Вилла в стиле бразильского модернизма

Бразильские джунгли Жулианы Васконселос

Квартира в мегаполисе и загородный дом — два принципиально разных типа жилья? Жулиана Васконселос доказала обратное.

Красавица бразильянка с модельной внешностью Жулиана Васконселос — один из учредителей бюро Vasconcellos Maia Arquitetos Associados. С мужем и двумя детьми она живет в Белу-Оризонти, шестом по величине городе страны. Здесь же обосновалась ее близкая подруга, которая купила апартаменты площадью 420 кв. метров (в Бразилии, как и в России, люксовое жилье стремится к макси-размерам).

Здание современной архитектуры, построенное в конце 1960-х, расположено в окружении себе подобных в районе Лордес — центральном, зеленом и, пожалуй, самом приятном в мегаполисе. Дом стоит на приватной охраняемой территории, квартира удачно расположена на первом этаже.

«Это давало шанс объединить гостиную с пространством outdoor и в городском жилье создать ощущение отпускного дома на природе, — рассказывает Жулиана. — Логично, что приятельница обратилась за помощью ко мне: наша архитектурная мастерская известна постройками в духе «тропического модернизма», где первый уровень обязательно открыт, а граница между домом и улицей размыта.

Чтобы добиться нужного эффекта, мало было снести перегородки. Мы еще и поработали как ландшафтники, разбили сад с буйной зеленью и водоемом, похожий на фрагмент тропической сельвы: он прикрыл холод индустриального бетона. Открыв насколько возможно гостиную, мы создали связанный с ней новый павильон, где теперь находятся летняя столовая и кухня. А то пространство, где столовая была раньше, трансформировалось во вторую гостиную, более приватную и уютную».

Проект на бумаге может выглядеть безупречно, но в реальной жизни порой возникают неожиданные препятствия. «Во время строительных работ обнаружились конструктивные элементы здания — несущая колонна и горизонтальная балка в стене, — рассказывает Жулиана. — Они помешали осуществить задуманное — полностью объединить интерьер с улицей. Пришлось искать новое решение. Чтобы замаскировать конструктив, мы создали оригинальную структуру: со стороны гостиной она выглядит как разноуровневый стеллаж, а со стороны улицы — как г-образная перегородка. Перед ней еще поставили скульптуру обезьяны из дерева, отвлекающую внимание: перегородка будто служит ей задником».

Особенность бразильского интерьера — обилие дерева. Оно продиктовано не только эстетическими пристрастиями населения, но прежде всего экономикой и географией: влажно-экваториальные вечнозеленые леса — гилеи, или сельва, с ценными видами деревьев (свыше 4000 видов) занимают основную часть территории; по запасам древесины твердых пород Бразилия держит первое место в мире. Неудивительно, что для отделки пола здесь обычно выбирают доску из ипе, кумару или жакаранды, а не керамическую плитку или мрамор. В данном случае, чтобы создать ощущение единства интерьера и нового уличного павильона, архитекторы и тут и там обшили потолок доской из бразильского ореха. А вот пол разбили: внутри орех, снаружи — травертин.

При выборе предметов архитекторы отдавали предпочтение бразильским дизайнерам. «Задачей было соблюсти баланс между различными десятилетиями, — объясняет Жулиана. — Мы смешивали разные бренды. Latelier, Cimo, Forma, Teperman — некоторые из них уже не существуют, но они стали важной частью предметной истории страны». Особая гордость — образцы Серхио Родригеса (1927–2014), которого называют классиком и отцом бразильского дизайна; он мастерски работал с деревом. Что касается произведений искусства, здесь хозяева тоже отдали предпочтение компатриотам. Среди авторов Амилкар и Родригу де Кастру, Сирон Франку, Эркулес Барзотти. Народное искусство представлено скульптурой обезьяны работы резчика по дереву Валдира Гомеса Рибейру.

Как и во всяком топовом проекте, здесь много вещей индивидуального изготовления, спроектированных архитекторами. Особенно хороша кухня в жакаранде. «Нашей главной задачей была элегантность. Мы спрятали всю технику: холодильник, посудомоечную машину, духовку и гриль для барбекю. Приборы встроены по бокам от раковины».

Благодаря обилию деревянных отделок и мебели в доме сложилась натуральная палитра. Ковры из шелка и шерсти, которые прибыли из Индии, также выдержаны в нейтральной гамме. «Подобная основа дала нам возможность устроить взрывы цвета: бордо в изогнутом диване от Neobox или зеленый в стоящем рядом кресле. Много ярких красок дарят произведения искусства, а также пышный сад.

История модернизма: бразильский связной

Наш обзор — об исторических фигурах модернизма: его мэтрах и малоизвестных именах

Феномен мебели бразильского модернизма открыли Европе миланская галеристка Нина Яшар (Nilufar) и историк дизайна Ален Чен (Monacelli Press). Год назад флагман Prada в Майами обставили шедеврами бразильских модернистов. В этом году Бразильская торговая палата устроила на Неделе дизайна в Милане национальный павильон, посвященный модернистам середины прошлого столетия и современным дизайнерам.

