Здание спотривного комплекса в Нидерландах Интернетжурнал Inhomes

Амстердам Zuid — финансовый центр столицы Нидерландов

В Роттердаме говорят, что их город зарабатывает деньги для всей страны, а в Амстердаме умеют лишь их тратить. Это не совсем правда. Амстердам — один из крупнейших финансовых центров Европы и родина многих крупных корпораций. Например, здесь родилась компания Букинг, их штаб-квартира до сих пор в Амстердаме. С недавних пор с ними соседствует даже головная компания Яндекса.

Если центр города отдан туристам, то бизнес живёт в относительно новом районе города — Zuid, или Юг по-нашему. Здесь хорошая логистика с аэропортом, центром города и Роттердамом — идеальная локация для деловых людей. Здесь есть свои проблемы, которые решают прямо на наших глазах.

Трасса проблемы

Район находится у границ города, контактируя с соседним городом Амстелвеен. Развитие сюда пришло в начале 20 века, план застройки был подготовлен в 1917 году. Активная же застройка началась в 1960-х годах с постройкой шоссе А10.

По центру дороги идут жд пути, сердцем района стала станция Zuid: сюда приходят трамваи, метро, электрички и дальние поезда. Этот транспортный хаб, с одной стороны, даёт жизнь всему вокруг, а с другой — убивает место. Район оказался разделён рукотворной рекой из асфальта и бетона.

Весь транспорт идёт выше уровня улицы, поэтому тут хотя бы нет ужасных под- или надземных переходов, всё в одном уровне, но когда у тебя район связывается трубой, это не есть хорошо.

Здесь это понимают, поэтому хотели убрать весь транспорт под землю и построить на освободившемся месте обычные кварталы. Проект оказался слишком дорогим, стороны не смогли договориться, поэтому пока лишь убирают трассу. Общая стоимость проекта составит около 2 миллиардов евро. Полностью работу планируется завершить к 2028 году.

Проект включает в себя и задел под растущий пассажиропоток. Zuid — самая быстрорастущая станция в Нидерландах: ежедневно ей пользуется 80 000 человек, а к 2030 году ожидается от 250 000 до 300 000 человек. Подготовительные работы по строительству тоннеля Brittenpassage начались в мае этого года. Одним из самых сложных этапов стала установка секции бетонной крыши размером 70 х 12 х 2 метров весом в три миллиона килограмм под трассой A10 и жд путями! Крышу сделали заранее:

В прошлый же четверг в 22.00 полностью закрыли А10 и частично жд сообщение, чтобы начать двигать крышу на своё место. Работа велась круглосуточно, несмотря на задержку из-за непогоды, и была завершена в понедельник в 4 утра, на час раньше запланированного срока. В работе принимало участие 500 человек.

Метро и новая велопарковка

В этом году в городе открылась новая линия метро, которая идёт с севера на юг. Она, в том числе, соединяет центральный вокзал города с нашим деловым районом. Раньше нужно было ехать в обход и путь занимал довольно много времени, сейчас на поездку уходит около 10 минут.

Тут нужна небольшая историческая справка: в Амстердаме не любят метро. Во время стройки первых линий в городе активно сносили кварталы, возводили тоннели и строили на пустырях что-то новое. Такое варварское отношение к истории города и жителям вызывало массовые протесты, даже задействовали водомёты для подавления людей.

Такая реакция породила дискуссию о судьбе Амстердама и новых проектов, в результате которой планы по сносу были свёрнуты, город дошёл до наших дней в почти оригинальном виде. Строить же метро закрытым способом в местном грунте — задача сложная и дорогая, поэтому долгое время политики не соглашались на строительство новых линий.

