителями которого стали фильмы Глаубера Роши. После этого наступило время андеграунда и современного кино.

Познакомиться с культурой и традициями Бразилии можно при просмотре многочисленных теленовелл. Эту страну можно назвать главным производителем «мыльных опер», которые поставляются на все телеэкраны мира.

Вся местная деловая бизнес-культура сосредоточена в крупнейших городах Бразилии – Бразилиа, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Именно здесь зародились и продолжают развиваться современные виды бразильского искусства – мода, реклама, индустриальный и ландшафтный дизайн. По уровню мастерства и новаторству местные дизайнеры успешно конкурируют с европейскими, американскими и азиатскими коллегами.

Кулинарные традиции Бразилии

Национальная бразильская кухня представляет собой пеструю мозаику, сложившуюся в результате синтеза индейской, португальской и африканской кухни. В разных регионах она существенно различается, поэтому невозможно составить ее точный портрет. Например, на севере страны любят готовить блюда из кукурузы и маниоки, на северо-востоке – из сушеного мяса, на западе – из жареной свинины, на юго-востоке – из рыбы и морепродуктов.

Одним из самых популярных блюд, которому в культуре Бразилии уделяют особое внимание, является «фейжоаду». На протяжении 300 лет его готовят из свинины, копченой колбасы, сушеного мяса, фасоли и приправ. Помимо него, здесь можно отведать:

  • обжаренную говядину «шураско»;
  • свинину «ломбо де порко»;
  • утятину «пато но тукупи»;
  • сушеное мясо «карне де сол»;
  • рагу из ветчины «эмбалайя»;
  • вареную свинину «аконао».
Читайте также:  Аромат вашего дома: приятные запахи в доме

Одной из основных отраслей экономики страны является производство кофе. Его здесь выращивают несколько сотен лет. Поэтому не удивительно, что в Бразилии сложились свои кофейные традиции. Местные жители предпочитают пить арабику, которая отличается крепостью и горьковатым вкусом. Не менее популярны сорта минас, парана и рио.

Ни один бразилец не обходится на завтрак, обед или ужин без чашки кофе. В день здесь выпивают по 14-23 маленьких чашки. Во время кофепития местные жители проводят важные переговоры, общаются с друзьями и гостями. С кофе связаны и интересные традиции Бразилии. В стране он служит символом гостеприимства. Процесс его приготовления представляет собой особый ритуал, в ходе которого нельзя давать напитку кипеть.

Вилла для босса в Бразилии

Хотите такие же? Вам сюда!

–>

[2020 Фев 01][Кино]
Шуберт. Песнь моя ле. ()
[2020 Янв 20][Кино]
Шуберт. Песнь любви . ()
[2020 Янв 19][Спектакль]
Шуберт. Неоконченная. ()
[2020 Янв 18][Кино]
Карнеги Холл / Carne. (1)
[2020 Янв 17][Кино]
Глинка (х/ф 1946 г.) ()

–>
–>

[2020 Янв 03][Видео]
Коронация Людовика X. (1)
[2019 Окт 09][Аудио]
Франц фон Зуппе. Рек. ()
[2019 Май 07][Аудио]
Верди. Реквием (1967. ()
[2019 Апр 20][Видео]
Misteria Paschalia 2. (2)
[2019 Апр 13][Видео]
Джузеппе Верди. «Рек. ()

–>
–>

[2019 Сен 16][монография]
Бушен А. Верди и его. ()
[2016 Мар 17][культура]
Шарль Мюнш. Я – дири. ()
[2015 Авг 10][история]
Николай Горбунов – Ф. ()
[2014 Мар 28][история]
Зигфрид Кракауэр. Жа. ()
[2014 Мар 28][история]
Алла Владимирская. З. ()

–>
–>

[2019 Сен 07][Клавир]
Лысенко Н.В. Гулак-А. ()
[2019 Сен 07][Клавир]
Оперы и балеты русск. (4)
[2019 Сен 07][Клавир]
Оперы и балеты заруб. (1)
[2019 Май 26][Клавир]
Верди. Клавиры опер ()
[2016 Май 27][Разное]
14 джазовых пьес для. (6)