Оскар Нимейер

 Оскар Нимейер (Оscar Niemeyer), мастер большой архитектуры, автор целого города (Бразилиа, столица страны), также проектировал мебель. Он видел интерьер комплексно и досадливо морщился, когда обстановка спорила с его архитектурным решением.

Нимейеру не нравились прямые линии, и он придумывал мебель обтекаемых форм. Самым известным произведением дизайнера стал шезлонг Rio (модель 1978 года). Его основанием служит сложная конструкция из гнутого дерева. Сиденье сплетено из тростника, есть регулируемый кожаный валик подголовника.

На протяжении 1970-х годов Нимейер придумал больше десятка моделей. Соавтором выступала его дочь Анна-Мария. После смерти отца она получила авторские права на его изделия и четыре года назад дала добро на перевыпуск культовой мебели архитектора.

Проект осуществила компания Etel Interiors с подачи американской галереи Espasso, пропагандирующей бразильский дизайн по всему миру.

Сержио Родригес

 Сержио Родригес (Sergio Rodrigues) начинал как интерьерный дизайнер. В поисках мебели для своих проектов он, как это часто бывает, начал придумывать ее сам. Наследие Родригеса — больше тысячи предметов интерьера, созданных на протяжении нескольких десятилетий. Дизайнер начал проектировать мебель в 1950-х и регулярно пополнял свою коллекцию вплоть до самой смерти четыре года назад.

Родригес делал ставку на удобство. Его мебель универсальна и функциональна. Это кресла и диваны с прочным деревянным каркасом и кожаными сиденьями. Они могут быть сделаны по принципу гамака, как например, модель Kilin, а может напоминать ворох подушек — как в случае с креслом Mole, самой известной работой Родригеса.

В 1999-м году бразильская компания LinBrazil получила права на переиздание мебели дизайнера и с тех пор легендарные кресла и диваны объездили полмира. У марки есть как точные воспроизведения оригиналов, так и вольные фантазии на тему — например, в прошлом году на iSaloni в Милане компания показала Kilin, Mole и другие изделий Родригеса в нехарактерной для них белоснежной обивке.

Жуакин Тенрейро

 Мебель Жуакина Тенрейро (Joaquim Tenreiro) стабильно бьет рекорды на аукционных торгах. Хоакин родом из Португалии, в Бразилии обосновался в 1940-х. Он проектировал мебель на заказ и разрабатывал собственные модели, многие из которых вошли в историю. Например, обеденный стол Organic (1954 год) из экзотической древесины и стекла, по форме напоминающий горное озеро.

Дизайнер считал, что мебель должна оставлять впечатление легкости. Его вещи кажутся воздушными благодаря тонким каркасам и светлой гамме. Тенрейру работал с местными породами древесины: джакарандой, имбуйей и другими, считая, что бразильская мебель должна быть сделана из бразильской древесины. Творческим манифестом дизайнера стало кресло Três Pés, сделанное сразу из трех видов местного дерева. В последние годы жизни Тенрейро сменил амплуа, открыв художественную студию.

Лина Бо Барди

 Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi), женщина-архитектор, заняла свое место в ряду модернистов-мужчин. Первые предметы интерьера она спроектировала для собственного дома в Сан-Паулу, куда они с мужем переехали в 1940-х, эмигрировав из Италии. Самой известной работой Бо Барди стало кресло Bola (1951 год) в виде отреза грубой кожи, натянутого на тонкий металлический каркас.

По сравнению с произведениями коллег-мужчин, оно более декоративно: спинку украшает шнуровка (одновременно и техническая деталь конструкции), а вместо подлокотников использованы начищенные до блеска латунные шары. В 2014-м году компания Arper выпустила серию переизданий еще одного известного кресла Бо Барди — Bowl, в форме чаши.

Рикардо Фазанелло

Золотой мальчик из обеспеченной семьи, уроженец Рио, Рикардо Фазанелло (Ricardo Fasanello) хотел стать гонщиком, в 14 проектировал яхты, но в итоге стал дизайнером мебели, используя приемы автомобильного дизайна в проектировании мебели. Слава пришла к Фазанелло в 1970-х, когда придуманное им кресло Fardos из нескольких рулонов кожи обошло все мировые выставки, получив не одну награду.

Самая известная работа Фазанелло — кресло Esfera в форме шара. Его каркас сделан из стеклопластика, а сиденье в виде двух мягких подушек обито кожей. По очертаниям модель неуловимо напоминает гоночный болид. Дизайнер ушел из жизни в 1993-м, но его студия Atelier Ricardo Fasanello продолжает выпускать оригиналы его мебели, которые поступают в продажу.

Жозе Занин Кальдас

 Жозе Занин Кальдас (Jose Zanine Caldas), автор бразильского аналога «Икеи», делал бюджетную мебель из фанеры. Дизайнер задался целью обеспечить доступными предметами интерьера малоимущие слои населения. Впоследствии Кальдас обратился к натуральному дереву и стал вырезать мебель из бревен.