В Zuid станция расположена сверху, где автомобильная трасса и жд платформы. В центре же идёт под землёй, тут всё довольно просто:

Сдержанность и функционализм:

Как я уже рассказывал, велосипед в Нидерландах — полноценный вид транспорта, который включён в общественный транспорт. Раньше перед Zuid всё было упарковано:

Сейчас подобное доделывают с другой стороны:

Управляющая компания

Район с городом учредили специальную компанию для создания стратегии развития и отслеживания всего процесса. Она находится в одном из деловых центров:

Сюда абсолютно свободный вход, внутри стойка ресепшена, кофе, много схем и информации о планах. Вся документация в открытом доступе.

Здесь же сидят сотрудники. Могу ошибаться, но у нас подобная форма управления крупными городским проектами почти не применяется.

Для жизни или для бизнеса?

Здесь много высоток:

Вообще этот район не похож на типичный Амстердам:

Пустыри — довольно редкое явление для плотных городов Нидерландов в принципе:

Здесь местные архитекторы отрываются по полной, чем-то это напоминает Роттердам:

На улице был ураганный ветер, поэтому не стоит удивляться отсутствию людей.

Но велосипеды вдоль улиц и у бизнес-центров намекают, что людей здесь очень много:

Если бы все эти люди приехали на машинах, то нужен был бы огромный паркинг. Но проблем с пробками и асфальтовыми полями нет, если у вас в городе умная мобильность с понятными приоритетами!

Может показаться, что район абсолютно деловой, но это не так. Здесь не стали совершать ошибок с разделением функций. Здесь много жилых домов, есть школы, садики и даже университеты — кампусы с общежитием я показывал ранее. Район не вымирает днём или вечером.

Как я понимаю, амстердамцы не горят желанием жить в модных высотках, там квартиры снимают корпорации для экспатов.

Детский сад для жителей. От оживлённой улицы он спрятан живым буфером с грядками:

Детский сад встроен в жилой дом, а игровая зона располагается ниже уровня улицы. Детские сады в стране платные, но государство покрывает часть расходов в зависимости от достатка родителей.

Школы делятся на два типа: начальные и старшие. Начальные рассчитаны на маленьких детей до 12 лет и расположены в шаговой доступности от жилых кварталов — туда детей привозят родители. Старшие идут реже, но в них дети ездят сами:

Она стоит прямо на канале, никаких заборов нет. В Нидерландах дети не боятся воды — их учат плавать, в том числе в одежде и через трубы. Если ребёнок упадёт в канал и даже если его засосёт, он выживет — его к этому готовят.

Зайти в школу может любой, но снимать внутри нельзя — нормы по охране приватности детей запрещают это. Напомню, что у меня есть отдельный пост про новую школу в другом районе Амстердама.

Подробнее про район

Изучать Нидерланды я ездил вместе с местными архитекторами команды Урбан институт. Если кому-то интересно, то в апреле будет следующая образовательная поездка курса «Архитектура и Урбанизм». По промокоду «Гершман одобряет» дают 10% скидки, набор книг по современной архитектуре Нидерландов и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров. Программа отлично подходит чиновникам, архитекторам, дизайнерам и урбанистам.

Дальше же будут посты про местный опыт реновации и детали самого города, не переключайтесь 😉

ТОП 7: Современная архитектура Нидерландов

Ровные ряды аккуратных четырехэтажных домиков вдоль многочисленных каналов – это, пожалуй, самый распространенный образ, возникающий при мысли о традиционной архитектуре Нидерландов. Сегодня же многие голландские города могут похвастаться довольно яркими образцами современной архитектурной мысли, интересными объектами различного назначения – от театров и начальных школ до музеев и торговых центров.

Читайте также:  Комбинированные котлы отопления дрова газ Обзор + Видео!

Портал Я архитектор представляет семь наиболее выразительных проектов, реализованных в Нидерландах в последние годы.

1. Калейдоскопический театр в Лелистаде

Проект: Theatre Agora

Автор: UN Studio

Год постройки: 2007

Необычное здание является частью плана программы Lelystad by Adriaan Geuze, призванной активно развивать центральную часть Лелистада – города, которому еще не исполнилось 50 лет. Этот уникальный театр – результат профессионального подхода и свободного полета творческой мысли архитекторов UN Studio. Авторы проекта считают, что здание Agora Theatre является одним из самых сложных объектов за весь период их работы.