–>
–>

« Ноябрь 2012 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

–>
–>–> –>Главная » 2012 » Ноябрь » 5 » ВИЛА-ЛОБУШ [ВИЛА-ЛОБОС] Эйтор – Бразильские бахианы / VILLA-LOBOS Heitor – Bachianas Brasileiras

1 – 3. Bachianas Brasileiras No. 1 pour ensemble de violoncelles (8/9.IV.1958)

1. Introduction (Embolada)

2. Prélude (Modinha)

3. Fugue (Conversa)

4 – 7. Bachianas Brasileiras No. 2 pour orchestre (10/11.V.1956)

4. Prélude (Canto do capadócio)

5. Aria (Canto da nossa terra)

6. Danse (Lembrança do Sertão)

7. Toccata (O Trenzinho do Caipira)

8 – 11. Bachianas Brasileiras No. 3 pour piano et orchestre (21.V.1957)

4. Prélude (Ponteio)

5. Fantaisie (Devanelo)

7. Toccata (Picapau)

Manoel Braune – piano [tracks 8–11]

Orchestre National de la Radiodiffusion Française

Conductor: Heitor Villa-Lobos

Запись: Salle de la Mutualite, Paris; Mono / Digitally remastered

Длительность: 69 мин. 43 сек.

1 – 3. Bachianas Brasileiras No. 4 pour orchestre (14.V.1957)

1. Prélude (Introdução)

2. Choral (Canto de Sertão)

4. Danse (Miudinho)

5 – 6. Bachianas Brasileiras No. 5 pour soprano et 8 violoncelles (7–13.VI.1957)

5. Aria (Cantilena)

6. Danse (Martelo)

7 – 8. Bachianas Brasileiras No. 6 pour flûte et basson (31.V.1956)

9 – 12. Bachianas Brasileiras No. 7 pour orchestre (14, 21.V.1957)

9. Prélude (Ponteio)

10. Gigue (Quadrilha Caipira)

11. Toccata (Desafio)

12. Fugue (Conversa)

Victoria de los Angeles – soprano [tracks 5,6]

Fernand Benedetti – violoncello [track 5]

Fernand Dufrene – flute [tracks 7,8]

René Plessier – basson

Orchestre National de la Radiodiffusion Française

Conductor: Heitor Villa-Lobos

Запись: Salle de la Mutualite, Paris; Mono / Digitally remastered

Длительность: 69 мин. 58 сек.

1 – 3. Bachianas Brasileiras No. 8 pour orchestre (10.VI.1954)

3. Toccata (Catira Batida)

5. Bachianas Brasileiras No. 9 pour orchestre à cordes (16.V.1956)

Prélude (vagaroso e mistico) et fugue (poco ampressado)

6. Chôros No. 2 pour flûte et clarinette(15.V.1958)

7. Chôros No. 3 pour piano “Alma Brasileira” (15.V.1958)

8. Chôros No. 10 pour chœur et orchestre “Rasga o coraçao” (24.V.1957)

9 – 10. 2 Chôros (bis), pour violon et violoncelle (24.V.1957)

Fernand Dufrene – flute [track 6]

Maurice Clquennois – clarinette

Aline van Barentzen – piano [track 7]

Henri Bronschwak – violon [tracks 9, 10]

Jacques Neilz – violoncello

Chorale des Jeunesses Musicales de France [track 8]

Orchestre National de la Radiodiffusion Française

Conductor: Heitor Villa-Lobos

Запись: Théâtre des Champs-Elysées [tracks 1 – 4], Salle de la Mutualite, Paris [tracks 5 – 10]; Mono / Digitally remastered

Длительность: 63 мин. 41 сек.