Выставляя свои изделия на всеобщее обозрение, он надеялся привлечь внимание общественности к массовой вырубке леса. Сейчас его изделия продают известные латиноамериканские галереи, в частности, бразильская Mercado Modermo. Их также можно найти в парижской галерее Chastel-Maréchal.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Бразильский модернизм в MoMA

Музей современного искусства MoMA в Нью-Йорке готовит масштабный показ работ Тарсилы ду Амарал, бразильской художницы, которую называют одним из родоначальников современного искусства Латинской Америки.

Тарсила ду Амарал (1886–1973) родилась в провинциальном бразильском Капивари в семье богатых плантаторов, образование получала в Сан-Паулу, много путешествовала с родителями по Европе, но до двадцати пяти лет об искусстве не помышляла. Лишь поездка по Испании и каталонские традиции живописи и скульптуры вдохновили ее заняться ваянием — в тридцать лет она начала занятия скульптурой в бразильской столице, а спустя четыре года решила переехать в Париж. И учеба в Академии Жюлиана, выходцами из которой были Пьер Боннар, Андре Дерен, Марсель Дюшан и Луиза Буржуа, дала свои плоды в понимании собственного художественного развития. Вдохновленная европейским авангардом, Амарал решила использовать в своей живописи национальные мотивы и примитивистскую эстетику древних народов-кочевников, когда-то осевших в Бразилии. Падкая на постколониальное искусство Европа тогда с восторгом приняла ее яркие наивные работы — первая выставка прошла в 1926 году в Париже. Далее было участие в биеннале в Сан-Паулу и Венеции, сборных экспозициях в европейских и американских музеях и галереях. Но первая масштабная персональная выставка в США состоится только сейчас.

Читайте также:  Выбор Выбор и монтаж дымоходов Вулкан из нержавеющей стали и монтаж дымоходов Вулкан из нержавеющей стали

В MoMA сосредоточатся на ее художественной карьере до Второй мировой войны, времени зарождения и развития модернизма в Бразилии. Здесь соберут более ста двадцати ее полотен и рисунков разных лет, начиная с ранней живописи 1920-х годов, созданной во время учебы в Париже, и заканчивая крупными полотнами второй половины 1930-х, когда внимание художницы привлекала социальная проблематика.

Tarsila do Amaral
«A Negra»
1923
Museo de Arte Contemporânea de Universidade de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«A Cuca»
1924
Centre National des Arts Plastiques, Paris, France
Photography © Cnap / Ville de Grenoble / Musée de Grenoble – J.L. Lacroix
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Abaporu»
1928
Collection MALBA, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Anthropophagy»
1929
Acervo da Fundação Jose e Paulina Nemirovsky, em comodato com a Pinacoteca do Estado de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Setting Sun»
1929
Private collection, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Postcard»
1929
Private collection, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Lonely figure III»
1930
The Museum of Modern Art, New York
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Carnival in Madureira»
Acervo da Fundação José e Paulina Nemirovsky, em comodato com a Pinacoteca do Estado de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Urutu Viper»
Coleção Gilberto Chateaubriand, Museu de Arte Moderna, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Мир дизайна: Да здравствует Бразилия и ее модернистская мебель!

По мере того, как приближаются Олимпийские игры, мы хотим отдать должное принимающей стране, а также местным дизайнерам середины XX века

На фото: Кресло Серхио Родригеса, 1957 год. Фото: R&Co

Во вступлении к книге Арика Чена со-основатель галереи R&Co Зести Маейрс объясняет, почему бразильская мебель уникальна. По его словам, одним из ключевых факторов ее появления стала иммиграция и связанное с ней смешение европейского дизайна с местной, африканской и другими культурами.

На фото: модель с основой из древесины джакаранда, сиденьем и спинкой, переосмысленное и сделанное из сотканной вручную ткани дизайнером Тарой Чапас. Фото: Sherry Griffin

Чен, критик в области дизайна, куратор выставок по архитектуре и дизайну в гонконгском музее M+, включил в свою книгу короткие биографии более десяти самых известных бразильских дизайнеров мебели середины прошлого века. Один из них, Хоакин Тенрейро (1906-1992), научился работе по дереву у отца в Португалии, а затем применил эти навыки в Бразилии, куда переехал в 1928 году. Сначала он делал мебель для богатых домов, обставленных в исторических стилях. Решив, что такие тяжелые и перегруженные деталями предметы интерьера не уместны на его новой тропической родине, Хоакин начал экспериментировать с обтекаемыми линиями и формами.

В 1942 году на работы Тенрейро обратил внимание один из самых известных на тот момент бразильских архитекторов Оскар Нимейер, заказавший ему мебель для здания, которое строил. По словам Чена, эти предметы мебели вобрали в себя влияние Баухауса, итальянского и скандинавского дизайнов. В том же году Тенрейро создал то, что Чен считает прорывом в области дизайна: кресло Leve. Благодаря обитым кожей подушкам, словно бы парящим на элегантной основе из слоновой кости, имбуйя (похожей на древесину грецкого ореха) или джакаранда, кресло отражает идеи Тенрейро о том, что бразильская мебель должна быть легкой, элегантной и функциональной.