2. Аморфная структура в Эйндховене

Проект: Admirant e 18 September Plein

Автор: Massimiliano & Doriana Fuksas

Назначение: торговый центр

Год постройки: 2010

Это сооружение появилось в результате реконструкции центральной части Эйндховена, предусматривавшей обустройство крупного торгово-офисного центра, автомобильного и велосипедного паркингов и входа в подземную часть проекта. Аморфные обтекаемые формы нового корпуса торгового центра со стеклянными фрагментами на фасаде создают увлекательные и динамические пространственные конфигурации внутри здания.

3. Зеркальный куб в Роттердаме

Проект: Atriumtower Hiphouse Zwolle

Автор: Atelier Kempe Thill

Назначение: социальное жилье

Год постройки: 2009

Авторы этого проекта решили сломать сложившийся в Европе стереотип, что квартиры для малообеспеченных слоев населения или студентов (социальное жилье) должны быть, как правило, тесными, темными и уродливыми. Поэтому они спроектировали многоэтажный дом со стеклянными стенами, который просто залит естественным светом в любое время суток и предоставляет своим обитателям достойные условия для проживания. Этот стеклянный куб с параметрами 23 м×32 м×25 м был удостоен в 2010 и 2011 годах нескольких престижных архитектурных наград.

4. Остроконечный муниципалитет в Гааге

Проект: The Hague Municipal Office

Автор: Rudy Uytenhaak

Год постройки: 2011

В этом белом «бумажном самолетике» расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги: муниципалитет, загс, городская библиотека и информ-центр. Легкость и стремительность, выраженная в дизайне здания, продолжена и в его интерьерах. Внутренние стены постройки практически прозрачны, а все офисы выходят в стеклянный остроугольный атриум, объединяющий различные по функциям этажи. Легкие и одновременно прочные конструкции из тонких балок и визуально невесомых перекрытий максимально раскрывают внутреннее пространство.

5. Морской музей Текселя

Проект: Maritime and Beachcombers Museum

Год постройки: 2011

Издавна жители острова Texel, жизнь которых неразрывно связана с морем и судоходством, собирали куски дерева от потерпевших крушение кораблей и использовали их в строительстве. Не удивительно, что в наше время именно здесь появился музей с необычным названием «Музей моря и людей, собирающих выброшенные морем на берег вещи». Здание этого учреждения, построенное по проекту архитектурного бюро Mecanoo, выполнено в соответствии со старинной эко-традицией местного строительства. Вторично использованная древесина твердых пород послужила материалом для отделки фасадов здания. Ее благородный серебристый оттенок – результат многолетнего воздействия воздуха и влаги.

6. Здание-волна в Альмере

Проект: Block 16

Архитектор: René van Zuuk

Назначение: отель + торговый центр

Год постройки: 2005

Принцип строительства здания Block 16 во многом похож на систему возведения тоннелей, основанную на одновременном литье стен и пола. Изменение длины прилегающих друг к другу ячеек в конечном итоге привело к образованию оригинальной неоднородной формы фасада. Хотя творение голландского архитектора René van Zuuk называют «Волна», поскольку своеобразная архитектура действительно создает впечатление, будто поверхность фасада плавно «течет», есть и еще одна ассоциация – анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожу гиганта-пресмыкающегося.

7. Начальная школа в Гааге

Проект: Primary School The Hague

Автор: Rocha Tombal Architects

Год постройки: 2011

В стенах школы дети должны чувствовать себя защищенными и в то же время иметь достаточно возможностей для веселого общения. Авторы проекта здания начальной школы в Гааге решили сделать его похожим на «цветное сказочное существо». Удлиненная структура, растянутая вокруг зеленого игрового двора, неоднородна по высоте и ширине, а внутри предлагает маленьким ученикам совершить своеобразное путешествие по светлому лабиринту с изломанными стенами и неожиданными поворотами.