Музыкальное искусство как культурный феномен Бразилии

Особенности музыкальных стилей

Получив в качестве исходного материала набор музыкальных традиций Европы, Африки и индейцев, музыка Бразилии сформировалась как бесконечное смешение стилей, ритмов и звуков. Существует музыка региональная, характерная для каждого штата, а также существуют жанры более масштабные, объединяющие страну и уже успевшие полюбиться меломанам за ее пределами.

Музыка для бразильцев неразрывно связана с движением тела, движением, рождаемым самыми разнообразными ритмами. Самба, пагода, босса-нова, форро, февро, сертанежа – одновременно и музыкальные стили, и танцы. Эта музыка – выражение создавшего ее народа, который формируется и существует внутри нее и благодаря ей.

Для начала обратимся к характеристике стиля, называемого «Самба». Если ритм самбы медленен и мелодичен, это – самба кансао (самба-песня), если он становится более нетерпеливым, ритмичным, – это самба enredo, которая заводит весь Рио-де-Жанейро во время карнавала. Тексты самбы – это отражение жизни в самых разнообразных ее проявлениях, желаниях, чувствах, воспоминаниях; музыка, сымпровизированная когда-то в беднейших кварталах, играется и танцуется в городах и городках, живет в душе бразильцев.

Босса нова – относительно молодой стиль, появившийся в конце пятидесятых годов, который объединил в себе мелодии самбы и гармонику джаза. Но глубокая, выражающая личностные переживания, поэтически богатая, босса нова сегодня сдает свои позиции новым музыкальным тенденциям страны.

Так, рожденные на северо-западе страны, форро и февро отдаленно напоминают карибские ритмы, аккордеоны и сотрясения в сопровождении, это музыка как для ежедневных дискотек, так и для больших праздников.

Музыка карнавала представляет собой отдельный неповторимый элемент культурной самобытности Бразилии. Самые яркие, безумные и запоминающиеся карнавалы проходят в городах северо-восточного региона (Ресифи), и в штате Баиа (Сальвадор и Porto Seguro), где в толпе людей можно увидеть всех звезд, танцующих вместе. На данном уникальном аспекте мы остановимся в следующей главе нашей курсовой работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время Бразилия следует за новыми музыкальными тенденциями: их обнаруживаем в мелодиях карнавала в Баии и на северо-востоке. Среди наиболее популярных среди молодежи сегодня исполнителей и групп Terrasamba, Banda Eva, Yvete Sangalo, Netinho, Cheiro de Amor.

В стране существует огромное количество самодеятельных кружков, члены которых изучают и пропагандируют народное музыкальное творчество. К нему постоянно обращаются и профессиональные музыканты. Так, истинно национальный характер отличает музыку крупнейшего бразильского композитора Э. Виллы -Лобоса. В его симфониях и пьесах постоянно звучат фольклорные мотивы. Народные темы используются и в творчестве двух других известных бразильских композиторов — Франсиско Миньоне и Лорензо Фернандеса.

Таким образом, лучшим произведениям бразильских музыкантов, художников, писателей присуща глубокая народность, обращенность к истокам богатой традиционной культуры, в формировании которой в равной степени участвовали индейцы и негры, бывшие португальские колонисты и иммигранты из Европы и Азии.

В бразильской музыке, необычной своей ритмикой и мелодичностью, слились элементы индейского, африканского и португальского фольклора. Индейцам приписывают заунывные звуки флейт и свирелей. Ударные инструменты, задающие ритм знаменитой самбы, достались бразильцам от их африканских предков. Это все – возможные барабаны, металлические бубенцы агого, обтянутый кожей бочонок куика и беримбау – подобие лука. Последний непременно используется для аккомпанемента капоэйры – особого танца и вила единоборства, распространенного в Баие.

Португальский след в бразильской народной музыке – струнные инструменты: гитара, скрипка и аккордеон. В середине XVIII в. в Бразилии были популярны трио брадобреев – “барбейрос” из двух обычных гитар и маленькой четырех струнной гитарки кавакинью (обычно в их составе играли рабы, одновременно бывшие цирюльниками). К концу XX века к ним добавились флейта, кларнет мандолина. Барбейрос исполняли печальные романтические песни – “хорали”. Их влияние особенно заметно в творчестве выдающегося бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса.