Фото: Шерри Гриффин, R&Co

Кресло Três Pés (с тремя ножками), 1947 год
В своей книге Арик Чен пишет: «Неудивительно, что в стране, названной в честь древесины, дизайн связан прежде всего с местным деревом». Португальские завоеватели были очень заинтересованы в бразильском красном дереве (Caesalpinia echinat), которое называли пау-бразил из-за красителя огненно-красного цвета, который оно давало (слово «Pau» означает «палка», а «brasil», судя по всему, происходит от «brasa» или «угли»). Позже эта древесина стала популярна за счет своей прочности и гибкости, что особенно ценилось в производстве скрипок, а теперь ставит под угрозу этот почти исчезнувший вид.

Кресло Três Pés отражает, на взгляд Чена, то мастерство, с которым Тенрейро работал с окрашенной и пористой бразильской древесиной. В этой версии кресла три типа древесины образуют сидение и спинку в полоску, которые опираются на три повернутых ножки. Очевидно, что эти кресла имели для дизайнера особое значение, ведь он не раз, согласно журналу «Cultured», называл их оригинальными произведениями дизайна и дарил тем, кто делал у него большие заказы.

Фото: Шерри Гриффин

Кресло Bola (Шар), 1951 год
Комфорт — еще одна из отличительных черт бразильского дизайна. Так, Чен, например, отмечает, что Тенрейро снизил высоту столов, чтобы за ними было удобнее сидеть. Вскоре примеру дизайнера последовала архитектор Лина Бо Барди (1914-1992), создав кресло Bola — отрез кожи, натянутый на железную основу, отделанную латунью. Кресло было сделано специально для Casa de Vidro («Стеклянного дома»), резиденции в Сан-Паулу, которую архитектор построила для себя и своего мужа, арт-критика Пьетро Марии Барди.

Пара иммигрировала в Бразилию в 1946 году из разрушенной войной Италии, где Бо Барди работала с Джо Понти. «Я ощущала, что нахожусь в удивительной стране, где все возможно, — пишет архитектор вскоре после своего прибытия в Бразилию. — Я была счастлива, а Рио не был разрушен».

Год спустя Пьетро Мария Барди стал со-основателем Музея изящных искусств Сан-Паулу, который и возглавлял в течение следующих 50 лет. Кстати, здание музея из стекла и бетона спроектировала его жена.

Фото: Марко Кови для Arper

Кресло Bowl, 1951 год
В своих архитектурных и мебельных проектах Бо Барди старалась не только сохранить черты местной культуры, но ставила на первое место человека и его движение. «Пока человек не вошел в здание не поднялся по лестнице и не стал его хозяином, — пишет она, — ни о какой архитектуре не может быть и речи».

Революционное кресло Bowl, ставшее одним из самых известных предметов мебели, созданных Бо Барди, поощряет общение между людьми. Сидение полусферической формы неплотно сидит на круглой металлической основе, прикрепленной к четырем ножкам, и поэтому может покачиваться или даже подскакивать. В свое время Бо Барди сделала всего две версии кресла: из черной кожи и прозрачного пластика.

При жизни архитектор не получила признания — первая ретроспектива ее работ прошла только в 1989-м. Однако в последние годы работы Лины Бо Барди, которую британский критик Роуан Мур считает самым недооцененным архитектором современности, выставляются в галереях и музеях США и Европы. А в 2014 году, в столетнюю годовщину со дня рождения архитектора, компания Arper выпустила 500 кресел-чаш из черной кожи и цветной ткани. Прибыль от продаж пошла в Институт Лины и Пьетро Марии Барди в Сан-Паулу, которому принадлежат права на дизайн.

Фото: Джое Крамм, R&Co

Стулья Mocho, 1954 год
Чен отмечает, что первое поколение бразильских дизайнеров создавало мебель в скромных ремесленных масштабах. Ситуация изменилась с появлением Серхио Родригеса (1927-2014), которого критик называет «возможно, самым бразильским из всех дизайнеров».

Родригес родился в Рио в семье оперной певицы и актера. О проектировании мебели он узнал от дяди и решил изучать архитектуру в колледже. По словам Чена, в Бразилии в то время дизайн был одним из направлений архитектуры, и Родригес решил сфокусироваться именно на нем. Его первым проектом стали стулья Mocho — игривая вариация на тему традиционного стула, который использовали в деревнях, чтобы доить коров. Отверстие посередине и вогнутая форма стали его отличительными чертами.

В 1955 году Родригес основал мебельную компанию Oca, названную в честь местных соломенных жилищ, чтобы показать свои работы и продемонстрировать размеренность бразильского образа жизни. В период расцвета компании у нее было большое производство и филиалы по всей Бразилии, а также в Калифорнии.

Кресло Mole (мягкое), 1957 год
Удобное кресло привело Родригеса к славе. Оно выиграло первое место на международном мебельном конкурсе, который прошел в Италии в 1961 году. Кресло Mole появилось на рынке одновременно со строительством новой столицы страны Бразилиа — первого города, спроектированного с нуля с применением современного планирования и урбанистики. По словам президента Жуселину Кубичека, Бразилиа воплотил в себе «50 лет прогресса за 5». Главным проектировщиком города выступил Луси Коста, а архитектором — Оскар Нимейер. Оба были настолько впечатлены работой Родригеса, что предложили дизайнеру предоставить огромное количество созданных им предметов мебели для новых зданий.