10 интересных фактов о Голландии

Узнав, что на Ярмарке Мастеров будет неделя, посвященная Голландии. Я решила, просто узнать побольше об этой стране и делюсь с вами 10 фактами о Голландии, которые мне понравились больше всего.

Факт 1. Мельницы

Ветряные голландские мельницы — это настоящий музей под открытым небом. Фотографов со всего мира любят делать их фотографии.

Раньше мельницы служили для полученимя круп и муки, краски, масла, горчицы и осушения озер. Поэтому на равнинах количество мельниц постоянно росло, пока их не заменили более современные технологии.

Район Киндердейк в 15 км к востоку от Роттердама, где расположен комплекс ветряных мельниц, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Факт 2. Голландцы — самые высокие

Голландцы — самая высокая нация в мире. 184 см — средний рост мужчин 184 см и 179 см — женщин. Есть мнение, что это связано с хорошим питанием, благополучием и обильным потреблением молочных продуктов.

У всех голландцев отличное здоровье. Почти все одеваются очень легко. Даже при температуре -3 градуса шапок никто не носит, даже дети.

Факт 3. Архитектура и дизайн

Архитектура Голландии — одно из главных достояний страны. Самые популярные и известные — здания на каналах Амстердама, и современная застройка центра Роттердама.

В дизайне голландцы придерживаются простоты и ясности форм. Строгий стиль дизайна прослеживается в организации городских улиц, а также в планировке современных зданий.

Факт 4. Живопись

В Голландии находится самое большое количество музеев в мире. А коллекция живописи — одна из самых богатых и разнообразных.

Самые известные голландские музеи:

Музей Ван Гога (Van Gogh Museum), Амстердам

Государственный музей (Rijksmuseum), Амстердам

Мауритсхёйс (Mauritshuis), Гаага

Музей Бойманс-ван Бёнинген (Boymans-van Beuningen), Роттердам

Дворец Лоо (Het Loo), Апелдоорн

Самые известны голландски живописцы: Рембрандт, Франс Халс, Вермеер, Ван Гог, Босх, Брейгель и многие другие.

Известные современные художники: Гер ван Элк, Ян Диббетс, Петер Стрёйкен, Роб Схолте.

Факт 5. Тюльпаны

Голландия — страна тюльпанов. Тюльпаны- один из главных символов страны. Огромные поля тюльпанов, разных сортов. А вы знатете, что первые тюльпаны были завезены в нидерланды из Турции? Здесь они очень хорошо прижились.

На территории страны есть парк, в котором растут только тюльпаны — Keukenhoff. Это место — одно из самым востребованных туристами для создания красивых фото на память.

В Голландии очень дешевые цветы и превосходного качества. Букет из 50 тюльпанов стоит всего 5 евро.

Факт 6. Дети

Около 30% всех голландских детей рождаются дома, а не в больницах, как это принято во всём мире. При этом соседи могут зайти через несколько часов после рождения малыша и справиться о состоянии мамы и посмотреть на новорожденного.

Факт 7. Кофе

Голландцы большие любители кофе, уступают только скандинавам. В среднем они пьют 3,2 чашки кофе в день, а за год это составляет более 140 л.

Читайте также:  Кухня в японском стиле 46 фото примеров

Факт 8. Пиво

Нидерланды входят в тройку крупнейших экспортеров пива в мире. В 2001 году были даже первыми. Здесь создали такие бренды, как Amstel, Heineken и Grolsch. Экспорт пива за рубеж составляет более 1,3 млрд литров пива, половина из этого объема идёт в США.

В Голландии алкоголь можно употреблять с 16 лет.

Факт 9. Велосипед

Основной транспорт для жителей Голландии – велосипед. На всей территории их около 16 млн. В Амстердаме велосипедов больше, чем людей. Полиция может оштрафовать за отсутствие фонарика на велосипеде в темное время суток.