Васко Мариз – Эйтор Вила Лобос

Творчество

Биография, жизнь и творчество бразильского композитора
ноты для фортепиано, гитары

БРАЗИЛЬСКИЕ БАХИАНЫ

Девять Бразильских Бахиан представляют собой серию произведений, вдохновленных творчеством Баха, в котором Вила Лобос усматривал универсальный фольклорный источник и музыкальное начало, объединяющее все народы. Хотя сочинение Бахнан и является некоторым отступлением в творчество того, кто написал шоро, они представляют ценный и подчас очень удачный опыт благодаря контрапунктическому соединению в стиле Баха разных гармонических сфер и мелодий некоторых областей Бразилии.
Бразильская Бахиана № 1 (1930 г.) для ансамбля виолончелей начинается с «Интродукции эмболад» (народных мелодий в очень быстром темпе). Первые же такты обнаруживают сочетание бразильского начала с классической гармонией. В седьмом такте появляется протяжная и суровая мелодия в духе Баха, но при этом начальный ритм сохранен. Вторая часть этой Ба-хианы, прелюдия, или модинья (мелодия), начинается медленной и томной главной темой, построенной по образцу баховских арий с широкой и жалобной мелодией: далее следует piu mosso, представляющее собой марш, построенный на аккордах marcato, прерываемых легкими и острыми ритмическими фигурами. Эта часть заканчивается повторением главной темы, исполняемой pianissimo виолончелью solo, что производит великолепный эффект. Фуга («Беседа»), по словам автора, была написана в манере Сатиро Бильяра, старого серестейро из Рио, приятеля Вила Лобоса. Композитор хотел изобразить беседу четырех музыкантов шоро, инструменты которых оспаривают друг у друга тематическое первенство, последовательно задавая вопросы и отвечая на них в динамическом creschendo.

Бразильская Бахиана № 3 для фортепиано и оркестра начинается с широкой фразы adagio, речитативного характера, исполняемая фортепиано. Одновременно в басах оркестра вырисовывается певучая мелодия, контрапунктирующая фортепиано, что создает атмосферу, быть может, слишком близкую Баху. Вторая часть— «Фантазия», — хотя и подана в характере reverie (музыкальное раздумье), имеет черты арии, прерываемой сухими аккордами вплоть до раздела piu mosso, с которого начинается второй эпизод, оживленный и веселый, с блистательно виртуозным фортепианным solo. «Ария» написана на прекрасную бразильскую тему в простом контрапункте, а «Токката» воссоздает атмосферу народных плясок северных штатов Бразилии, при этом не слишком удаляясь от приемов развития и стиля Баха.
Следующее произведение этой серии сочинялось с 1930 по 1036 годы и существует в двух вариантах: для фортепиано solo и для большого оркестра. В этой Бахиане следует обратить внимание на вторую часть — спокойный и сосредоточенный хорал, а также пользующееся неизменным успехом «Миудиньо». Танцевальный характер выражен в мелодическом рисунке шестнадцатыми с асимметричной ритмикой. В цифре 1 появляется пронзительная и патетичная мелодия в чисто народном бразильском духе, порученная тромбону. Выдержанная педаль в басах напоминает звучание большого органа в манере Баха.
Бразильская Бахиана № 5 для сопрано и ансамбля виолончелей состоит всего из двух частей: Арии («Кантилены»), сочиненной в 1938 году на текст Рут Валла-дарес Корреа, и Танца («Молот»), написанного в 1945 году. Первая — несомненно один из шедевров Вила Ло-боса. Два такта интродукции (квинты pizzicato) сразу передают атмосферу гитарного сопровождения исполнителей серенад. Затем появляется томная лирическая мелодия, парящая над контрапунктом pizzicato, переплетение голосов которого опирается на медленное размеренное движение в духе Баха. От цифры 7 в более оживленном темпе появляется новая мелодия в стиле старинных песен, которая приводит к возвращению тематизма начала в виде новой экспозиции и заканчивается повторением основной темы. Эта пьеса, которую записывали все выдающиеся сопрано, является истинным чудом оркестровки. Какое разнообразие звучаний удалось композитору извлечь из ансамбля виолончелей! Вторая часть —«Молот» — тоже удача Вила Лобоса, который посредством характерного остинатного ритма создает представление о любопытном типе песен Северо-Востока Бразилии. Основная мелодия этой части построена на музыкальной версии посвистов и щебетаний некоторых птиц этой области.