Читайте также:  Дизайн потолка в спальне – 32 фото идеи

Это было время прорывов для страны, где важное место отводилось новшествам, изобретениям и национальным чертам в области не только архитектуры, но и искусств. Согласно Чену, Родригес был воплощением духа времени. За 60 лет работы он создал более 1 200 предметов мебели.

Фото: Джое Крамм, R&Co

Кресло для отдыха марки Forma, 1950-е и 1960-е годы
Карло Хонер (1927-1997), иммигрант из Италии, какое-то время владел вместе с Родригесом мебельным магазином и купил в Сан-Паулу завод по производству предметов интерьера, который некогда принадлежал Лине Бо Барди. В 1955 году Хонер и Мартин Айслер (1913-1977) — австриец из Вены, осевший в Буэнос Айресе, основали компанию Forma, чтобы продавать созданную ими мебель в промышленном масштабе и на международном уровне. По словам Чена, плодами их сотрудничества стала мебель промышленного дизайна, которая при этом была элегантной, но доступной. Сегодня компания-наследница Interieur Forma, находится в Аргентине, но представлена и в Бразилии.

В своей книге Чен отмечает, что к началу 1960 года Кубичека начали критиковать за то, что «Бразилиа пережила 50 лет инфляции за 5». Страна страдала от социальных и политических потрясений. В 1964-м в результате военного переворота в стране была установлена диктатура, продержавшаяся до 1985 года. Последовавший за этим экономический рост, получивший название «Бразильского чуда» сыграл на руку некоторым дизайнерам, таким как Рикардо Фазанелло и Жан Гийон. Однако, как отмечает Чен, подавление инакомыслия и сокращение экспорта вынудили многих уехать из страны.

Кресло Esfera (Сфера), 1968 год
Рикардо Фазанелло (1930-1993), выросший в богатой семье в Сан-Паулу, был настолько увлечен гоночными машинами, что научился водить в 11 лет. После серьезной аварии, в результате которой он провел год в больнице, Фазанелло решил их проектировать. Однако в результате он стал дизайнером мебели, детали для которой заимствовал из отделки дорогих машин (например, швы). Как и другие создания Фазанелло, кресло Esfera сочетает в себе новые материалы (стеклопластик и полиэфирную смолу) с традиционными, например, кожей.

Кресло Jangada (Плот), 1968 год
Жан Гийон, архитектор румынского происхождения (1919-2007), приехал в Бразилию в 1956 году. Он работал над оформлением интерьеров, отелей, ковров и мебели, а вдохновение черпал в местных материалах и ремеслах. В основе дизайна кресла Jangada, самого известного из его проектов, лежит бразильское традиционное судно — плот. При создании кресла использованы сети и основа из древесины джакаранда, поддерживающая кожаное сидение.

Перевыпуск кресла «Рио» из черной кожи и основы из гнутого букового дерева 2007 года. Фото: Шерри Гриффин

Кресло «Рио», 1971 год
В 1967 году ярый коммунист Нимейер (1907-2012) покинул Бразилию, где установилась диктатура, и переехал в Париж. Здесь в 1971-м он впервые начал работать над созданием предметов мебели вместе с дочерью Анной Марией Нимейер, которая отвечала за обстановку в спроектированных отцом домах. Сидение из плетеного тростника и основа из гнутого дерева кресла-качалки «Рио» отражают основные черты зданий архитектора: «линии, которые я вижу в горах своей страны, волнах океана и теле любимой женщины».

Несмотря на то, что Нимейер занялся архитектурой довольно поздно, пишет Чен, он смог найти в ней продолжение собственной архитектуры и признать, что дизайн мебели «нелегко сочетает в себе комфорт и красоту».

Фото: Джое Крамм

Резные кресла, 1970-е годы
В 1940-е и 50-е годы дизайнер-самоучка Жозе Занин Кальдас (1918-2001) сделал себе имя на проектировании и производстве доступной мебели из фанеры для Сан-Паулу и новых домой в Бразилиа. Однако вернувшись в родной штат Баия, дизайнер пришел в ужас от масштабов вырубки леса. Беря пример с местных ремесленников, вырезавших лодки из выброшенных бревен, он начал по возможности вырезать мебель из спасенной древесины (и сажать новые деревья при ее отсутствии). Благодаря «протестной мебели» Кальдаса, по словам Чена, удалось обратить внимание общественности на разрушительные последствия тех техник, на которых основывалось производство мебели.

Сегодня Занини де Занин, сын Кальдаса и ученик Родригеса, продолжает дело отца, используя отходы производства и переработанные материалы для инновационных проектов. Благодаря таким дизайнерам как Занин за будущее дизайна мебели в Бразилии можно не беспокоится.

На обложке книги «Модернизм в Бразилии» изображено кресло Серхио Родригеса Tonico (1963), с оригинальной обивкой и кожаной подушкой. Фото: издательство The Monacelli Press

Не только кресла
Книга «Модернизм в Бразилии», изданная совместно с галерей R&Co, посвящена не только креслам. Она включает в себя исторический контекст, биографические справки и более 400 фотографий самых разных предметов мебели XX века.