Факт 10. Кломпы.

Кломпы или деревянные башмаки — самый известный элемент голландского национального костюма. Раньше кломпы использовались, как безопасная и дешевая обувь для работы в полях и на фабриках.

Сегодня кломпы — это популярный и необычный сувенир. Его можно купить на каждом шаг. При желаниилгко найти магазин, где делают действительно удобные башмаки, которые подойдут в повседневной носке. Конечно, если вам дизайн по вкусу.

Жилой комплекс в Голландии

Комплекс Zenderpark – IJsselstein в Голландии от Han van Zwieten Architecten и Kiss + Cathcart.

Этот комплекс из 54 2-3 этажных экологических домов запроектирован голландскими архитекторами из Han van Zwieten Architecten в сотрудничестве с американской компанией Kiss + Cathcart в Иссельстейне, в нескольких минутах езды от Амстердама. Повышенные требования к экологической чистоте в этой стране являются уже не выбором заказчика или проектировщика, а необходимым условием местного законодательства.

Сотрудничество с Kiss + Cathcart стало необходимым по причине разработки системы солнечно-электрических батарей по технологии, в настоящее время доступной только в США. В результате экономичные и эффективные солнечные панели стали элементами фасадов, включившись в общую композиционную работу с деревом, стеклом и полупрозрачными материалами и обеспечивая при этом до 30% потребности в электроэнергии.

В целом проект отражает современный голландский акцент на сохранении пространства и ресурсов, а также инновационной архитектуре. «У нас, в Соединенных Штатах, чем больше ресурсов мы используем, тем успешнее мы чувствуем себя в жизни» – говорит Кисс. – «Для голландского образа жизни это неестественно и неактуально».

Название: Zenderpark – IJsselstein
Расположение: Иссельстейн, Голландия
Архитектура: Han van Zwieten Architecten & Kiss + Cathcart
Общая площадь блока: от 130 м2
Фото: Han van Zwieten Architecten

Статья перенесена из архива блога “Частная архитектура“

Related Articles

Многоквартирный дом во Франции

Дом для пожилых людей (160-unit Home) во Франции от Elizabeth Naud Et Luc Poux Architectes.

Во французском городе Вильжюиф завершено строительство жилого дома для «зависимых» пожилых людей. …

Реконструкция дома в Португалии 6

Тройной дом (Three Cusps Chalet) в Португалии от Tiago do Vale Arquitectos.

Во второй половине 19 века в Португалию возвратилось много эмигрантов из Бразилии, которые кроме значительных состояний привезли на свою историческую родину и специфическую культуру. …

Блокированные дома в Австралии

Дома с двором в Квинсленде (Queensland Courtyard House) в Австралии от Plazibat + Jemmott architects.

Целью этого проекта является попытка выйти за рамки сложившихся традиций и исследование новых потенциальных моделей загородной жилой застройки. …

Аренда хаусботов Нидерланды

212 хаусботов для чартера

Арендуйте этот хаусбот (2Cab), чтобы насладиться самыми красивыми побережьями

2 каюты 1 ванная комната 6 мест 6 койки Drachten (Фрисландия)

Проведите незабываемые каникулы на борту этого хаусбота Octo Fly

4 каюты 4 ванных комнаты 10 мест 10 койки Kerkdriel (Северный Брабант)

Северный Брабант – отличное место для отдыха на борту хаусбота Duo

1 каюта 1 ванная комната 4 места 4 койки Kerkdriel (Северный Брабант)

Арендуйте этот хаусбот 950E, чтобы насладиться самыми красивыми побережьями

2 каюты 1 ванная комната 4 места 4 койки Loosdrecht (северная голландия)

Северный Брабант: красивейшие бухты на борту этого хаусбот Estivale

3 каюты 2 ванных комнаты 8 мест 8 койки Kerkdriel (Северный Брабант)