Единственная Бахиана, не выходящая из рамок камерной музыки, — Шестая, — написана для флейты и фагота. Пьеса начинается меланхолическим напевом флейты, к которой во втором такте присоединяется фагот, излагающий бразильскую тему, осуществляя таким образом изумительный сплав шоро со стилем Баха. Далее развертывается большой, полный вдохновенной изобретательности дуэт; завершается первая часть красивой фразой флейты с контрапунктирующим ей фаготом. Вторая часть — «Фантазия» — богаче и по форме, и по мысли. Она начинается спокойной выразительной темой, далее развивающейся до темпа agitato технически разнообразно и многокрасочно. Следует отметить и Allegro, достигающее большой силы в пределах звуковых возможностей дуэта. Замечательная модуляция блестяще завершает произведение, лишний раз обнаруживая богатство воображения композитора.

Бразильская Бахиана № 7 для оркестра, сочиненная в 1942 году, состоит из четырех частей: Прелюдии, Жиги («Кадриль из глубин Бразилии»), Токкаты («Музыкальное соревнование») и Фуги («Беседа»). Особенно интересны последние две части. В Токкате главная тема появляется в окружении забавных звучаний, легких ритмов, острых диссонирующих гармоний как вызов, брошенный певцом сертана своему сопернику. Этому мотиву, исполненному засурдиненным корнет-а-пистоном, отвечает также засурдиненный тромбон. Музыкальное письмо этой части поистине великолепно, как своей композиторской техникой, так и изобразительностью. Завершает это произведение четырехголосная фуга на бразильскую тему, несколько отклоняющаяся от школьных правил; по музыке это одна из самых ярких пьес в серии Бахиан.
В Бахиане № 8 для оркестра следует отметить третью часть — Токкату. В ней со второго такта гобои намечают основную тему скерцоэного характера, напоминающую катиду батиду, пляску с пением из Центральной Бразилии. Первое изложение темы, скорее ритмическое, нежели мелодическое, продолжается от цифры 1 до цифры 4. Часть эта несколько неожиданно заканчивается кодой в четыре такта prestissimo.

Наконец мы достигли Девятой Бахианы, написанной для «оркестра голосов», последней пьесы серии. Бахиана эта, чрезвычайно трудная для исполнения, представляет собой вершину вокального мастерства Вила Лобоса. Очень оригинальные эффекты, впервые испробованные в V симфонии, усовершенствованные в Нонете, в «Шоро № 10» и в «Mand(2 Sarara», достигают здесь поразительной виртуозности. Прелюдия, томная и мистическая, написана для б-голосного смешанного хора. Начиная от цифры 91, применяется политональное гармоническое письмо вплоть до ферматы, заканчивающей эту часть. Шестиголосная фуга развивается до появления торжественной мощной мелодии в форме хорала, продолжающейся до цифры 14. Появляются новые эпизоды с другими ритмическими, гармоническими и контрапунктическими комбинациями. Однако тематическое единство сохраняется до новой экспозиции. В финальном кадансе все исполнители поют на гласную «о». Этой Бахианой, поразительно богатой разнообразными звучаниями, достигнутыми удивительным использованием возгласов со звукоподражательными слогами и гласными, Вила Лобос заканчивает серию произведений, пользующихся всеобщим признанием и любовью.

Ссылка на основную публикацию