«Бразилия является, возможно, одним из последних (или самым последним) открытием в области дизайна мебели XX века», — пишет Майерс во вступлении. Чен в свою очередь объясняет, что бразильские дизайнеры середины прошлого века не так известны, как скажем, Рей и Чарльз Имзы или Марсель Брейер, во-первых, в силу изоляции, установившейся во время режима диктатуры, а во-вторых, из-за сложностей, с которыми им пришлось столкнуться при работе с экзотическими породами дерева, которые могли ссыхаться в другом климате или являлись исчезающими. (Согласно международным торговым соглашениям торговля товарами, изготовленными из пород дерева, находящими на грани исчезновения, запрещена).

Однако есть все основания надеяться, что эти дизайнеры наконец получат должное признание. В последние годы такие компании, как Etel Interiores и LinBrasil начали перевыпускать их предметы мебели, используя другие типы древесины в тех случаях, где это необходимо. В начале этого года Вэйд Тервиллирег, президент аукциона Palm Beach Modern Auctions, заявил, что интерес к бразильскому дизайну вырос. А Espasso, галерея, посвященная старой и современной бразильской мебели, открыла четвертый филиал в Майами. (Другие находятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне). Репутация бразильского дизайна эпохи модерна, возможно, вскоре достигнет тех же масштабов, что и бразильская архитектура той эпохи.

Первый модернистский дом в Бразилии

На улице Санта-Крус в городе Сан-Паулу стоит дом, утопающий в зелени. Сегодня дом и окружающий его сад – часть Музея города Сан-Паулу. Он был построен в 1927 году, и это первая в Бразилии модернистская постройка.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © g1.globo.com

Архитектура бразильского модернизма всемирно известна благодаря Бразилиа, удивительному городу, спроектированному с нуля гигантами архитектуры Лусиу Коста и Оскаром Нимейером. Органичное взаимодействие мировых тенденций и национальных черт, особая карнавальность бразильской культуры, воплощенная посредством строгих и лаконичных выразительных средств модернизма, – вот то, что восхищает в работах Нимейера. Бразильский архитектурный модернизм имеет национальные черты, которые делают его уникальным и самобытным. Формирование этих особенностей стиля началось сразу с прихода идей модернизма в Бразилию. И это очень интересная история.

Лусиу Коста, Френк Ллойд Райт и Грегори Варшавчик, Рио-де-Жанейро, 1931 год © enciclopedia.itaucultural.org.br

Архитектор первого модернистского дома в Сан-Паулу – Грегори Варшавчик (Gregori Warchavchik), бразилец российского происхождения. Он родился в Одессе, бывшей тогда городом Российской Империи, там же начал учиться на архитектора, затем продолжил обучение в Риме. В 1923 году был приглашен на работу инженером-архитектором в бразильскую строительную фирму и остался в Бразилии до конца своей жизни. Вскоре его женой стала бразильянка Мина Клабин, дочь промышленного магната.

Варшавчик приехал в Сан-Паулу через год после важнейшего события, определившего ход развития искусства в Бразилии первой половины XX века, – Недели современного искусства 1922 года. В Сан-Паулу бурлила интеллектуальная жизнь, и молодой архитектор быстро влился в ряды авангарда. Уже в 1925 году газета «Утренняя почта» (Correio da Manhã) публикует его манифест о современной архитектуре. В нем Варшавчик говорит о том, что современная архитектура должна своим видом соответствовать изменениям в человеке, его жизни и мировоззрении, следовать за прогрессом и механизацией.

«Нашим индустриям, двигателям технического прогресса, уготована роль Медичи в эпоху Возрождения или Людовиков во Франции. Принципы крупного производства, стандартизация дверей и окон не навредят современной архитектуре, напротив, помогут архитектору создать то, что в будущем назовут стилем нашего времени. Мысль архитектора будет вынуждена работать интенсивнее, его внимание не будет сковано декоративными украшениями, поиском пропорций и так далее. Стандартные части зданий подобны нотам, из которых композитор сложит музыкальное здание.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

…Построить наиболее удобный и дешевый дом, вот к чему должен стремиться архитектор – строитель нашей эпохи мелкого капитализма, когда экономический аспект имеет наибольшую важность. Красота фасада должна отражать функциональность внутренней планировки, так же как форма машины обусловлена механизмом, который и есть ее душа». (Из статьи Г. Варшавчика «О современной архитектуре». Газета «Утренняя почта» 1925 г. Пер. автора)

Манифест Грегори Вашавчика «О современной архитектуре» по многим пунктам созвучен другим подобным документам, вышедшим в то время и выражавшим новые архитектурные идеи. Та же идея построения внешней эстетики на основе организации внутреннего пространства является базой для «Пяти отправных точек современной архитектуры», сформулированных Ле Корбюзье в 20-х годах.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Дом Варшавчика на Санта-Крус встретил много критики, как сразу после постройки, так и позже. Если негативная реакция современников архитектора, адептов классического подхода к архитектуре, ожидаема и понятна, то критика со стороны модернистов до сих пор может вызывать споры. Главная претензия сторонников новой архитектуры к дому Варшавчика заключалась в том, что дом этот, по мнению критикующих, не является модернистской постройкой.