северная голландия откроется с новой стороны на борту этого хаусбота

2 каюты 1 ванная комната 7 мест 5 койки Loosdrecht (северная голландия)

Насладитесь путешествием на борту этого хаусбота длиной 9.50

2 каюты 1 ванная комната 5 мест 5 койки WSV Leidschendam (южная голландия)

Арендуйте этот хаусбот с 1 каюта, чтобы посетить Eiland van Maurik

1 каюта 6 мест 4 койки Eiland van Maurik (Утрехт)

Проведите незабываемые каникулы на борту этого хаусбота Escape 1080S

3 каюты 1 ванная комната 6 мест 6 койки Makkum (Фрисландия)

северная голландия влюбляет в себя. Убедитесь в этом на борту этого хаусбота

2 каюты 2 ванных комнаты 5 мест 5 койки Loosdrecht (северная голландия)

Прелестный хаусбот Pénichette Flying Bridge в Loosdrecht

2 каюты 2 ванных комнаты 5 мест 5 койки Loosdrecht (северная голландия)

Прелестный хаусбот Pénichette Flying Bridge в Loosdrecht

2 каюты 2 ванных комнаты 5 мест 5 койки Loosdrecht (северная голландия)

Насладитесь отдыхом на борту этого хаусбота Pénichette Classique 1106 FB

2 каюты 1 ванная комната 7 мест 5 койки Loosdrecht (северная голландия)

Прелестный хаусбот Pénichette Classique в Loosdrecht

1 каюта 1 ванная комната 7 мест 7 койки Loosdrecht (северная голландия)

Арендуйте этот хаусбот с 2 каюты, чтобы посетить Loosdrecht

2 каюты 2 ванных комнаты 6 мест 6 койки Loosdrecht (северная голландия)

северная голландия влюбляет в себя. Убедитесь в этом на борту этого хаусбота

2 каюты 2 ванных комнаты 6 мест 6 койки Loosdrecht (северная голландия)

северная голландия – отличное место для отдыха на борту хаусбота 1165 FB

2 каюты 2 ванных комнаты 7 мест 7 койки Loosdrecht (северная голландия)

северная голландия: красивейшие бухты на борту этого хаусбот Pénichette Flying Bridge

2 каюты 2 ванных комнаты 7 мест 7 койки Loosdrecht (северная голландия)

Арендуйте этот хаусбот 1180 FB, чтобы насладиться самыми красивыми побережьями

3 каюты 7 мест 7 койки Loosdrecht (северная голландия)

Насладитесь отдыхом на борту этого хаусбота Pénichette Flying Bridge 1180 FB

3 каюты 7 мест 7 койки Loosdrecht (северная голландия)

Другие яхты, помимо Хаусбота Нидерланды

Лучшие страны для путешествия на борту Хаусбота

Лучшие места для путешествий на борту Хаусбота Нидерланды

Лучшие порты для круизов на борту Хаусбота, Нидерланды

Сохраняйте понравившиеся яхты одним кликом в учетной записи Nautal.

Мы сообщим, если цена на одну из понравившихся яхт изменится.

Сохранено в избарнное!

Проверьте почту (включая папку спам) и следуйте инструкциям, чтобы завершить регистрацию.

14. Амстердам: Дом-корабль

Мой последний рассказ об Амстердаме будет посвящен прогулке к одному необычному дому. Это знаменитый Het Schip или Дом-Корабль, одно из самых известных произведений архитектурной Амстердамской школы. Дом находится чуть в удалении от туристических районов города, поэтому не каждый сюда добирается и, надеюсь, что для кого-то открою новый уголок Амстердама.

Карта достопримечательностей Амстердама. Дом-корабль находится в северо-западной части карты и отмечен оранжевым цветом.

Эта заключительная прогулка стала продолжением моего маршрута по Западному кольцу каналов. Я дошел до крайней точки этого района – Харлемских ворот и дальше вышел к Westerpark. Ничего примечательного в парке нет, специально сюда не пошел бы, но раз на пути попался, то сделал пару кадров.

Я уже отмечал любовь амстердамцев к дегенеративной скульптуре. Это произведение (1986 г.) в Вестерпарке в виде мужика на стуле называется. называется “Мужик на стуле”, неожиданно, ага.

Перейдя железную дорогу, я очутился в милом и почти безлюдном районе. На каждом шагу попадались небольшие дачные участки прямо во дворах домов.

Читайте также:  Лепнина в интерьере – роскошь и оригинальность

Почти, как у нас.

Не буду дальше томить вас огородами, а сразу перейдем к главной цели моей прогулки.

Итак, Дом-корабль (Het Schip) представляет собой скорее целый треугольный квартал. Он был построен по великолепному проекту Мишеля де Клерка, одного из самых известных архитекторов Амстердама. Комплекс был спроектирован в 1919 году, как доступное жилье для рабочих, и включает в себя 102 небольших квартиры, маленький зал для собраний, а также почтовую контору, небольшой клуб и школу.

Здание было построено в экспрессионистском стиле, который называется «Амстердамская школа». Корабль является одним из самых великолепных эталонов этого стиля архитектуры. Главное отличие данного стиля от других – это наличие волнистых линий из красного кирпича и черепицы.

Я уже показывал в самом первом рассказе об Амстердаме жилой комплекс в подобном стиле, “Де Дагерад” но, конечно, Корабль будет поэффектнее.

В Нидерландах в начале 20 в. быстрым темпом шла индустриализация, массы крестьян в поисках работы перебиралась в города, где остро не хватало жилья. Для них строились дешевые и низкокачественные дома, по сути – трущобы, где были ужасные условия. В ответ был принят «Жилищный закон» (1901), согласно которому каждый гражданин имел право на достойный дом. Закон не только ввел современные строительные нормативы, но и требовал от городских властей создавать генпланы перед тем, как начинать строительство новых районов.

Во внутреннем дворике комплекса – огороды жильцов а не уродливая парковка.

Упомянутые выше изменения, вызванные «Жилищным законом», сначала вызвали интерес не у всех, а лишь у «левых» архитекторов, желавших изменить мир к лучшему и при этом работать для новых заказчиков – рабочих – в новом стиле. Они учли, что большинство этих людей перебрались в город из деревни, а ведь там дома возводят сами их владельцы, поэтому все зависит от их фантазии. Если крестьянин хочет сделать не квадратное окно, а треугольное, он так и поступает, что характерно для сельской голландской архитектуры. И мастера Амстердамской школы переняли этот образ мысли, чтобы рабочие почувствовали себя в городе как дома. Безусловно, у них в целом получились очень современные кварталы, помимо прочего, это были трехэтажные строения, что считалось довольно высоким для того времени, но в их проектах также присутствовали фантазия и юмор сельской традиции, к примеру, те же окна забавных форм.

Вертикальная кладка кирпича – одна из “фич” Амстердамской школы.

Внутри Дома-корабля действует музей, но он открывается ближе к обеду (расписание на сайте музея Корабля https://www.hetschip.nl). Поэтому для примера внутренних интерьеров пришлось позаимствовать картинку. Телефонная будка!

Музей выживает без внешнего финансирования, весь его доход поступает от продажи билетов. В 2014-м году в нем побывало 17 тысяч человек, а ведь Дом-корабль расположены вдали от популярных туристических объектов Амстердама, и случайно туда не заходят

Важно отметить, что и в Нидерландах тоже не всегда и не все памятники охраняли: еще 40 лет назад старые фабрики сносили или они стояли заброшенными. А потом, в 1970-е годы молодые люди в поисках жилья стали селиться в таких постройках, оценив их красоту. И сейчас сохранение этих построек и всех остальных памятников современной архитектуры стало крайне популярным, получило государственную поддержку – это же хорошая реклама для страны. Раньше туристы приезжали посмотреть на ветряные мельницы, а теперь их интересует «Хет Схип».

Многие из комплексов Амстердамской школы были отремонтированы примерно 20 лет назад, и при этом изменилась планировка квартир: понятно, что люди хотят устроить современную кухню, ванную. Но эти дома нравятся всем не планировкой, а своим привлекательным обликом, открытостью людям: невозможно не улыбнуться, увидев дом «в шляпе», к примеру (такая форма крыши у Дома-корабля – это прекрасный пример игривости, свойственной Амстердамской школе), и это не менее важно, чем организация внутреннего пространства. В Доме-корабле можно найти не менее 13 разных вариантов планировки квартир.

Как я понял, Амстердамская школа – это скорее про внешний вид, а не про удобство жилья. Оппозиция – функциональность и «фантазия» – существует в голландской архитектуре до сих пор. Некоторые современные голландские архитекторы не признают достоинства этой школы из-за ее недостаточной функциональности.

В квартирах в «Хет Схип» есть странные углы, необычные пространства. Если поговорить со старожилами, они расскажут, что, к примеру, над входной дверью у них были «антресоли» с двумя окнами, где они играли в детстве, даже ставили там палатку. Странная деталь, как будто без функции – но если задуматься, то поймешь: эти окна весь день освещают коридор, и искусственный свет не нужен.

Странные детали Корабля можно рассматривать бесконечно и каждый раз находить что-то новое.

В 1923 умер де Клерк, и это, по сути, стало концом Амстердамской школы. Получается, что ее основной период активности очень короток, плодотворен и потому похож на взрыв – от конца Первой мировой войны, 1919 до 1923. А Дом-Корабль – самая яркая его страница.

В общем, совершенно не пожалел, что выбрался к Дому-кораблю. Жаль только, что из-за раннего часа не работал музей. Но и просто поразглядывать этот “дворец для рабочих” оказалось весьма занятным делом.

Еще немного пройдемся по району рядом с “Хет Схип”. Пешеходный переход оформлен плиткой из Делфта и, видимо, рассчитан на самых маленьких пешеходов.

Здание напротив Дома-корабля тоже довольно интересное.

Зайдите внутрь его двора, там будет очень приятный сад. В начале мая обильно цвели деревья, красота.

А вот эту моду голландцев так обкарнывать деревья я не совсем понимаю.

Это не элемент детской площадки, а произведение искусства на минуточку. Называется Woezel и почти мой ровесник (1978 г.).

Такой функционализм после фантастического “Хет Схип” смотрится довольно уныло.

“Три фигуры на улице” (2001 г.) скульптора Peter Erftemeijer. Он обычно изображает людей во время их повседневной деятельности.

В Амстердаме это просто прохожие, третья фигура из этой группы находится в Харлеме.

Суринамско-индонезийский ресторан. Как вам сочетание?

Иногда, когда я обрабатываю картинки для рассказа, глаз цепляется за какие-то детали, которые я совсем и не видел, когда фоткал. И начинают всплывать интересные истории. Например, эту парочку я снял, т.к. она мне показалась вызывающе дебильной и гопнической.

При обработке я зацепился за надпись на футболке качка De Nachtbraker. ОК, тащим в переводчик и в гугл. Оказывается в переводе это дословно “ночная сова”, а в переносном смысле, так голландцы называют типов, которые гудят всю ночь напролет. Есть даже такое официальное движение местных ночных тусовщиков. А в данном случае – это вывеска кафе De Nachtbraker, которая находится за дверью на фото. Вот и разгадка этой дурацкой пары.

Ну, все последняя картинка и закругляюсь. Прямо не верится, что я наконец-то закончил свою голландскую серию рассказов о поездке на майские праздники далекого 2013-го года. Не прошло и четыре года! Но с уважаемыми читателями не прощаюсь, впереди новые города и страны, и новые шедевры рассказы о моих прогулках по ним.

Ссылка на основную публикацию