Если обратиться к пяти пунктам модернистской архитектуры Ле Корбюзье, в которых выразились главные тенденции в архитектуре тех лет, обусловленные как новым подходом, так и конструктивными возможностями новых материалов, в частности железобетона, то дом Варшавчика не соответствует ни одному из пяти. Все эти отправные точки современной архитектуры Ле Корбюзье – столбы-опоры, плоская крыша-терраса, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад – либо отсутствуют вообще в строении Варшавчика, либо имитируются. Сплошной фундамент и несущие стены, из-за которых фасад лишается легкости, а внутренняя планировка – открытости.

Читайте также:  Дизайн маленькой ванной комнаты 70 фото интерьеров, идеи для ремонта

Техническая реализация четырех из пяти пунктов напрямую зависит от используемого при строительстве материала. Первый модернистский дом построен на самом деле из кирпича, а не из железобетона. Не будет большим преувеличением сказать, что в первой трети XX века в Бразилии было невозможно найти не только мастеров, знающих технологии использования новых материалов, но и сами эти материалы. И архитектору пришлось применить все свои умения и фантазию, чтобы построенное традиционными методами из традиционных материалов сооружение производило эффект новаторского строения.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Пытаясь если не конструктивно, то хотя бы внешне соблюсти принципы архитектуры модернизма, архитектор столкнулся с огромными трудностями. Ему пришлось выполнять не только функции архитектора, но также, на протяжении всего строительства, функции прораба: не было ни дня, когда рабочим не потребовались бы разъяснения, надзор и помощь. Многие типовые конструктивные элементы, уже производившиеся в Европе, пришлось разрабатывать с нуля с учетом местных возможностей и производить специально под этот проект.

Первые препятствия возникли уже на этапе согласования постройки с властями. Дом в том виде, в котором был построен, имел все шансы не быть одобренным для строительства в этом районе. Участок, на котором строил Грегори Варшавчик, принадлежал семье жены архитектора, Мине Клабин, и располагался в богатом районе со строгими требованиями к застройке. По этой причине фасад на утвержденном проекте был украшен филенками и карнизами, маскировавшими непривычную простоту и строгость форм.

Дом на Санта-Крус в Сан-Паулу. Архитектор Г. Варшавчик © www.archdaily.com.br

Одна из претензий к дому, вокруг которой разгорелась публичная дискуссия в прессе, – черепичная четырехскатная крыша вместо плоской террасы. Легко предположить, почему архитектор даже не попытался сделать плоскую крышу-террасу: дом должен был быть жилой, удобный и практичный, он строился для семьи Варшавчика, а надежный способ гидроизоляции в условиях тропических ливней еще не был найден. Известно, что и у Ле Корбюзье были проблемы с протеканием плоской кровли на вилле Савой – первой подобной постройки в Европе. Важно заметить, что использование черепицы не было капитуляцией перед трудностями. Грегори Варшавчик большое значение придавал национальным особенностям бразильской архитектуры и искал пути включения местного колорита в космополитический образ модернистского жилища. Черепичную крышу нельзя увидеть со стороны главного фасада: стены, поднятые выше уровня конька, скрывают покрытие, и фасад выглядит убедительно строго. Зато с обоих боковых фасадов черепица использована для покрытия навесов веранд на уровне первого этажа, в полной мере в поле зрения наблюдателя.

«Не желая копировать то, что делают в Европе, вдохновленный волшебными бразильскими пейзажами, я пытался создать такую архитектуру, которая бы адаптировалась к местности, климату и старинным традициям этой земли. Рядом с точными ровными линиями, горизонталями и вертикалями, которые являются, в форме кубов и плоскостей, главным элементом модернистской архитектуры, использовал такую декоративную и такую характерную колониальную черепицу», – писал Варшавчик в своей статье «Новая архитектура» в ответ на критику других архитекторов. (Из статьи Г. Варшавчика, 1927 год. Пер. автора)

Региональные черты отразились не только в использовании колониальной черепицы. Сад, который спроектировала Мина Клабин, состоял из тропических растений, что было крайне нетипично для того времени. Совершенно не стараясь найти местную замену растениям, использовавшимся для ландшафтного дизайна в Европе, она составила композиции из необычных форм кактусов, агав и пальм.

Сад дома на Санта-Крус в Сан-Паулу. Автор ландшафтного проекта Мина Клабин © www.archdaily.com.br

Несмотря ни на что, сегодня творение Грегори Варшавчика имеет звание первого модернистского дома в Бразилии. На свой страх и риск, не имея ни материалов, ни подходящей рабочей силы, располагая только финансовой и идейной поддержкой семьи своей супруги, архитектор строил дом, который сдвинет бразильскую архитектурную школу с мертвой точки академизма. Необходимо было показать новую архитектуру, пусть даже она пока только имитировала многие конструктивные новшества, построить модернистский дом и жить в нем со своей семьей. Внешний вид дома производил сильнейшее впечатление, настолько необычным он был для Сан-Паулу тех лет. После этого первого практического опыта процесс было уже не остановить. За следующие три года Варшавчиком было построено еще несколько частных домов. Презентация публике второго из них, дома на улице Итаполис, сопровождалась временной выставкой модернистского интерьера: комнаты были обставлены современной мебелью и предметами, отражавшими самые передовые тенденции в дизайне, стены украшали картины молодых художников. Во время выставки проводились лекции и творческие встречи.

Выставка модернистского интерьера в доме на улице Итаполис в Сан-Паулу © www.archdaily.com.br

Влияние идей и таланта Грегори Варшавчика можно проследить в бразильской архитектуре вплоть до наших дней. В 1930 году Лусиу Коста, занимавший тогда должность директора Академии художеств Рио-де-Жанейро, позвал Варшавчика на должность преподавателя архитектуры. А в 1931 Коста и Варшавчик вместе основали архитектурное бюро, куда в 1934 году пришел работать стажером Оскар Нимейер.

И Коста, и Нимейер, и другие архитекторы следующих поколений никогда не забывали упомянуть Грегори Варшавчика как профессионала, оказавшего сильное влияние на их становление.

10 фантастичных современных домов

Экология жизни.Шикарные, вдохновляющие и просто красивые современные дома – гордость архитекторов homfy и всего сообщества! Мы всегда рады делиться с вами проектами, которые не просто изменили жизнь одной семьи к лучшему, но и послужат нам всем прекрасным примером удачного коттеджа или виллы.

Шикарные, вдохновляющие и просто красивые современные дома – гордость архитекторов homfy и всего сообщества! Мы всегда рады делиться с вами проектами, которые не просто изменили жизнь одной семьи к лучшему, но и послужат нам всем прекрасным примером удачного коттеджа или виллы.

В этой фото-подборке вас ждут проекты в стиле модерн – современные, функциональные и стильные. В основном, они имеют панорамное остекление практически во всех зонах, террасы и и другие удобные места для отдыха на участке. Обратите внимание, что в планировке почти все из них придерживаются одной концепции – закрытые приватные фасады со стороны улицы и открытые с видом на сад – с обратной стороны.

​Летний домик с люксовым патио

Международный хит на homify – летний домик от харьковского архитектора Александра Жидкова – особенно привлекателен утопленным в террасу очагом. Здесь, в окружении леса и его ароматов, можно провести потрясающие выходные или подарить детям незабываемое лето!

​Коттедж с бассейном

Еще один проект дома, который нас поразил – эта очаровательная вилла в стиле модерн с бассейном, которая кажется очень уютным местом для жизни. Дом традиционного облика с черепичными крышами, двустворчатыми высокими дверями в сад и с общим настроением средиземноморья явно заслуживает вашего внимания.

​Чистый модерн из Мексики

Латиноамериканский модерн выглядит особенно геометрично и стильно, об этом мы узнали из статьи «Проекты домов в стиле бразильяно» и убедимся, глядя на этот мексиканский проект. Только представьте – этот коттедж имеет лишь одно окно с видом на улицу, но не кажется неприступным замком, а скорее футуристичным дизайнерским проектом.

​Вилла на краю света

Еще один проект, который заставил нас полностью пересмотреть идею загородного образа жизни и подумать о строительстве виллы где-нибудь на острове в океане и с хорошим интернетом – этот удивительный дом, невероятно эффектно расположенный на склоне холма

​Португальская ривьера

Еще один дом, который дает нам особенное вдохновение изысканным белоснежным модерном, построен в Португалии и наверняка является прекрасным местом для жизни. Простые линии, открытая планировка и обилие света делают его проектом, о котором хочется узнать побольше.

​Дом с секретом

Этот удивительный дом с невероятным бассейном интересной формы, вторым бассейном на втором уровне, водопадом, соединяющим их в одно единое целое, и просто фантастической планировкой, включающей внутренний дворик с пальмой, создан в Колумбии и готовится к реализации. Стоящий прямо на берегу и имеющий собственный причал он выглядит как идеальное место для отдыха.

​Оазис стиля и семейная идиллия

О таком доме мечтают многие – шикарный, просторный, стильный и современный, с красивым патио и бассейном, панорамным остеклением и несколькими террасами. Он – не просто образ, но реальная цель, которая и для вас может стать путеводной звездой при восхождении на вершину. Этот проект реализован в Швейцарии под Цюрихом архитекторами из фирмы MEIER ARCHITEKTEN.

​Семейный модерн

Еще один дом-мечта с внутренним двориком расположен в Калининграде и оформлен студией дизайна интерьера Асии Орловой. Модерн и очарование подсветки здесь смотрятся очень эффектно в формате семейного коттеджа.

​Футуристика в лесу

Стильный проект с отделкой натуральной древесиной с имитацией ценных пород особенно аутентичен в лесу, полном своего собственного очарования. «Квадратный Мандарин» – это большой современный дом, предназначенный для людей, ценящих комфорт и открытое пространство. Общая площадь – 404 кв.метра.

​Шикарная вилла

Вилла, похожая на те, что можно найти в Голливуде, построена в Бразилии и ни в чем не уступает оригиналу! Расположенная, согласно правилам стиля, на склоне холма и имеющая террасы с бассейном и сплошное панорамное остекление с видом на задний дворик она является вызовом для нас, заставляя мечтать о большем – о лучшем! опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию